Ложь - это вопрос нравственности или философский вопрос?

Православный христианин
Мир Вам, отец Сергий.
Тема: Ложь - это вопрос нравственности или философский вопрос?
Одному очень хорошему знакомому (а может даже другу) объяснял что вот запад считает что у нас по ТВ путинская пропаганда.
Говорю что это преувеличение, подмена понятий и клевета. Суть разновидности лжи. Около двадцати видов православие насчитывает и два вида истины фактологическая и феноменологическая.
Друг говорит что это философский вопрос. Увлекается светской психологией, светской философией...
Я не стал больше ничего говорить, потому что вопросы истины, правды и лжи это основа основ на мой взгляд и...
как будто дружба с этим человеком мне важнее чем его приобретение в ряды православных и у меня как бы неофитско-прозелитские порывы...
Но для себя хочу разобраться всё равно.
Вопросы лжи это вопросы нравственные или философские и тогда перевод лжи просто в философский вопрос это тоже преуменьшение и подмена понятий? Или вопросы нравственности это всё равно вопросы философии и тогда в принципе получается что любой вопрос сводится к этой самой философии?
Вспомнилось еще из Аристотеля кажется... "Вот чему научила меня философия: я поступаю так или иначе не по чьему-то приказу, но только из страха перед законом". Вопрос в ту же кучу: "вопрос соблюдения законов это нравственный вопрос или философский?" Насколько я понял у Православия на каждого философа древнего или современного своя оценка... и на законы государства тоже...
Спасибо за Ваши ответы.
 
Разве философии чужды проблемы нравственности? Философская наука о нравственности, этика имеет дело с нормой или образцом нравственного, как логика имеет дело с образцом истины, а эстетика – с образцом красоты. Проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. Существует большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют. В моральном выборе важно рационально осмыслить, развивать и формализовать некоторые интуитивно очевидные для человека истины о нравственных ценностях. Поэтому в лоне философии возникла этика, как самостоятельная научная дисциплина, которая придает нашим интуитивным предположениям статус научно обоснованных положений. И это очень важная, нужная и сложная работа. Поэтому традиционно этику ещё называют «практической философией». Ещё со времён Гегеля в этике условно различают категории морали и нравственности – и если «мораль» связывается со сферой должного, идеального, то «нравственность» со сферой сущего, действительного. Мораль имеет дело с тем, что является «правильным или неправильным». Нравственность имеет дело с тем, что является «добром или злом». Мораль — это общие ориентиры, созданные обществом. Например, мы должны говорить правду и не лгать. И наоборот, нравственность является ответом на конкретную ситуацию. Например, нравственно ли утверждать правду в конкретной ситуации? Мораль диктуется обществом, культурой или религией. А нравственность выбирается самим человеком и которая управляет его жизнью. Мораль связана с принципами добра и зла. Наоборот, нравственность подчеркивает правильное и неправильное поведение. Поскольку мораль оформлена и разработана какой-либо социальной группой, человеку нет возможности думать и выбирать – он может либо принять, либо отказаться. И наоборот, человек свободен обдумать и выбрать принципы своей жизни в нравственности. Мораль может варьироваться в зависимости от социального устройства общества и культурных традиций, нравственность же остается неизменной.
Конечно не всё то, что развилось в человеческом обществе исторически, может быть оправдано с нравственной точки зрения, поэтому нельзя видеть в этике лишь описательную, эмпирическую или историческую науку о разных формах и проявлениях нравственного чувства в человечестве - неизбежно приходится давать оценку всему существующему. Поэтому, как история религии не решает проблему веры, так и историческое изучение положительной нравственности весьма далеко от решения насущных нравственных проблем. В связи с этим существует еще философская этика, основанная на идее об абсолютной цели или идеале человеческой деятельности, соприкасающаяся с цельным религиозно-метафизическом мировоззрением. Кроме этики философской есть еще христианская этика или Нравственное Богословие, которое указывает принцип нравственной оценки в Откровении, а нравственный идеал – в Боге. Весьма распространен взгляд, что теологическая этика противоречит методам научного исследования, так как она устанавливает нравственную оценку не на основании тех начал, источник которых может быть указан в человеческой природе, а заимствует свои исходные пункты из того, что выше человеческой природы, из Божественного Откровения. Современные постмодернисты в секулярном нравственно деградирующем обществе стремятся поставить науку о нравственности вне зависимости от философии и богословия, хотя если этика начинает критиковать сложившиеся веками нравственные установки, она перестаёт быть чисто исторической позитивной наукой. Философом и социологом Жаком Бодийяром утверждается, что наше смутное время трансформируется в эпоху тотальной симуляции, то есть среду глобальной лжи, выдаваемой за правду. В ситуации современного постмодернистского общества реальность превращается в модель, противопоставление между действительностью и её внешними признаками стирается, всё превращается в симулякр - копию, изображающую что-то, либо вовсе не имевшее оригинала в реальности, либо со временем его утратившее. Переход от знаков, которые маскируют какую-либо реальность, к знакам, за которыми ничего нет, ознаменовывает эру симулякров и симуляций, в которой больше нет ни Бога, ни какого-либо авторитетного суждения, чтобы отделить правду от лжи. История превращается в миф, при увеличении количества информации происходит т.н. имплозия смысла в СМИ - информация обманом «пожирает» свой собственный контент, ибо вместо побуждения к коммуникации занимается её имитацией, а вместо производства смысла - его инсценировкой. Такой ложной подачей СМИ добиваются разложения всякого социального согласия, а дезинформация становится движущей силой геополитических противостояний и детонатором военной агрессии. Мир меняется... Куда же ведёт нас эта лживая гиперреальность? Не безумие ли это, ведущее к апокалипсису? Не случайно называют ложь «правдой Сатаны»...
Думаю, что надежда остаётся, ибо симулякры вокруг распространены неравномерно, преобладая в одной сфере и почти полностью отсутствуя в другой, например в Церкви! Почему-то забывается, что совесть, как богооткровенный нравственный идеал неискоренимо является в то же время внутренней потребностью человека. По учению отцов Церкви два главных источника богословской этики, Декалог и Евангелие служат истолкованием лучшей стороны человеческой природы и на неё опираются. Отсюда задача богословской этики состоит не в том только, чтобы изложить систему нравоучения согласно руководству Слова Божия: она должна исследовать психологическую основу нравственности, самого человека, как нравственного носителя, раскрыть учение о его природе, силах и о соответствии их требованиям богооткровенного нравственного закона - в том числе и о природе лжи...
 
Последнее редактирование:
Сверху