В газете «Комсомольская правда» была помещена заметка о чудотворной иконе. В Болгарии в деревне Свирачи, в местном православном храме, по большим праздникам священник выносит к верующим чудотворную икону Богородицы. Если до образа дотронется праведник, то ничего не случится. Но если грешник — икона начнет подпрыгивать в его руках и со всей силы дубасить по голове и плечам, в общем — по чему попадет! … Икона, говорят, вычисляет злодея лучше фискалов и полиции.
В эту икону вселился бес. Бесы знают всё, что творится между людьми, и кто как грешит.
Икона не для того предназначена, чтобы ею бить. На иконе образ Божий и пишется для того, чтобы перед ней молились. Иконы никогда такое не творили; это просто кощунство над святыней. Устроить из иконы такое посмешище, — способны только бесы. То, что она бьет грешников, а нормальных людей не трогает — это еще не критерий правды. Сейчас понятие добра и зла у людей до крайности извращено. Люди все грешные, без исключения, и все должны каяться. Гоняться за подобными бестолковыми чудесами — легкомысленно. Те, кого икона не бьет, отходят от нее в духе самодовольства. Самодовольный — не лучше явного грешника, но выглядит перед людьми — праведником.
Из истории Церкви известно, что иногда по попущению Божию ложные чудеса происходили и от икон. В одном из древних списков жития св. Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, повествуется, как дьявол подкупил некоего иконописца, дабы тот изобразил образ сатаны под слоем рисуемой им иконы Богородицы. Икона была выставлена в Варшавских вратах Китай-города. И от той новописанной иконы было много знамений, чудес и исцелений, и это — по действию сатаны, по Божию попущению. Слава об иконе распространилась по всей России. «Василий проразумел Духом Святым дьявольское ухищрение и действо — и прельщение правоверным творимое, через чудеса от той иконы … и повелел своему ученику взять камень великий и в эту икону крепко ударить, чтобы ее сокрушить. Ученик же Святого о сем сомневался и образ разбить устрашился, Святой же сам взял камень великий и крепко ударил, … и расколол ее на двое». Избитый народом и приведенный на суд, юродивый заявил, что «чудеса, по дьявольскому наваждению творимые, совершались верным на прельщение. Изображение сатаны было обнаружено, после чего художник был казнен, а св. Василий отпущен».
Известно также, что в древности в богослужебной практике Русской Церкви употреблялся «Чин изгнания бесов из икон». Если икона чудотворила или совершала исцеления, то прочитывали над ней этот чин. И если после этого всё продолжалось, то значит, чудеса почитались Божиими. Конечно, чтение этого чина не действовало механически или магически. Для изгнания беса нужна была правая вера и благочестивая жизнь.