Молитвослов и воображение

Крещён в Православии
Вы знаете, у меня такой вопрос: я на азбуке читал, что на молитве должно остерегаться игры воображения и представлять тех, кому молишься... еще слышал, что ум на молитве должен оставаться безвидным... Но при чтении молитвослова, там же много слов... Неужели нельзя представлять то, о чем читаешь? Спрашивал я у одной бабушки, можно ли так, а она говорила, что так в прелесть впадешь... Можете разьяснить этот вопрос, пожалуйста.

При просмотре роликов на ютуб с блогерами которых смотрит молодое поколение таргетинговая реклама выдаёт разноцветных мальчиков в юбках.
Они переделывают ментальность! Они сжирают детей как Кронос! Страну просто потеряют!
Если бы дело было только во мне, меня бы эти терзания уже 1000 раз оставили.

Я так понял из постов о. Андрея, что во вторник он собрался явиться на судебное заседание, но сегодня он сообщил, что у него поднялось давление. Здоровья о. Андрею хочется пожелать. У меня же возник следующий вопрос: что будет, если его лишат сана? Ведь может случиться так, что многие люди, которых он привёл в Церковь, могут не сколько уйти, но перестать доверять священноначалию РПЦ. Меня это беспокоит, так как я, при всём обилии неоднозначной информации, очень люблю Русскую Церковь и она для меня тесно связана с преподобным Сергием Радонежским, которого я почитаю от всего сердца. Не будет ли большего раскола в Церковной общественности в случае снятия сана с отца Андрея, если сравнивать с лишением сана бывшего схиигумена Сергия Романова? Или это просто мои беспочвенные домыслы?

Спасибо вам большое и простите за беспокойство.

p.s. Кстати, этот фильм, который озвучивает митрополит Иларион (Алфеев) (которого протодиакон Андрей Кураев конечно же не обошёл острым словцом) про преподобного Сергия Радонежского был также одной из причин моего возвращения в Православие. Удивительно красивый и одухотворяющий фильм:

Скажите пожалуйста, а почему, кстати, имя Илариона (Алфеева) подсвечивается как ссылка, а имя Андрея Кураева - нет? Неужели его ранние труды не достойны сайта «Азбука Веры»? Ведь сколько прекрасных богословских и апологетических трудов было им написано в своё время! Это довольно интересно. Спасибо за ответ и внимание.
 
Последнее редактирование модератором:
Да, дорогой Иаков, все правильно - Святые Отцы в своих трудах постоянно предостерегают о буйстве воображения в молитве. Например, преподобный Григорий Синаит, так предупреждает новоначальных: “Никак не прими, если увидишь что-либо, чувственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе доверить чему-либо, не вырази сочувствия и согласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постоянно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого изображения и не запечатленным никаким изображением. Увидевший что-либо в мысли или чувственно, хотя бы то было и от Бога, и принимающий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий явления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать все внимание на одно сердечное действие, одно это действие признавать непрелестным, – прочего же не принимать до времени вступления в бесстрастие.” В неограниченных фантазиях можно далеко «уйти» от молитвы, они способны поглотить, привести к тому, что человек может горделиво возомнить о себе.

Однако молитва не должна становиться формальным бесчувственным действием – это не таинственное магическое заклинание: нужно четко понимать и чувствовать ее детальное содержание. Молитва - это состояние души! К этому и надо стремиться. Святой Тихон Задонский говорит о том, что «Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия». Еще Святые Отцы говорят: «Молитва рождается от любви». Или иными словами – «Молитва рождается от слез». Просто надо соблюдать «технику безопасности» и не заниматься самовозбуждением, провоцируя в себе «религиозные переживания», ища видений и чудес, придерживая в узде мечтательность и воображение. Так, например святитель Феофан Затворник пишет: «Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…». Он же говорит, что можно представлять Христа на кресте во время молитвы. Святые Отцы настаивают на достижении непрестанности молитвы, поэтому подготовку к такому состоянию должно совершать не столько эмоциональным «возгреванием», сколько путем устранения препятствующих причин - то есть глубоким покаянием в страхе Божием: "Итак, приступая к молитвословию утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий теперь начать молитвенное к Нему обращение, и возбуди в душе соответственное тому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление – благоговейно стать перед Богом, приготовление малое, но не малозначительное. Тут полагается начало молитвы, а доброе начало – половина дела".
Поэтому в практике Восточных Церквей отвергается всякая излишняя чувственность, любая молитвенная экзальтация, мешающая сугубому сердечному сокрушению в смиренном благоговении пред Господом. Добавлю, что по частному богословскому мнению уважаемого профессора А.И Осипова эмоциональное самовозбуждение в молитве намеренно культивируется в Западной Церкви, приводя к состоянию духовной прелести. Все же думаю, что следует учитывать индивидуальные различия человеческого психотипа. У одного от рождения превалирует чувственное восприятие, которое нужно как-то "притормаживать", другой живет холодными законами логической рациональности - эмоциональный разогрев такому просто необходим. Ну а если вдруг возникает у человека «молитвенный перегрев», приводящий к психопатической экзальтации (как, например, у западной святой Терезы Авильской, воображавшей плотское совединение со Христом !!!) - это лишь свидетельствует о нарушении «техники безопасности»...

В практике духовничества воображение как таковое не считалось чем-то душевредным, работа с образом, фантазией широко использовалась - вредным считалось лишь его неправильное использование. Прп. Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» пишет: «Как мы знаем, вследствие чувственного восприятия в душе образуется впечатление, называемое представлением…». Поэтому само воображение опасно считать душевредной силой, как и всякую способность души. Важно научиться его использовать «в мирных целях».
Как же человеку рациональному, живущему в ограниченном и приземленном мире, выразить без зашкаливающих эмоций непередаваемое желание общения человека с Богом, устремленное за горизонт? Общий закон христианства гласит: «только чистые сердцем... Бога узрят» (Мф. 5, 8). А чистота достигается подвигом, практическим приобщением к свидетельствам о святости и чистоте, к наивной сердечной вере: «Будьте, как дети» (Мф.18:3) - вот, к чему надо стремиться в молитве. Бог открывается в сердце, и там познает Его человек. Апостол Павел пишет, что в сердце совершается и просвещение от Бога: «...озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4:6). Таким образом, именно сердце, а не разум принимает молитвенное откровение познания Бога. А в молитвенных изъянах главную роль играет рассудок, в котором роятся безудержные фантазии. И, как правило, молитва тех, кто принимает Бога лишь через рациональное сознание, имеет то несовершенство, которое способствуют уклонению во всевозможное самолюбование или внешнее ритуальное обрядоверие. Поэтому разум нужно всегда опирать на чистое и любящее Бога сердце, не позволяя фантазиям входить в него, как бы скользя мыслью - не думая, но вдумываясь - и как только искушающая мечтательность будет «вскипать», тотчас остужать ее.
 
Последнее редактирование:
Сверху