О благости Божией и попущении зла в мире

Москва
Православный христианин
Здравствуйте, уважаемый Алексей Михайлович!

Вот уже несколько раз читаю на форуме темы с вопросами и полемикой о теодицеи (сочетания благости и милосердия Божия и наличия зла в мире) и невольно этот вопрос стал меня тоже волновать. Попробую задать его в лаконичной форме:

Как православное догматическое богословие решает вопрос теодицеи?

Заранее благодарю вас за ответ, полагая, что он будет так же полон и интересен, как и предыдущие ваши ответы.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Жанна. Извините за длительное молчание: в силу крайней загруженности я не смог ответить вам раньше. Вы интересуетесь, как сочетаются благость и милосердие Божие с наличием зла в мире. Давайте же выясним, что подразумевается под злом? Злом, в святоотеческом понимании, называется то, что противоречит воле Божией, то, что противно добру. Зло не есть что-либо само по себе существующее, ибо все сотворенное сотворено Богом, а Бог — не Творец зла. Если же мы признаем обратное, то есть, что Бог — Творец зла, значит, мы признаем, что Он — Зол, что зло угодно Ему. А значит, и лица, вершащие злые деяния смогут оправдывать себя тем, что они действуют не вопреки, а в согласии с благоволением Божиим. Но это не так. Зло не есть что-либо созданное Богом и не есть что-либо существующее само по себе. Зло проявляется в мыслях и поступках разумно-свободных существ именно как противление воле Создателя. Зло есть недостаток, ущерб добра, как и тьма есть отсутствие света; и оно присутствует в мире не по благоволению, а по попущению Божию. Нередко можно слышать упрек: почему Бог сотворил тварь несовершенной, разве же Он не мог (или не хотел) сотворить ее такой, чтобы она не могла согрешать? Конечно же, мог: Бог мог создать творение исполняющее лишь то, к чему Он Сам благоволит. Более того, подобная тварь уже сущетвует. Это бездушные материальные вещи, а также и животный мир. Первые существуют соответственно законам, измышленным Творцом, а вторые — соответственно законам и инстинктам. Если бы Бог и в Адама вложил инстинкт, сообразно которому тот мог исполнять лишь то, к чему благоволит Творец, Адам, скорее, мог бы называться автоматом или роботом, но не человеком в известном нам смысле. В этом бы проявилось не совершенство, а несовершенство человека как образа Божия. Совершенство же человека именно в том и состоит, что он является отображением Творца: создан со свободой выбора, создан способным добровольно избирать либо добродетель, либо грех. Да и чего бы стоила человеческая (или ангельская) праведность, если бы она была навязана человеку (ангелу) свыше как нечто необходимое, словно интстникт? Итак, Бог не вершит, а только попускает Зло. В то же время, попуская зло, Он не попустительствует ему. Добрым делам Бог содействует, а злые — ограничивает, перенаправляет их последствия к добрым целям. Когда пришла полнота времени, Бог послал в мир Своего Единородного Сына, Который воплотился, родился от Девы, служил, страдал, воскрес и везнесся на Небеса. В день Пятидесятницы Он ниспослал в мир Святого Духа, исходящего от Бога Отца. Этот день нередко называют днем рождения Церкви. Церковь имеет все необходимые средства для того, чтобы человек добровольным личным усердием при содействии благодати Божией исцелялся от скверны греха, просвещался, освящался и обоживался. Но Спасение — дело добровольное. Бог не насилует волю человека и не влечет его в Царствие Небесное силой. После Славного второго Пришествия Христа люди, избравшие добро, унаследуют Славные небесные обители, а грешники, выбравшие зло — мрачную сень ада. Так раскроется не только благость и милость, но и правосудие Божие, и праведники будут ограждены от зла.
 
Сверху