Место догматов Паламы и других поздних догматов

Крещён в Православии
Здравствуйте!

Паламитские догматы были признаны православными поместными соборами, но в материалах по канонам православной Церкви поместные соборы оканчиваются на 9 веке.

В Википедии написано, что эти догматы признаны всеми православными церквями, кроме Грузинской (статья "Пятый Константинопольский собор").

Если догматы Паламы, признанные соборами - не канон, то что это? Каково их положение, справедливо ли они называются догматами, и в каких сборниках надо искать решения поместных соборов после 9 века? И те же вопросы - про решения этих соборов, т.е. про их место и обязательность, или лучше - истинность.

Спасибо.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Хороший вопрос Вы задаете.
Формально догматом может стать любая истина, удовлетворяющая критериям догмата: вероучительность, богоотравенность, законообязательность, церковность (об этом см. например тут http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/1_1_2). Так, например, догмат "Бог есть" никогда не подтверждался ни одним из Вселенских Соборов, поскольку отрицающий его автоматически выпадает из Церкви. Равно как есть и другие истины, не только не требующие такого подтверждения, но сами дающие истинность любым соборам.

Собор лишь подтверждает формулировку догмата, по тем или иным обстоятельствам оказавшейся спорной в конркетный момент истории (например формулировка троичного догмата: "Одна Сущность в трех Ипостасях".

В этом отношении для признании истинности учения свт. Григория Паламы не обязательно было собирать Вселенский Собор, да и в XIV веке его невозможно было организовать. Это учение было подтверждено лишь поместными соборами Константинопольской Церкви, к решению которых присоединились и остальные православные поместные Церкви. Поэтому можно сказать, что их всеобщность подтверждена внесоборным соглашением церквей-сестер (например как принятые в нелегетимном порядке решения Третьего Вселенского Собора стали всеобщими только после соглашения 433 года).

Что же касается обязательности Паламитского учения, то надо внимательно смотреть на формулировки соборных решений, в которых утверждается:
- Учение Паламы вполне православно (т.е. нельзя оставаясь в рамках ортодоксии называть свт. Григория еретиком, а его учение ересью)
- Учение противников Паламы неправославно (если кто то скажет, вслед за Варлаамом Калабрийцем, что Фаворский свет есть свет тварный, а монашеские практики исихазма являются самообманом - то окажется еретиком сам).

Однако в решениях нет запрета предложить иное объяснение механизма обожения, которое не опровергая паламизм, будет дополнять его. Так гипотетически возможно, что кто-то сумеет предложить более детальное и точное понимание Фаворского Света, чем то, что предложил свт. Григорий.

Что же касается вопроса о нахождении решений поместных соборов, то они помещаются в сборниках канонов после вселенских и древних поместных (например Лаодикийского, Карфагенского и прочее), но перед правилами св. отцов, например как тут http://azbyka.ru/otechnik/pravila#76 и тут http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konstantinopolskiy_sobor_1351/. Бывает, однако, что они опускаются, но это уже претензии к составителям.

Все сказанное выше справедливо и для остальных решений поместных соборов второго тысячелетия (и третьего, если таковые будут). Истинными их делают соответствие древним догматам, а так же учению и практике Церкви.
 
Крещён в Православии
Спасибо за развернутый ответ.

Так, например, догмат "Бог есть" никогда не подтверждался ни одним из Вселенских Соборов, поскольку отрицающий его автоматически выпадает из Церкви.

Позволю себе поспорить: состав книг Библии утверждался Вселенским Собором, а в Библии этот догмат явно присутствует :)

Что же касается вопроса о нахождении решений поместных соборов, то они помещаются в сборниках канонов после вселенских и древних поместных (например Лаодикийского, Карфагенского и прочее), но перед правилами св. отцов, например как тут http://azbyka.ru/otechnik/pravila#76 и тут http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konstantinopolskiy_sobor_1351/. Бывает, однако, что они опускаются, но это уже претензии к составителям.

Это была основная причина моего вопроса: не могли бы Вы посоветовать печатное издание полного сборника канонов (в т.ч. с паламитскими). Я предпочитаю бумажные книги. Нет такого ни здесь:
http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony-pravoslavnoj-tserkvi-grabbe/1_5
ни здесь:
http://s.agioskanon.ru/download/pravila/3.pdf

Что же касается обязательности Паламитского учения, то надо внимательно смотреть на формулировки соборных решений
если кто то скажет, вслед за Варлаамом Калабрийцем, что ...... монашеские практики исихазма являются самообманом - то окажется еретиком сам

Вот еще очень интересный мне вопрос: а где зафиксированы техники исихазма, которые фактически одобрены таким образом собором? А что, если с тех пор появились какие-то ложные техники?
Вот что я на днях прочитал в знаменитом вроде бы учебнике (раздел "Споры варлаамитов и паламитов", стр. 176):

http://legitimist.ru/lib/orthodox/istoriya_hristianskoj_cerkvi.pdf

Около 40-х годов 14-го века в Константинополь прибыл из Калабрии монах Варлаам, человек образованный. Побывав в Фессалонике, он посетил Афон. Здесь один простодушный пустынник, проводивший созерцательную жизнь, сообщил ему, что афонские пустынники Holy Trinity Orthodox Mission 177 удостаиваются созерцанию божественного света телесными очами, приготовляясь к этому искусственными средствами. Именно, садясь в углу своих келий, они крепко прижимают к груди подбородок, устремляют глаза на нос, удерживают по возможности дыхание и впадают в грустное настроение. Затем, если они находятся в таком положении долгое время, грустное настроение сменяется неизреченной радостью и при этом является блистающий свет, который они называют “несотворенным божественным.”
........................
Между тем, сторону афонских монахов принял известный тогда Григорий Палама, державшийся вместе с афонскими монахами, созерцательного, мистического направления. Возражая Варлааму, он говорил, что эти сведения об искусственном приготовление к божественному свету, он заимствовал от простых монахов, а не от образованных. Но в то же время Палама утверждал, что видимый телесными очами свет, есть божественный, который видели и апостолы на Фаворе во время Преображения Господня.

Или достаточно прочитать "Триады в защиту священнобезмолствующих", и там это описано?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Поспорить Вы, конечно, можете, но зачем? Я следовал обычной логике, если человек в Бога не верит, то авторитет Вселенских Соборов ему вообще ничего не говорит. Поэтому обычно последовательность такая: "Бог есть", "Церковь говорит правду", "Вселенские соборы действуют по вдохновению Духа".

Печатное издание полного издания канонов привести не могу, возможно что то подобное издает Патриархия, но я специально не искал. У меня есть бумажная "Книга Правил" и полное собрание всех канонов и правил в цифровой версии. Собирать бумажные книги возможности нет - они и так уже все полки дома заняли, а квартира растягиваться не может, поэтому много лет назад пришлось начать переход на электронные носители.

"Техник" исихазма нет ни в соборных уложениях ни в "Триадах". Они всегда были достоянием непосредственного наставничества. Кое что отражено в "Добротолюбии", особенно полезны, в этом отношении, 3 и 5 тома. Прямую технику описывает Симеон Новый Богослов. Можно так же смотреть "Откровенные рассказы странника" и там есть в серединке хорошая подборка материала из Добротолюбия точно по "механике" сердечной молитвы. Ну или искать умелого наставника.
 
Крещён в Православии
В учебнике Смирнова (ссылку я привел выше) написано (стр. 177):

На соборе 1341 года присутствовали Палама и Варлаам. Здесь об афонских монахах не рассуждали. Вопрос поставлен был теоретически, именно — видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть ли свет Божественный и несотворенный, или сотворенный.

Данная Вами ссылка на акты Собора 1351 года http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konstantinopolskiy_sobor_1351/ вроде бы тоже вполне такому утверждению соответствует. Единственная привязка к конкретике, которую я вижу - вечная память конкретно Паламе, но это можно понимать и только со стороны теоретических вопросов, поставленных на Соборе.

Поэтому мне не понятно - откуда следует (какими соборными решениями или др. подтверждается), что свет, видимый исихастами - это и есть обсуждавшийся на Соборе "свет, в котором является Божество"? Это то же самое, что Ваши слова -
если кто то скажет, вслед за Варлаамом Калабрийцем, что...... монашеские практики исихазма являются самообманом - то окажется еретиком сам
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Решения соборов существуют в контексте условностей и умолчаний своего времени. Поэтому для человека средних веков вопрос был не в том, является ли свет, видимый монахами, Фаворским или нет, сомнения вызывала сама природа последнего. Если видимый апостолами сияние было призрачным, то тем более призрачными являются созерцания более поздних эпох. Если же апостолы видели истинную благодать, то ее могут видеть и другие святые. Логика соборных уложений была именно в этом - защитить возможность видения славы Бога. Это была первоочередная задача на который можно было дать четкий ответ.

Что же касается признания действительности исихазма каноническими определениями соборов, то, насколько я понимаю, Вы хотите найти постановление вроде "Свет видимый исихастами есть истинный Свет Бога", но такого постановления никакой собор никогда не дать не может:
Во-первых, понадобится дать точные и недвусмысленные критерии, кого именно правильно называть исихастом. Ведь нельзя просто назвав себя таким именем претендовать на истинность созерцания Света.
Во-вторых: надо будет точно описать практику "правильного молчальника", что было весьма затруднительно было тогда и остается таковым и сейчас. Внутренней молитве нельзя научиться по учебнику, точно следуя заданной последовательности действий. Необходима именно живая передача опыта от знающего наставника, а не последовательность в стиле плохого учебника йоги: "сосредоточь внимание на два сантиметра ниже пупка, почувствуй теплоту, исходящую из этого центра, зафиксируй это ощущение на две минуты, представь внутри этого центра точку белого света, затем медленно расширяй ее до размеров футбольного мяча..."
В-третьих: созерцание Света есть Божий дар, который может даваться, а может и не даваться по неизвестным для нас божественным мотивам. Не может собор приказать Богу награждать этим даром любого, кто выполняет нужные действия. Ведь соборы как раз и занимались формулировкой точных и обязательных правил.

Максимум, что может сделать собор - констатировать что тот или иной конкретный подвижник, созерцал Свет, что и фактически и признается фактом канонизации его как святого (что и было потом сделано по отношению к Паламе). Собор не может сказать, что та или иная практика автоматически ведет всех к познанию Бога и святости.

Однако то, что не нельзя сделать каноном, можно описать как живой опыт, не притязая на обязательность его повторения всеми и всегда. Поэтому искомая Вами фраза может быть найдена в "Святогорском томосе" (http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/svjatogorskij-tomos/), но не как соборное постановление, а как констатация успешности тех "кто ради Евангельской жизни отвергли стяжание денег, человеческую славу и непристойные наслаждения плоти и еще закрепили свое отречение тем, что вошли в послушание к преуспевшим в возрасте Христовом; беспопечительно в молчании внимая себе и Богу, в чистой молитве став выше самих себя и пребывая в Боге, при помощи таинственного, превышающего ум единения с Ним, они стали причастны таинствам, которые недоступны уму".
 
Крещён в Православии
В теме "Исаак Сирин - О божественных тайнах и о духовной жизни" https://azbyka.ru/forum/threads/isaak-sirin-o-bozhestvennyx-tajnax-i-o-duxovnoj-zhizni.22144/" Вы написали:

Не существует такого понятия как "официально признаны". Существует традиция принятия или не принятия тех или иных текстов, причем на первом месте тут скорее изложенная вера, а не вопрос авторства. Вот, например, Корпус Ареопагитик - почти общепризнано, что это не текст Дионисия Ареопагита I века, происхождение очень мутное, причем разговоры об этом велись еще с VII века. Однако по степени влияния для Средних Веков, этот корпус один из самых важных.
Строго говоря, существует очень малое количество святоотеческих текстов, которые Церковь считает точно выражающими ее веру. Это антиарианские слова Афанасия Великого, слова о богословии Григория Богослова, слова об иконопочитании Иоанна Дамаскина и его же "Точное изложение..." и некоторые другие.
Вопрос как относится к остальным текстам оставлены на усмотрение каждого верующего, они могут считаться более или менее авторитетными, критиковаться или нет, но однозначного мнения Церкви по ним не высказано.
Что же касается тех работ которые написаны или обнаружены сравнительно недавно, то традиция их принятия или отвержения еще только формируется. Причем сроки ее формирования различны: от нескольких десятилетий, до столетий.

В чем заключается критерий принятия или непринятия текстов? Правильно ли я понимаю, что - в мнении действующей церковной иерархии (священноначалия)?

К тому же если Вы пишете:
Вопрос как относится к остальным текстам оставлены на усмотрение каждого верующего,
, то кто, кроме иерархов, может здесь что-либо навязывать (принимать решение)?

А в какой форме это навязывание происходит?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Никакой иерарх ничего навязывать сам по себе не может, даже предстоятель Поместной Церкви. Иначе - прямая дорога к учению о папской infabilitas.

С позиции церковного права, критерием является решение собора. Желательно Вселенского, но, во второе тысячелетие де-факто поместного. Все что соборами не определено, оставляется на совесть каждого верующего. В случае Паламы, соборы 1341, 1347, 1351 и 1368 годов постановили, что его мысли отражают учение Церкви.

Теоретически соборы могут ошибаться, тогда их решение должно быть пересмотрено на Вселенском Соборе, где будет сказано, что то вроде "а собор такой то мы почитаем разбойничьим и его решения неприемлем, потому, что ...".

В связи с этим появляется вопрос "а что делать, если один собор принял ошибочное решение, а другой, его отменяющий, еще не собран?". На этот вопрос у нас вообще ответа нет. Если христианская совесть и личные богословские знания не дают человеку признать решение собора, то он уходит в раскол. А дальше - суд Божий. Преп. Максим исповедник, например, до 6-го Вселенского Собора не дожил и умер, с формальной позиции Константинополя, как еретик и раскольник. Только спустя десятилетия после смерти его оправдали и канонизировали (правда утешением ему служил Латеранский собор 649 года, на решение которого он постоянно ссылался и считал равным Вселенским). А вот свт. Флавиану повезло меньше - хотя от 449 до 451 года промежуток небольшой, но он скончался до своего формального оправдания, в изгнании и позоре как еретик и смутьян.
Если хотите уточнить в какой именно форме может навязываться - читайте источники по эпохе Вселенских Соборов, там таких историй много и они весьма красочны. Как, например, судили св. Максима, или защитников икон в годы иконоборчества.
 
Крещён в Православии
Тогда Ваши слова:
Что же касается тех работ которые написаны или обнаружены сравнительно недавно, то традиция их принятия или отвержения еще только формируется.
надо понимать так: может, работы будут приняты или отвергнуты решениями соборов, а может,соборы промолчат, и мнение о работах никогда сформировано не будет, верующие будут индивидуально для себя решать, как на эти работы смотреть?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Да, примерно так. Вот только шансов на принятие или отвержение соборами очень мало. Мнение формируются в основном другими авторами. Например, один святой отец написал что - то, другой святой это прочел и сказал, что это правильно, потом на текст обратили внимание и похвалили еще десять авторитетных авторов - и все, мы можем сказать "такой то текст был (есть) очень уважаемым и принимаемый Церковью".
Сложнее. когда искомый текст одни одобряют и принимают, а другие святые отвергают. Тогда мы говорим, что "данное мнение одними отцами принималось, а другими отвергалось".
Бывает, что один святой высказал мнение, а на него мало кто обратил внимание, тогда то и получается "отношения к данному мнению церковные авторы не выработали.
 
Крещён в Православии
Возник еще такой вопрос. В той же упомянутой теме Вы написали:
С авторством многих древних текстов возникают проблемы. Поэтому для отцов важно было не авторство, а смысл излагаемого. Если тот или иной текст излагал путь монашеской жизни правильно, был полезен при научении - его переписывали не особо выясняя, кому точно эти слова принадлежат. Даже сомнительные с позиции мировоззренческой позиции сочинения Евагрия о молитве сочли полезными...
Понятно, что человек, обладающий достаточным религиозно-нравственным чутьем, может прочитать нравоучительный текст и сказать: "это хороший текст" или "это плохой текст". Но каким образом, на основании чего, святыми отцами Вселенских соборов был принят в канон Библии Апокалипсис? Там мало нравственного, и в основном удивительные видения, которые нравственным способом не оценить. На основании чего они были признаны истинными?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Этот вопрос точно не ко мне.
Вам в тему "Формирование канона Новозаветных книг".
В спорах вокруг этой книге, возможно, решающим оказалось мнение Афанасия Великого как одного из самых уважаемых отцов IV века. А точку поставил Карфагенский собор (33 правило).
 
Крещён в Православии
Я понял Ваш ответ так, что в творениях Афанасия Великого его мнение не объяснено. Иначе Вы как патролог могли бы сказать, как обосновывал мнение об истинности Апокалипсиса хотя бы он.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я сказал, что не являюсь специалистом по библеистике, в том числе по вопросу формирования канона Нового Завета и высказал предположение, что в этом вопросе, возможно, решающим оказалось мнение св. Афанасия. Поскольку проблемой формирования канона я не занимался, то ничего больше говорить не стал - не моя компетенция. Вопрос истории канона достаточно хорошо изучен и разобран, в том числе и в легко находимых в интернете книгах, мне нечего добавить к мнению специализирующихся по этому вопросу исследователей.
Я не могу знать наизусть все мысли высказанные во всех работах отцов по всем вопросам. Область моих интересов отмечена в профиле.
 
Крещён в Православии
Печатное издание полного издания канонов привести не могу, возможно что то подобное издает Патриархия, но я специально не искал.

Как Вы считаете, эта книга хороша как сборник православных вероучительных догматов, или она чем-то существенно неполна?

https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put-istina-i-zhizn-verouchitelnye-teksty-pravoslavnoj-tserkvi/
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я не знал об этом издании, спасибо за наводку.
По беглому осмотру: подборка древних канонов вполне стандартная и в ней есть все нужное, по поводу подборки исповеданий веры, есть даже больше чем надо. Последние тексты (за XIX-XX века) я бы вынес отдельно, поскольку их авторитет, по сравнению с более ранними, не столь высок. Кроме того, хотелось бы в последнем разделе видеть краткие справки о истории составлении этих исповеданий и их рецепции (более развернуто, чем дается в начале книги), но это уже скорее пожелания.
 
Крещён в Православии
Еще такой вопрос, относительно догматов и соборов в преломлении организации жизни Церкви. В одной видеозаписи митрополит Иларион (Алфеев) говорит, что ереси Оригена в части конечности адских мучений придерживались два святых отца, причем один из них (Григорий Нисский, 4 век) жил до, а другой (Исаак Сирин, 7 век) - после 5 Вселенского собора (6 век), осудившего ересь. В другой видеозаписи профессор Московской духовной академии А.И.Осипов говорит, что таких святых отцов было около полутора десятков. Формулировки соборов имеют вид: "Если кто-то говорит, что ....., то ему анафема".
Скажите пожалуйста, как в таких условиях могла возникнуть ситуация, что люди, разделявшие осужденные Собором учения, являются канонизированными?


 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Большая просьба - не выкладывать ролики с записями выступлений. В отличие от текстовых документов они не зачастую не выверяются с необходимой тщательностью и могут быть вырваны из контекста, создав искаженное понимание мыслей автора. Видеозапись - хороший формат для преподавания, обмена личными мнениями, но не для серьезных научных работ. К тому же просматривать их занимает намного больше времени, чем чтение текстовой расшифровки.

По поводу конкретных осуждений соборов - надо помнить, что до сих пор непонятно, что именно осуждено, например, на Пятом Соборе: конкретные ли формулировки (тогда осужден будет только сам автор, даже незначительный отход от формулировок будет достаточен, чтоб заявить, что такое то мнение приемлемо), либо же общее направление мысли (тогда непонятно, где именно проходит граница осужденного мнения с вполне приемлемым). В зависимости от того, какое мнение мы принимаем, число авторов, высказывавших осужденное (или не очень осужденное) на соборе мнение будет сильно разнится.

Кроме того, так же не очень понятно, что делать с теми авторами, которые жили не только задолго до осуждения схожих мыслей на соборах, но и до формирования четкой терминологии богословской терминологии по изучаемому вопросу. Так, например, если подходить буквально, то под анафемы осуждающие субордиционализм попадают почти все авторы эпохи апологетики, даже несмотря на их мученические кончины и канонизацию. Что явно неправильно.

Так, что при одном подходе, еретиками будут названы лишь человек 20-ть за всю историю Вселенских Соборов, чьи имена конкретно ими названы, а при другом - чуть ли не половина (а может и больше) даже прославленных в святцах Отцов.

По поводу поставленного Вами конкретного вопроса, в уже приводимой в соседней ветке статье А. И. Сидорова об Исааке Сирине https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/problemy-tvorchestva-prepodobnogo-isaaka-sirina/
излагается вполне справедливое мнение на это счет (чтоб долго не искать - примерно за три-четыре абзаца до начала "подведем итоги").
 
Сверху