... Как понять где тут согласие отцов? Да оба признавали что это ересь,но Иосиф же нарушал заповедь о прощении врагов...почему надо казнить врага именно? Неужели нельзя и в правду его сослать в ссылку? Христос все таки заповедует прощать нам врагов всех!
Дорогой Дмитрий Владимирович!
А почему вы так уверены, что должно быть согласие? Я, припоминаю, уже писал вам, что такое разномыслие вполне естественно. Еще апостол Павел заповедал своим ученикам
«надлежит быть и разномыслию между вами, дабы открылись между вами искусные»(1 Кор,11:19). Святые тоже были людьми, и могли высказывать свою точку зрения на развитие какой-либо ситуации, и не всегда безошибочную. Просто, блуждая в многочисленных и зачастую разноречивых святооотеческих суждениях, нужно помнить, что существует Абсолютный Авторитет – Господь наш
Иисус Христос, и, соответственно, следовать Его заповедям.
Не буду пересказывать историю конфликта между иосифлянами и нестяжателями – об этом можете прочитать
здесь. Напомню лишь суть. Нестяжатели, идеологом которых был
Нил Сорский, считали, что монастыри не должны иметь никакого имущества, а жить им надлежит исключительно трудами монастырской братии; всё остальное о нестяжателях фактически сказано в их названии. В то же время
Иосиф Волоцкий и его последователи, в отличие от идеалистов-нестяжателей, стояли на противоположных, по сути дела, идейных и мировоззренческих позициях, будучи своего рода церковными прагматиками.
Иосиф Волоцкий считал, что монастыри должны иметь в своей собственности земли вместе с проживающими на этих землях эксплуатируеммыми крепостными крестьянами, а также – разнообразные виды мирских доходов. Впрочем, сам
Иосиф Волоцкий, вёл предельно аскетический образ жизни и явно не искал для себя выгоды. Он, скорее всего, руководствовался соображениями блага Церкви и самодержавной монархии, суть которого сам, быть может, понимал ложно. Отсюда и его филокатолическое тяготение к «церковной инквизиции».
Как известно, в конечном счёте, восторжествовала точка зрения иосифлян, которая, по сути своей, заложила ту мину, которая и снесла церковные главки в 1917 году. Хотя по-другому, собственно говоря, в самодержавном государстве и быть не могло. Да и откуда нам знать, что было, если бы тогда всё же восторжествовала точка зрения нестяжателей, чем обернулся бы их чистый, простодушный – хотя, и бесконечно прекрасный – идеализм?
Этот конфликт между двумя духовными течениями Православия, существовал постоянно и очень остро проявляется в наше время - всё больше людей сейчас критикуют Московскую Патриархию с позиций нестяжательства, звучат достаточно справедливые обвинения в обмирщении православной веры. Однако, Святая Церковь, созданная Христом, хоть и едина, но существует она в двух разительно отличающихся мирах – в Царстве Божьем и в нашей земной реальности, которую Святые Отцы характеризуют, как «мирское смешение» или «мирское слитие». Это значит, что в нашей церковной действительности смешаны добро и зло, любовь и ненависть, самопожертвование и корысть. Сохранить в такой мешанине чистую святую совесть – практически немыслимая для человека задача, но именно стремление к духовной чистоте, «стяжать дух мирен» является высшей задачей человека, залогом его спасения. Конечно, осуществить это легче, если разорвать всякие связи с миром, оставив себе только духовную связь с людьми - в этом состоит великая правда "нестяжателей". Но одновременно Церковь должна являть себя миру делами, должна идти к людям, призывать их к себе. И для этого ей требуются многие утилитарные прозаические средства: храмы, деньги и другие средства распространения идей и влияния, которые оправдывают труды и скорби "иосифлян". То есть, оба направления православной жизни необходимы, потому что ведут к единой цели – но только
при условии гармонии, равновесия этих течений в церковной жизни. Перекос равновесия, "апология богатства", превалирование одного течения над другим, моментально сказывается в церковной жизни, порождая напряжения, ереси и расколы. И, если со стороны как архипастырей, так и простых прихожан не будет проявлено доброй воли и практических усилий для исправления этог дисбаланса, то вскоре могут исполниться пророческие слова Спасителя
«Се, оставляется вам дом ваш пуст».
(Мф. 23:38)