Несогласие нестяжателей и иосифлян?

Православный христианин
С праздником вас батюшка! Со светлым Рождеством Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Хотелось бы задать вам вопрос вот на какую тему! Если не ошибусь есть у нас такие два святых это преп,Нил Сорский и преп Иосиф Волоцкий и они оба участвовали в борьбе против ереси жидовствующих! Они оба понимали что эта ересь несет угрозу церкви,обществу и государству! Но преп.Иосиф выступал за казнь еретиков,а преп Нил лишь за ссылку в монастырь если не раскаются! Как понять где тут согласие отцов? Да оба признавали что это ересь,но Иосиф же нарушал заповедь о прощении врагов...почему надо казнить врага именно? Неужели нельзя и в правду его сослать в ссылку? Христос все таки заповедует прощать нам врагов всех!
 
... Как понять где тут согласие отцов? Да оба признавали что это ересь,но Иосиф же нарушал заповедь о прощении врагов...почему надо казнить врага именно? Неужели нельзя и в правду его сослать в ссылку? Христос все таки заповедует прощать нам врагов всех!
Дорогой Дмитрий Владимирович!
А почему вы так уверены, что должно быть согласие? Я, припоминаю, уже писал вам, что такое разномыслие вполне естественно. Еще апостол Павел заповедал своим ученикам «надлежит быть и разномыслию между вами, дабы открылись между вами искусные»(1 Кор,11:19). Святые тоже были людьми, и могли высказывать свою точку зрения на развитие какой-либо ситуации, и не всегда безошибочную. Просто, блуждая в многочисленных и зачастую разноречивых святооотеческих суждениях, нужно помнить, что существует Абсолютный Авторитет – Господь наш Иисус Христос, и, соответственно, следовать Его заповедям.
Не буду пересказывать историю конфликта между иосифлянами и нестяжателями – об этом можете прочитать здесь. Напомню лишь суть. Нестяжатели, идеологом которых был Нил Сорский, считали, что монастыри не должны иметь никакого имущества, а жить им надлежит исключительно трудами монастырской братии; всё остальное о нестяжателях фактически сказано в их названии. В то же время Иосиф Волоцкий и его последователи, в отличие от идеалистов-нестяжателей, стояли на противоположных, по сути дела, идейных и мировоззренческих позициях, будучи своего рода церковными прагматиками. Иосиф Волоцкий считал, что монастыри должны иметь в своей собственности земли вместе с проживающими на этих землях эксплуатируеммыми крепостными крестьянами, а также – разнообразные виды мирских доходов. Впрочем, сам Иосиф Волоцкий, вёл предельно аскетический образ жизни и явно не искал для себя выгоды. Он, скорее всего, руководствовался соображениями блага Церкви и самодержавной монархии, суть которого сам, быть может, понимал ложно. Отсюда и его филокатолическое тяготение к «церковной инквизиции».
Как известно, в конечном счёте, восторжествовала точка зрения иосифлян, которая, по сути своей, заложила ту мину, которая и снесла церковные главки в 1917 году. Хотя по-другому, собственно говоря, в самодержавном государстве и быть не могло. Да и откуда нам знать, что было, если бы тогда всё же восторжествовала точка зрения нестяжателей, чем обернулся бы их чистый, простодушный – хотя, и бесконечно прекрасный – идеализм?

Этот конфликт между двумя духовными течениями Православия, существовал постоянно и очень остро проявляется в наше время - всё больше людей сейчас критикуют Московскую Патриархию с позиций нестяжательства, звучат достаточно справедливые обвинения в обмирщении православной веры. Однако, Святая Церковь, созданная Христом, хоть и едина, но существует она в двух разительно отличающихся мирах – в Царстве Божьем и в нашей земной реальности, которую Святые Отцы характеризуют, как «мирское смешение» или «мирское слитие». Это значит, что в нашей церковной действительности смешаны добро и зло, любовь и ненависть, самопожертвование и корысть. Сохранить в такой мешанине чистую святую совесть – практически немыслимая для человека задача, но именно стремление к духовной чистоте, «стяжать дух мирен» является высшей задачей человека, залогом его спасения. Конечно, осуществить это легче, если разорвать всякие связи с миром, оставив себе только духовную связь с людьми - в этом состоит великая правда "нестяжателей". Но одновременно Церковь должна являть себя миру делами, должна идти к людям, призывать их к себе. И для этого ей требуются многие утилитарные прозаические средства: храмы, деньги и другие средства распространения идей и влияния, которые оправдывают труды и скорби "иосифлян". То есть, оба направления православной жизни необходимы, потому что ведут к единой цели – но только при условии гармонии, равновесия этих течений в церковной жизни. Перекос равновесия, "апология богатства", превалирование одного течения над другим, моментально сказывается в церковной жизни, порождая напряжения, ереси и расколы. И, если со стороны как архипастырей, так и простых прихожан не будет проявлено доброй воли и практических усилий для исправления этог дисбаланса, то вскоре могут исполниться пророческие слова Спасителя «Се, оставляется вам дом ваш пуст». (Мф. 23:38)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Батюшка но ведь церковь утверждает что среди всех святых отцов можно проследить их согласие,а тут противоречие явное. Как тогда дать правильную оценку этому? Ведь не только среди этих отцов мы имеем такие противоречия в учении! Тогда как церковь говорит о согласии отцов,что такое согласие отцов? Consensus patrum. Простите еще раз за беспокойство!
 
Православный христианин
На Вселенских он достигнут согласен! Но поместная церковь ведь может и ошибиться. Стоглавый собор принял решение казнить еретиков,но ведь можно было и сослать их в ссылку как того требовал преп.Нил. Суть батюшка моего вопроса в том что я не всегда могу найти согласие между отцами или путаю определение согласия отцов с их поступками,мнениями итд. Как тут самому для себя найти consensus?
 
... Но поместная церковь ведь может и ошибиться....
В истории земной Церкви немало темных и даже позорных страниц. Не случайно Господь предупреждает "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Мф. 7:15). Поэтому, дорогой Дмитрий, будьте трезвомысленны: избегайте кумиротворчества и живите по Евангелию - не ошибетесь....
 
Последнее редактирование:
Сверху