о геенне

Москва
Православный христианин
Ад - это удаление от Рая! как и грех есть удаление от добра! а сами по себе ни ад и ни зло не бытийны. Ибо то, что Бог сотворил, все " хорошо весьма" (Быт.1:31), а про ад, зло и грех так не скажешь.
Если Златоуст так говорил, то надо понять, что Бог попустил быть аду, но никогда не творил его для людей. Сказано: "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф.25:41). - То есть изначально ад - "уготованный диаволу и ангелам его". Но не людям, те сами избрали его для себя, удалившись от Рая и святости.
Таким образом, Бог не может быть виновником нашего попадания в ад или зла, но сами люди, обольщаясь собственными грехами, удаляются от божественной благости.

73658160_ad5.jpg


Сошествие Христа во ад. И изведение из ада ветхозаветных праведников.

Читаем: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис.45:7). Но это-же не в том смысле, что Бог источник тьмы, зла и бедствий. - Эти слова о том, что Господь одинаково контролирует в этом мире и добро и зло. А Сам "...Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин.1:5); и еще: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа" (1Кор.15:55)?

Святых Отцов надо читать с рассуждением и согласуя слова разных отцов с разными текстами Писания.
 
Нижний Новгород
Православный христианин
спасибо

наткнулся на еще две любопытные мысли:
митрополит Иерофей (с сайта Азбука): "Из святоотеческого предания ясно видно, что рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников."

"и рай и ад внутри вас есть" - это уже из лекции А.И.Осипова
 
Москва
Православный христианин
Реально ад созидается самою жизнью человека, равно как и Рай. Ибо только в этой жизни и можно решить, где ты окажешься в вечности:
Священномученик Климент Римский: «Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться».
Святитель Киприан Карфагенский: «Позаботьтесь, пока можно, о своей безопасности и жизни… Убеждаем вас, пока есть еще возможность, пока остается еще несколько века, — принести удовлетворение Богу… Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь теряется или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть никого не задерживают на пути ко спасению грехи или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно. Вход к снисхождению Божию открыт, и ищущим и разумеющим истину доступ удобен. Молись о грехах хотя бы то при конце и исходе временной жизни… верующему Божественная любовь оказывает спасительное снисхождение, и в самой смерти совершается переход к бессмертию».

Возлюбивший грех как вечный стыд и понесет его в вечности:
Святитель Василий Великий по поводу адских мучений писал: «…Страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти душ их... Жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд». Ужасные слова о характере вечных мучений встречаются у святитель Иоанна Златоуста: «Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть, как кроткое лице Господа отвращается от нас и ясное око Его не хочет взирать на нас». - То есть, мука заключается прежде всего в расторжении с Создателем и подлинным источником жизни, о Котором сказано, что "мы Им живем и движемся и существуем" (Деян.17:28).
 
Москва
Православный христианин
Тезис Осипова А.И., что "и рай и ад внутри вас есть", - подтверждается двумя цитатами из Библии:
1. "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства" (Мк.7:21);
2. "...Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21).

93580.jpeg


"Блаженны умирающие в Господе" и "смерть грешника люта"...

Нн! Ад вечен, потому что и Рай вечен! И в этом смысле вечность ада не проистекает напрямую из природы Бога, но из природы человека, которого, в свою очередь, Создатель и наделил вечностью.
А вечность Рая прямо проистекает из вечности Господа, о Котором и сказано: "Бог есть Любовь" (1Ин.4:8). - Но вечность одна...
Преп. Андрей Кесарийский и настаивал на том, что огонь геенский, и божественный благодатный огонь - есть один и тот же, но одни воспринимают его в Раю как источник света и радости, а другие в аду - как источник мрака и мучения.
В этом смысле и надо понимать заявленное Вами изречение Златоуста.
А временная жизнь дана нам для того, чтобы мы добровольным актом свободной воли определились бы, где и будем находиться в вечности.
Читаем: "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты..." (Втор.30:19).
 
Нижний Новгород
Православный христианин
Спасибо

отче, чтобы не создавать новую тему спрошу здесь.
бесы не могут ничего творить, если им не разрешено будет Богом.
Правильно я понимаю, что Бог разрешил змею обольщать Еву?
 
Москва
Православный христианин
Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека, что такое добро и зло. Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения этих разностей – добра и зла. Зло уже существовало в мире в лице падшего ангела, да и не одного только: диавол увлек за собою огромное количество некогда светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь для того и создал человека, чтобы восполнить число отпавших небожителей). Нет сомнения, что Адам, который давал имена первозданным животным, знал, что такое добро и зло.
Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.

The-Expulsion-from-Paradise.jpeg


Изгнание Адама и Евы из Рая.

Как и дьявол, выпадает из духовного мира, стремясь уподобиться Богу.
И современный мир, стремясь к полной секуляризации, на каждом диавольском витке отхода от Церкви снова и снова повторяет акт грехопадения.
Возможно, кто-то возразит: если древо познания добра и зла представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не убрал его за пределы Рая, не поместил вне досягаемости для людей?
Но Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.
Читаем: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1Кор.10:13); и еще: "В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (Иак.1:13-14).
 
Последнее редактирование модератором:
Нижний Новгород
Православный христианин
спасибо за развернутые ответы.

Значит разрешил.
Тогда встает другой вопрос, почему для искушения был выбран именно этот момент?
Ведь Он мог разрешить сделать змею это ранее (до сотворения Евы) или позже (когда бы они уже плодились и размножились).
 
Москва
Православный христианин
По преданию, все произошло в один день: сотворение Адама и его жены, грехопадение и изгнание из Рая.
И смерть Адама в 930 лет вмещала в себя этот день, но уже за вратами Рая.

4.png


Плакася Адам перед раем седя: «Раю мой, раю, прекрасный раю! Мене ради, раю, сотворено еси, Еввы ради, раю, заключено еси. Уже азо не слышу архангелеска гласа, уже азо не вижу райскыя пища. Аще бы ведала душе моя суету мира сего и вошла бы на гору высоку, и узрела бы гробо свой. Гробе мой, гробе, превечный мой доме! Есте в тебе, гробе, червь неусыпаемый, теми есте, други прелюбимые, за моя грехи премногия. Увы мне грешну и беззаконену! Господи, не остави мене погибшаго. Милостиве, помилуй мя падошаго!».
(Текст на иконе конца XVI- начала XVII вв).
 
Сверху