мысли о проблеме Изображение Бога Отца

СПБ
Православный христианин
Добрый день Отец Олег,в беседе на Апокалипсис вы приводите пример беседы со С.И. и сам многажды обращался к этой аргументации:
Потому что сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). То есть, об Отце может свидетельствовать Кто? Только Его Сын! Потому что Бога никто не видел. Даже Ангелы не видели Бога, они закрывали свои лица и только восклицали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф…». Поэтому у Бога Отца есть только Один Свидетель – это Его Сын. Помните, когда апостол Филипп просил Иисуса Христа показать Отца Небесного? Иисус Христос сказал ему: «…столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин.14:9).
Икона стала возможной потому что Единородный Сын воплотился в мир и обитал с нами полный благодати и истины.Его видели,слышали,осязали....как же возможно изображение Бога Отца?«Бога не видел никто никогда;Но мы видим не только Иконы со седовласым Старцем(кто он вообще,и что это за фантазия?)но и Храмы расписанные этим изображением.Многие начинают это оправдывать тем,что ссылаются на видениях пророка Исаии:« Яко человек сый [...] и Царя Господа Саваофа видех очима моима»(6, 5); и преимущественно пророка Даниила, дающего образ более конкретный в смысле описательном: «...И Ветхий денми ceдe, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста...» (7, 9 и 13). Эти видения Саваофа и Ветхого денми и понимаются как образы Бога Отца и служат основанием для Его изображения с соответствующими надписаниями. Но Эти пророческие видения относятся не к Богу Отцу, а к Сыну Божию!
Мне очень печально,от того что мы говорим одно(что Бога не кто не видел),а на деле у нас совсем другое(и на это обращают наше внимание),если посмотреть в историю,то это не проблема конца 18 начала 19 века,но гораздо глубже Летописный Свод Иона Грозно вы знаете с иллюстрациями пестрит такого рода изображениями......не смотря на определение Большого Московского Собора 1667 г., такие изображение были запрещены.(хоть этот собор и локальный)
В новой книге Ирины Горбуновой-Ломакс "Опыт введения в ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО-ЗНАНИЕ" пишется,что изображения Бога Отца известны в церковном искусстве, начиная, по крайне мере, с V века (Коттоновский Генезис - богато иллюстрированная рукопись ветхозаветной книги Бытия на греческом языке). Вселенские Соборы на эти изображения никакого вето не наложили. Этот вопрос вообще не поднимался ни на Соборах, ни в сочинениях свв. Иоанна Дамаскина и Феодора Студита. В XII веке антропоморфный символ Первой Ипостаси никого не подталкивал к ереси — потому он и включается в программы росписи чуть ли не всех храмов византийского мира этого периода — храмов Нерези, Курбиново, Панагии Форвиотиссы в Азину (Кипр).
И так на сегодняшний день мы имеем своего рода шизофрению,с одной стороны мы говорим,что нельзя изображать Бога Отца,а с другой уже с 5 века идет эта практика,и не как Богословски не оправдана.Так что и по сей день ее рисуют на Иконах и Храмах,(в том числе и новых)такой ответ как это не каноничная икона,не работает!
Как вы думаете есть ли пути решения этого вопроса?
 
Москва
Православный христианин
Седовласый Старец - это пророческий образ, взятый из Писания:
"Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь" (Дан.7:9).
Это глубоко символический образ. Обратите внимание на то, что Бог Отец чаще и изображается в одежде "как снег", и престол - "как пламя огня".

otechestvo-300.jpg


Как пророческий образ такое изображение и остается иллюстративным, и не более.
 
СПБ
Православный христианин
Т.е. правильно ли я понимаю,то Иконописцы изображают лишь ведение,которое описанно в Дан7:9,но не Самого Бога Отца как Он Есть?и что эти попытки описать Бога Отца всего лишь символы облеченные в слова,но не достигающие искомого до конца?
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Игорь, позвольте мне добавить к ответу о.Олега интересную ссылку, касающуюся вашего вопроса. Особенно интересна мысль иконописца об изображении всех Трех Лиц. http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1435 (Там где вопрос "на засыпку")
 
Сверху