Владимир Высоцкий как-то говорил: «Я всегда ищу в людях только хорошее. Плохое они сами покажут…». Очень часто бывают жизненные ситуации, когда досадный поступок, оплошность, неправильно сказанные слова или действия напрочь убивают репутацию человека. Разочаровываться в человеке - весьма болезненный процесс для души, психики и самооценки. Репутация - один из самых важных аспектов отношений между людьми. После утраты уважения и доверия восстановить их действительно непросто, а в некоторых случаях даже практически невозможно. Как вести себя с разочаровавшим вас человеком?
Ветхий Завет говорит об этом кратко:
«Отойди от зла и – сотворишь благо» (Пс.,33:15) А в Новом Завете Господь подробно раскрывает суть этого правила: «
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним, если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.(Мф.18:15-17). Но в то же время существует и другая, внутренняя сторона прощения, о которой вы свидетельствуете евангельским текстом:
«сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему [апостолу Петру]: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».
(Мф.18:21-22). Другими словами
«любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,..» (Мф. 5: 44-48), Христос указывает нам, что прощение – это не просто одолжение и великодушие по отношению к обидчиками и недругам, но духовный акт по отношению к самому себе, преодоление переживаний души ради гармонии с самим собой и Богом. Оно направлено только внутрь человека, а не в адрес обидчиков. Внутреннее первичное прощение - это значит проститься с каким-то неприятным, мучающим душу жизненным эпизодом. Иначе говоря, завершить внутренний конфликт, поставив точку, перестать быть жертвой душевных мук, вернув нарушенную гармонию души. Однако, чтобы понять и простить чужие падения, необходимо прежде заглянуть в себя самого и освободиться от собственной порочности, потому что лишь при этом условии можно с любовью увидеть греховное горе другого человека, даже если он твой обидчик. Обличать же греховные отступления, не имея собственной чистоты, бессмысленно - это приводит лишь ко взаимному раздражению. Спаситель не призывает подчиняться злу и не вести борьбу с ним. Наоборот, Он призывает бороться со злом и учит побеждать зло, но не агрессивными методами, то есть не оскорблениями и упреками, а добром, милосердием и лаской, и таким образом сделать первый шаг к примирению. Поэтому Апостол Павел говорит:
«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17-18). А если ответного шага нет, если извинения не приняты, если вежливое и тактичное троекратное обличение не приносит плодов? Тогда
«предоставь место Богу» (Мф.18:18). И, отойдя в сторону, поблагодари Бога за данное тебе зримое предупреждение, как и ты можешь пасть:
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию].»(Рим.12:19). К сожалению, лишь немногие люди способны исполнить эти слова и полностью оставить суд человеческий:
«Никого не суди, не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду твою над падающим и покрой его».. (прп.
Исаак Сирин). Поэтому так и страшны репутационные потери - при личной неприязненности мучительно тяжело игнорировать возникшее недоверие и скрытые язвительные ухмылки. Да и одного факта формального «примерения» будет недостаточно. Примирение должно быть искренним, взаимным и конструктивным, а не тошнотворным лицедейством, когда конфликтующие надевают маски «миротворцев», пряча «фигу в кармане». Лицемерным «парламентерством» напротив можно даже убедить человека в безнаказанности, спровоцировав новую порцию падений.. И уж совсем гадко, когда в плодах покаяния нет ни капли смиренной любви и любовь подменяется «обязанностью». Куда важнее для души прощение «внутреннее» - незримое, чистое и искреннее - ведь в действительности не нас обижают, а мы обижаемся, и, чтобы простить своего обидчика, чтобы избежать «взрывоопасности» личных контактов - для этого достаточно встать на его место и подумать, почему он так поступил. Может, это и не была цель его поведения, а если специально хотел задеть, то нет смысла многократно в мыслях пережевывать конфликтную ситуацию, а тем более воскрешать её вновь в личных встречах. Прощая и забывая былое, мы делаем свою жизнь полной и благодатной. Чтобы в душе наступил долгожданный покой, надо поставить окончательную точку - смириться и искренне попросить прощения! Право оступиться есть у каждого человека. И тот, кто признаёт это, автоматически получает право на исправление своей ошибки. Вместо того, чтобы снова и снова прокручивать в памяти неприятный момент, нужно искренне и полно покаяться, но не заниматься непрерывным самоистязанием из-за совершённой ошибки. Не внушайте себе, что неприязненные отношения - диагноз на всю жизнь. Наверняка в них есть причина - ищите её в себе. Время всё лечит - поэтому полезно сделать «перезагрузку» - взять долгую паузу во взаимоотношениях, прекратить любое общение и на время оставить все попытки наладить испорченный диалог. Этот период может быть весьма длительным, но обязательно «искупительным» - надо постараться за это время сделать возможно больше хороших, полезных и благих дел для других. И только после этого можно попытаться восстановить отношения с тем, перед кем репутация когда-то была подпорчена - просить прощения и делами загладить вину. А чтобы избавиться от застарелых обид, но при этом не спровоцировать новую волну неприязненности можно перестраховаться, взяв чистый лист бумаги, и написав со слезами души, чем был вызван разлад между вами, завершив свое письмо искренней просьбой прощения. Так или иначе, дорогая Лия, но пытаться восстановить отношения надо, хотя бы дистанционно... Просто потому, что застарелая обида — признак духовной незрелости. Чувство обиды у духовно зрелого христианина атрофируется, потому что он в состоянии сделать правильный нравственный выбор: либо всю жизнь сожалеть о своем печальном опыте, либо превратить его в стимул стать лучше.