О прощении

Здравствуйте, отец Олег.

Что Вы можете сказать по поводу следующего мнения:

"А все-таки: неужели нужно всех прощать? Всегда ли, во всех ли обстоятельствах? Многие считают, что так. Но давайте обратимся к первоисточнику христианства, к Евангелию. Что говорит о прощении Иисус Христос? «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему, и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лук.17:3,4). Семь раз — это много, тем более, что в другой раз Господь сказал: «не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мтф. 18:22), то есть, до бесконечности.
Но ведь речь идет не о безусловном прощении. Господь велит прощать, если согрешивший против нас покается, если «семь раз в день обратится, и скажет: каюсь…». Согласитесь, это достаточно серьезная оговорка. Всегда ли мы слышим это «каюсь» от тех, кого не можем простить? И если нет с их стороны никакого раскаяния, никакого желания измениться, и, тем более, если они продолжают делать то, за что мы тщетно пытаемся их простить, то есть ли необходимость их прощать? В приведенных выше словах Спасителя этого требования не находим. А как быть?
Господь в другом месте говорит, что нужно попытаться объясниться с таким человеком, показать его неправоту, «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф.18:16,17). Сказать в те времена иудею «да будет он тебе, как язычник и мытарь», означало то же, что современному человеку сказать: «Можешь с этим человеком прекратить всякое общение». Иногда так и надо поступать, и никакого греха в этом не будет."
 
Москва
Православный христианин
Сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23-24). Обратите внимание, тут не сказано что мы имеем на брата, но «брат твой имеет что-нибудь против тебя». Возможно «имеет» и несправедливо.
«Ради чего и почему Он повелевает так поступить? Как мне кажется, Он подразумевал под этим и имел в виду две вещи: во-первых, как я уже сказал, Он хотел показать, что высоко ценит любовь, и считает ее величайшей жертвой, и без нее не принимает [вещественной] жертвы, а во-вторых, хотел показать необходимость и обязательность примирения. В самом деле, тот, кому повелевается принести дар не прежде, чем примирившись, непременно поспешит примириться, даже если не по любви к ближнему, то хотя бы потому, чтобы жертвоприношение не осталось незавершенным» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея). – Здесь надо помнить об общем принципе: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13,8).
Вы скажете: «А он меня проклинает»?
А Господь говорит: «благословляйте проклинающих вас»!
Вы скажете: «А он ненавидит меня, и враждует со мною»?
А Господь говорит: «любите врагов ваших… благотворите ненавидящим»!
Вы скажете: «А он, мучает и обижает меня»? А Господь говорит: «…молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5,44).
Мы обречены на доброе отношение ко всем людям.
 
Сверху