Логос Бытия - Шестоднев или человек?

Православный христианин
Христос Воскресе!

В этот светлый праздничный день позвольте предложить вам, если вы действительно считаете эту тему принципиальной и серьёзной, совершить попытку нового прочтения ветхозаветной истории творения первой главы книги Бытия.

Понимая всю опасность подобных заявлений, сразу спешу добавить…

Основы этой работы были случайно заложены семь лет назад в ходе семинарской разработки темы интерпретации понятия логос в творениях святых отцов эпохи вселенских соборов. А потому я могу сказать, что хорошо знаком с принципами преемственности в свято-отеческом богословии. И тем сложнее проблема. То есть предполагается однозначная, с математической точностью обоснованная позиция, которая не предполагает иного прочтения. Такого прочтения, что в современных условиях позволяет поднять на качественно новый уровень объяснение происхождение человека, избегая при этом ложного столкновения с любыми теориями эволюции и прочими научными изысканиями.

Выбирая, как лучше представить текст, предполагаю остановиться на двух вариантах (а текст, да простят мне модераторы, достаточно большой).

Кому удобно, можно прочитать здесь в формате статьи - https://vk.com/@evgranov-kratkaya-istoriya-tvoreniya

Или тут на форуме ---

Цель же моего обращения следующая. Близкие люди, отцы, кому приходится помогать на службе, преподаватели, словом все те, с кем знаком лично, воздерживаются от комментариев, или просто давно в теме, а текст много раз был переработан, так что адекватно оценить его не получается. Нужен взгляд со стороны. Ваш взгляд. И ответ на вопрос – есть ли будущее у данного прочтения истории творения?

***

Предисловие


Священное Писание заключает в себе всю полноту благовествия Боговоплощения Сына Божия Иисуса Христа. И тем более это так, если речь идёт об утверждении основ мироздания. А значит, необходимость верного прочтения Книги Бытия, как первой книги Священного Писания, поставляет нас на путь познания единства Ветхого и Нового Завета, когда начало евангельских событий являет себя в символических смыcлах повествования о сотворении мира.

Но изучение библейских текстов не есть положительный процесс совершенствования знаний, их развития и накопления. Религиозный опыт понимания слова Откровения это взгляд на мир, когда трагический конец его истории становится тем ближе, чем ближе мы подходим к Началу. И здесь будет уместно привести слова Святейшего Патриарха: «Для меня книга Бытия и особенно Шестоднев – это зашифрованное послание свыше, и всякие попытки его расшифровать сейчас очень условны. Мы должны с доверием отнестись к тому, что это слово Божие. А дальше могут произойти самые неожиданные события, и невозможно исключить, что очень многое из того, что нам сегодня не понять, в какой-то момент нам откроется» [1].

И потому, полагаясь на слово Спасителя о том, что прежде конца проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мк. 13:10, Мф. 24:14), нам важно принять, что ответ на вопрос о постижении первопричины бытия и роли человека в Творении возможен только в христианском мировоззрении, что и станет причиной его распространении среди всех народов.

I. Шестоднев​


Существует два вопроса которые неизбежно встают перед верующим человеком: что есть этот мир и в чём заключается наше предназначение в нём. При этом, первый вопрос, о рождении мира, мы неосознанно стремимся представить в виде последовательности, которая имеет начало, этапы становления и собственную историю. Тогда как решение вопроса о личном предназначении мы ожидаем получить в виде краткого и односложного ответа. И в этом прослеживается попытка нашего разума найти наиболее удобную форму изложения. Мы невольно переносим собственное, заключённое в рамки ограниченной человеческой жизни, представление о мире на всё Творение в целом. Но стоит пойти обратным путём – открыть для себя мир, как откровение о создании человека, и вопросы – что есть Творение и каково наше предназначение, обретут своё естественное разрешение.

В Священном Писании есть два особо значимых места относящихся к тайне рождения мироздания. Это первые строки Книги Бытия – в начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1:1) и первые строки евангелия от Иоанна – в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1). Их совместное прочтение составляет известную богословскую проблему. Как мы должны принимать известие о том, что творческой силой Создателя от начала является Иисус Христос, Бог-Слово?

Святитель Василий Великий о тайне рождения бытия говорит следующее – в творении… представляй первоначальную причину – Отца, и причину зиждительную – Сына, и причину совершительную – Духа… Посему представляй Трех – повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего Духа [2]. Святитель выражает здесь мысль об участии в творении всех Лиц Пресвятой Троицы. Но чтобы пойти дальше и постараться выразить свойства и особенности действия Самого Сына, нам не обойтись без привлечения третьего – а именно, свидетельства апостола Павла о роли Слова в деле духовного и телесного рождения человеческой личности – слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12).

Отсюда мы постараемся показать, что последовательное раскрытие антропологии человека, как совместное прочтение двух исходных началВетхого и Нового Завета, есть необходимое условие верного понимания роли человека в Творении.

В богословской литературе первые строки евангелия от Иоанна – в начале было Слово… (Ин. 1-17), получили наименование протоевангелия. Это первые слова годового круга чтений Священного Писания, которые мы слышим на Пасхальном богослужении. И это слова которые вмещают в себя большую из всех тайн Божественного Откровения, являясь по сути его движущей силой – Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1:13).

Стоит отметить, что ни до, ни после, ни в одном философском или религиозном учении не был поставлен с такой категоричной ясностью вопрос – почему Слово (по-гречески Логос) и Бог единосущны и при этом различны? Ведь исповедуя Господа Иисуса Христа как Единородного Сына и второе лицо Пресвятой Троицы, мы должны помнить не только о Его имени по воплощении в этом мире, но и о предвечном бытии Слова со Отцом и Святым Духом.

Не меньшую задачу ставит перед нами и апостол Павел. Так если начало евангелия от Иоанна призывают нас к умозрительному деланию направленному на размышление о первопричине бытия, то в послании к Евреям апостол побуждает нас заглянуть внутрь себя, предлагая к рассмотрению не менее сложный вопрос – как и почему слово Божие разделяет в человеке душу и дух, плоть и разум, становится судьёй его мыслей и чувств, то есть фактически является его единственным и безусловным началом.

Как видим, вопросы первопричины бытия и становления человеческой личности имеют одно общее начало в Слове, и потому основой для понимания духовного и телесного взаимодействия в человеке, как соединения видимого и невидимого мира, является прочтение Божественного замысла Шестого дня творения, от слов – и рече Бог: сотворим человека… (Быт. 1:26), как точного указания апостола Павла на деятельное участие логоса в создании духовной и физической природы.

В послании апостола Павла к Евреям находим следующее:

живо слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения: души же и духа, членовъ же и мозговъ, и судительно помышлениямъ и мыслем сердечнымъ (4:12).

В Книге Бытия:

и рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает: рыбами морскими, и птицами небесными, и зверми и скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли (1:26).

Из сопоставления этих строк отчётливо видно, что духовное естество: душа и дух разделяются с именами рыб морских и птиц небесных. Тогда как природа физического естества: тело и разум именуются в Священном Писании звери и скоты, а вся гады земли по роду их – это наши помышления и сердечные чувства.

Это образное представление внутреннего устроения человека образует целостную и взаимосвязанную картину его создания, что становится ключом и отправной точкой к пониманию всего текста о Шести днях творения. И чтобы выразить его значение, необходимо перейти от последовательного изложения этапов творения к совокупности их представления, когда в символах языка Священного Писания будет определено отношение трёх первых и трёх последующих дней. Такое прочтение открывает перед нами не только единое метафоричное значение образов Книги Бытия, но и представляет возможность дать определение их онтологических отношений.

Известно, что текст шести дней творения обладает явным свойством параллелизма, как основой для формирования взаимодействия смыслов:

Так Первый и Четвёртый день говорят о явлении света.

Второй и Пятый о разделении вод и рождении в этих водах живой души.

Третий день повествует о появлении суши (земли), травы и древа, а Шестой о создании на этой земле зверей и человека.

Причём, последние два дня, кроме смыслового, имеют также сходное структурное строение.

Творение в Третий и Шестой день «начинается» дважды: дважды повторяются слова – и рече Бог, и дважды в эти дни говорится – и виде Бог, яко добро.

Это взаимодействие смыслов и будет нашей путеводной нитью к пониманию истоков духовного и физического бытия человека.

Поэтому, принимая значение символов животного мира как образное представление телесного устроения человека, мы можем утверждать, что начало Шестого дня творения описывает создание его физической природы.

И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их.

И виде Бог, яко добро.


Что означает по порядку следующее:

звери земли по роду – телесные члены,

скоты по роду их –
рассудок,

а вся гады земли по роду их – есть помыслы и сердечные чувства человека.

Но по слову апостола, слово Божие формирует в человек кроме телесного естества, также и его духовную природу – душу и дух, символически названных у пророка Моисея именами рыб морских и птиц небесных, которые имеют в Пятый день творения общее место рождения – воды. Что однозначно объясняет странный факт происхождения птиц, и кроме этого, даёт нам возможность проследить само соотношение видимой и невидимой природы так, как оно показано в Книге Бытия. Для этого, следуя парному построению взаимодействия дней, нам необходимо совершить переход к повествованию Третьего дня творения.

И собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша.

И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря.

И виде Бог, яко добро.


Особенность использования символического языка заключается в том, что он позволяет передать те оттенки взаимодействия, которые невозможно выразить прямым текстом. В данном случае, причиной появления видимой природы – суши, называется природа духовная и невидимая – воды. Это говорит о том, что наш мир изначально находится под покровом духовного бытия, и только в собрании вод, как в рождении духовного естества, является мир видимый. Отсюда следует, что рождение человека возможно только в целостном соединении духа и тела. Так в начале является духовное собрание, а потом телесное, при этом одно без другого не существует.

И чтобы увидеть свидетельство Откровения о началах духовного бытия – водах, мы обращаемся ко Второму и Пятому дням Творения, где раскрываются онтологические основы взаимодействии души и духа.

И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли, по тверди небесней.

И бысть тако.

И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их, и всяку птицу пернату по роду.

И виде Бог, яко добра.


Образ воды, как место рождения души и духа, и образ рыб морских, как символ человеческой души, помогают раскрыть многие, казалось бы второстепенные, подробности Священного Писания Нового Завета. Так становится ясен символический смысл призвания апостолов из среды рыбаков и обещание Христа Петру и Андрею сотворить их ловцами человеков (Мф. 4:19). Уже не простой рыбы, но рыбы-души. Сам «чудесный лов» приобретает предсказательное начертание скорого умножения последователей апостолов (Лк. 5:1-11). А в человеческом измерении странный эпизод с поимкой Петром рыбы, во рту которой он находит статир для внесения подати (Мф. 17:27), принимает вполне естественное объяснение. Пётр встречает человека, который за щекою прячет деньги, но жертвует их апостолу. Своё объяснение находят и другие места. Но всё же особенно важно то, что Иисус опираясь на Ветхозаветные образы, свидетельствует о единстве символического языка Священного Писания. И это даёт нам возможность обратного движения – рассмотреть значимые образы Ветхого Завета с точки зрения Нового.

Крещение, хождение по водам, Всемирный потоп, проповедь с лодки на Генисаретском озере, пустыня, Силоамская купель, символ Христа как источника живой воды текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14) – всё это сокровенные образы того невидимого мира, о котором нам так трудно говорить явно, потому как о происхождении самих вод в Священном Писании ничего не сказано. Строго говоря, мы не можем дать им хоть какого-то определения. Воды являются той безначальной условной «материей», при разделении которой Бог во Второй день творения создаёт первичную природу души и духа. И если о душе, как сосредоточении духовной жизни человека, мы имеем хотя бы внутреннее извещение. То область самого духа, относится уже к части мистического богословия, говорить о которой мы можем лишь аккуратно сверяясь с текстом Священного Писания.

Образ духа по слову Пятого дня творения полностью именуется – птицы летающие по земли, по тверди небесней. Что объявляет духовное начало небесным – летающей птицей, и связанным с телесной природой человека – землёй. Местом же пребывания духа называется небесная твердь, что требует особого объяснения.

Слово Божье, как именует Его апостол Павел, является тем обоюдоострым мечем, который разделяет духовную природу первичных вод. И если в Третий день творения земля износит физическую природу человека – тело, разум и сердечные чувства, то воды Второго дня становятся источником духовной природы – души и духа, центральное место в которой занимает Сам меч – Логос-твердь.

В общем смысле это означает, что воды под твердию соответствуют душе человека – рыбам морским, а воды над твердию – его духу, птицам.

И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды.

И бысть тако.

И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию.

И нарече Бог твердь небо.

И виде Бог, яко добро.

И бысть вечер, и бысть утро, день вторый.


Стоит отметить, что здесь нельзя представлять некую механическую сумму в парном соединения трёх духовных и трёх материальных составляющих человеческого естества: души и духа, тела и разума, логоса и сердечных чувств. Мы не можем подходить с разумно-логическими причинно-следственными связями к основам взаимодействия духовного и физического мира. Именно такая неопределённость выражает саму тайну и цель нашего бытия. Духу – птицам пернатым, дано от Бога благословение умножаться на земли. Это благословение неразрывно связано с самим призванием человека – раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею (Быт. 1:28), о чём пойдет речь далее. Сейчас же нам необходимо ясно сопоставить повествование Второго и Пятого дней. Душе дано благословение умножаться в водах под твердию – морях, а духу – водам над твердию, благословляется множится на земле – суше, которая является в Творении по собрании вод под твердию.

И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли.

И бысть вечер, и бысть утро, день пятый.


Откровение говорит о загадке соединения духовных и материальных начал и с другой стороны. Так не поддаётся простому объяснению то, что в Шестой день Бог рече земле произвести душу живу. Священное Писание не даёт предпочтения ни одной из природ. Тайна остаётся тайной. Связь между материальным и духовным бытием неизъяснима. Мы не можем говорить об их началах по отдельности, так как одно без другого не должно существовать.

И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери земли по роду.

И бысть тако.


Как видим, соотношение образов и их строгий порядок имеют определяющее значение во всей последовательности дней. И теперь, настроив наше внимание на символическое понимание слова Священного Писания, нам предстоит рассмотреть последний и наиболее сложный образ, а именно рождение человека.

И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверьми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.

И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их.


Этому соответствует окончание Третьего дня творения.

И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли.

И бысть тако.

И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли.

И виде Бог, яко добро.

И бысть вечер, и бысть утро, день третий.


Замысел Божий состоит в том, чтобы человек достигал благодати имея на это свободное волеизъявление. И потому духовное тело человека – древо плодовитое творящее плод, произрастает по роду на земли, где указание на землю означает, что душа имеет особую связь с плотью. Тогда как саму физическую природу – былие травное, земля износит по роду и по подобию. Так соотношение образа, рода и подобия определяет наличие свободной воли в человеке.

Бог замыслил человека духовно свободным – по Своему образу и подобию. Но от рождения человек имеет в себе только образ Божий, как сказано – по образу Божию сотвори его (Быт. 1:27). Подобия же в этой жизни он должен достигнуть самостоятельно. Святитель Григорий Нисский указывает на это так – подобие составляет цель жизни, тогда как образ служит условием и средством к осуществлению этой цели [3]. А в своём наставлении святитель Василий Великий пишет – ты обладаешь тем, что по образу, будучи существом разумным; по подобию же становишься, стяжевая благодать [4]. Святые отцы утверждают то, что человеку необходимо явить дела веры уже в этой земной жизни. И от того подобие в Шестодневе связано только с былием травным – физическим устроением человека, которое является символом краткости и скоротечности жизни (Пс. 102:15).

Но для того, чтобы нельзя было сказать, что душа или тело в человеке имеют в себе что-то Божественное по естеству, древо плодовитое творит плод только по роду. А так как род присущ и духу – древу, и телу человека – траве, здесь нет ничего из того, что можно было бы соотнести с образом Божиим. Что приводит нас к очень важному выводу – душа, как и тело, участвует в рождении новой жизни. Былие травное-плоть, ОТ земли сеет семя по роду и по подобию, а древо-душа создаёт плод, емуже семя его в нем – следующего человека по роду НАземле.

Божественным же в человеке является только Его образ – Слово, который и которое он может употреблять по своему собственному усмотрению. Это означает, что Слово, с одной стороны, есть нравственный внутренний закон в человеке – совесть, как выражение замысла и Божьего промышления о человеке, данных ему в соответствии с его возможностями. А с другой, Слово есть источник той безграничной свободы, которой в Творении обладает только один Господь.

Так определятся единство духовного и телесного естества. Логос (слово) проникает до разделения души и духа, тело сеет семя, а душа творит плод. Духу же дано от Бога благословение умножаться в нём.

Но не всякому духу должен стать соработником человек. А потому скажем теперь кратко о той пище, которую он получает от Бога в Шестой день творения.

И рече Бог: се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семени семеннаго, вам будет в снедь: и всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зелену в снедь.

И бысть тако.


Семя – как говорит Господь в притче, есть слово Божие (Лк. 8:11) и Сеятель слово сеет (Мк. 4:14). Так трава семенная это уже не былие травное, каким является от рождения человек, но достигший благодати святой, имеющий дар слова – плод семени семенного. Как сказал пророк Давид о праведном мужебудет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое (Пс. 1:3).

А значит, на первом месте для укрепления жизненных сил человека Бог поставляет Своё Слово (Мф. 4:4). Носителями же Слова – травой семенной сеющей семя и древом, еже имать в себе плод, становятся все те кто живёт по заповедям и исполняет волю Божию (Пс. 1:1).

Для питания же телесных, духовных и нравственных сил: всем зверем земным и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли дал Бог траву зелену в снедь, то есть животных, не имеющих в себе семени или слова, а также всякое пригодное в пищу растение и плод земли.

Единственные, кто не получает пиши от Бога, это скоты – разумная природа физического естества. Что напрямую связано с заповедью о запрете вкушать пишу от древа познания добраго и лукаваго. О чём пойдёт речь в дальнейшем повествовании.

Так в контексте параллельного прочтения становится ясно, почему Бог предлагает человеку питаться только растительной пищей. Получает свое разрешение и проблема толкования того странного обстоятельства, что весь сотворённый животный мир должен был питаться лишь одной зеленой травой.

Последними словами, завершающими Шесть дней, является стока:

И совершишася небо и земля, и все украшение их.

Но теперь эта краткая фраза, которую раньше можно было восприниать как стилистическое украшение текста, обретает совсем другое значение – что есть в данном прочтении небо, если земля означает физическую природу человека? Этот вопрос нам и предстоит разобрать, так как не случайно мы полностью исключили из рассмотрения Первый и Четвёртый дни творения.


II. Бытие и время​


Прочтение истории творения с точки зрения антропологии, с одной стороны, открывает возможность обосновать учение о человеке непосредственно от начала Священного Писания, а с другой, выводит нас в ещё более широкий контекст понимания слова Откровения. Ведь, утвердив в представлении земли и моря значение телесной и духовной природы человека, нам предстоит по необходимости дать определение образа их первоисточника – вод, а также образа их первопричины – неба.

В традиционном последовательном прочтении Шестоднева – день за днём, образы вод и неба не получают достаточного обоснования. При последовательном прочтении с самого начала приходится говорить о двух небесах. Первое, о котором сказано в первой строке – в начале сотвори Бог небо и землю, и второе небо твердь, созданная во Второй день творения. Под образом первого неба предлагается понимать ангельский мир, тогда как второе обозначает естественный видимый небосвод. Необходимость такого разделения возникает, с одной стороны, из-за отсутствия возможности дать объяснение расположения светил на тверди небесней в Четвёртый день вне вещественного прочтения истории творения, а с другой, потребностью как то отобразить духовный мир, который также принято называть небом. Такой подход выводит всё толкование в сферу исключительно натуралистического изложения Шестоднева.

Можно назвать и другие существенные нестыковки последовательного прочтения. Например, потерю образа вод над твердию. Так будучи упомянуты только один раз, эти воды полностью исчезают из дальнейшего повествования.Кроме того, при последовательном рассмотрении дней, возникает ложная необходимость фантазировать на тему, что позволяло растительному миру существовать без солнечной энергии, или как, вообще, происходила смена дня и ночи без солнца и луны в три первых дня творения. И прочее, прочее.

Но всё же, главной проблемой в таком случае становится косвенное утверждение, что вечная душа, кроме Бога, имеет своё начало в видимом временном бытии, ведь духовный мир – небо, остаётся за рамками рассмотрения.

В данной работе не ставится задача разбора или критики общепринятого подхода к толкованию Книги Бытия. Сегодня нам необходимо обосновать утверждение о том, что Откровение по своему содержанию выше естественной природы бытия. Образы неба и земли, тьмы и бездны, вод и тверди являются онтологическим, фундаментальным выражением мироздания в вечности, выводящим нас за рамки видимого Творения. И потому Священное Писание открывает в книге Бытия не просто некоторую последовательность мифических событий при рождении Вселенной, но представляет нам исчерпывающую картину положения человека в Творении начиная с замысла Бога о создании мира и до его разрушения самим человеком.

А потому, если мы утверждаем за образом земли значение телесного устроения человека вместе с его разумом и естественными чувствами, а за образом вод источник его духовной природы – души и духа. То в этом случае, образ тверди, именуемой небом, принимает значение Слова – Логоса, который, по свидетельству апостола Павла (Евр. 4:12), проникает в человека до разделения вод, одна часть которых – душа, становится причиной появления суши –физического естества человека, тогда как другая определяет наличие духа. Эта совокупность образных значений ставит перед нами существенную проблему – как однозначно понимать важнейшее положение Священного Писания: в начале сотвори Бог небо и землю.

Ответ на этот вопрос возможно получить только тогда, когда мы переведём слова, данные Богом пророку Моисею, в более широкий контекст.

Это означает, что началом является не рождение этого преходящего мира, но основание будущего века!

Отсюда и далее, следуя единству символического языка Ветхого и Нового Завета, мы можем утверждать, что начало в Книге Бытия определяет время победы Иисуса Христа на смертью – Пасху, Светлый День Его Святого Воскресения.

Какие же свидетельства этому мы находим в Священном Писании?

Святой евангелист Иоанн Богослов в Книге Откровения о наступлении будущего века говорит так – и видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоста, и моря несть к тому (Откр. 21:1). Почему же в Новом мире, Небесном Царствии не будет моря?

Море, как мы читали ранее, образуется из собрания вод под твердию.

И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша.

И бысть тако.

И собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша.

И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря.

И виде Бог, яко добро.


И если в образе вод над твердию мы видим начало духа, а в собрании вод под твердию начала души, то кончина моря означает конец истории человечества. Все те, кому надлежало родится в этом мире, явились на свет. Море иссякло, и нового человека больше нет.

Так соединяются начало и окончание Священного Писания. Где первые строки Ветхого Завета говорят о жизни будущего века, тогда как последние главы Нового о переходе к вечности. Из этого следует, что Книга Бытия, как книга будущего века, должна содержать пророчество о победе человека над смертью. И это пророчество было дано богоизбранному народу, как заповедь о соблюдении субботнего покоя. Что стало камнем преткновения между Спасителем и служителями закона.

Многие нарушения Иисусом субботы были не столько упреком иудеям в формальном исполнении дел закона, сколько пророчеством об его исполнении. А чудесные исцеления, явленные Им в субботы, были свидетельством скорого избавления всего человечества от язвы смерти. Апостол Павел говорит – кончина бо закона Христос (Рим. 10:4). Он и Сам возвещает нам – да не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити (Мф. 5:17). Эти слова Христа есть обещание на деле явить то, в к чему Его призывали фарисеи – соблюсти субботний покой.

И соверши Бог в день шестый дела своя, яже сотвори: и почи в день седмый от всех дел своих, яже сотвори.

И благослови Бог день седмый, и освяти его: яко в той почи от всех дел своих, яже начат Бог творити.


Слова почил от всех дел Своих не следует воспринимать, как начало бездействия Творца, но как результат Его усилий в деле спасения человека. Христос сходит с Креста во ад в день седьмый и тем разоряет узы смерти. И благословляет день седьмый, и освящает его, и открывает человеку путь в вечную жизнь.

В христианской традиции Божественный покой Великой субботы есть покой торжествующий и победный, предвосхищающий наступление следующего – «восьмого дня» будущего века. А потому суббота в православной Церкви – это день особого поминовения усопших, это седьмой день недели между смертью и всеобщим воскресением мертвых, под которым понимается «следующий» воскресный день.

Так ветхозаветное пророчество, данное сынам израилевым – день же седмый, суббота Господу Богу твоему (Исх. 20:10), исполняется в Великую Субботу Страстной седмицы в Иерусалиме. Заповедь о субботе была направлена не в прошлое, но в будущее человечества.

Отсюда мы можем утверждать, что именно в начало будущего века Бог воплотил в человеке Свой образ – Логос: сотворил небо и землю. То есть воплотился от Пресвятой Девы Марии по человечеству и от Бога-Отца по Своему Божеству, где небо означает Его божественную природу, а земля человеческую.

О Нём Господь говорит – се, Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен, во основание ему, и веруяй в Вонь не постыдится (Ис. 28:16). Тогда как Он Сам объявляет о Себе – камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла; от Господа сей бысть, и есть диво во очию вашею (Мф. 21:42).

И потому Бог не разлучает воды с помощью тверди. Но Сам Иисус Христос есть Логос, камень и твердь, разделяющая воды. И имя Ему – Небо и Престол Божий (Мф. 5:34, Откр. 22:3). Сотворение же тверди во Второй день означает действительное воплощение Иисуса Христа в историческом времени.

Как видим, приняв за начало прочтения Книги Бытия антропологию человека, мы перешли к рассмотрению его положения в историческом времени, где центральное место занимает событие боговоплощения Иисуса Христа, а Седьмой день творения становится началом будущего века.

Теперь нам предстоит узнать, как об этом повествуют Первый и Четвёртый дни творения.

И рече Бог: да будет свет.

И бысть свет.

И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тьмою.

И нарече Бог свет день, а тьму нарече нощь.

И бысть вечер, и бысть утро, день един.

И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета, и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли.

И бысть тако.

И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меньшее в начала нощи, и звезды: и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю, и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тьмою.

И виде Бог, яко добро.

И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый.


Бог есть свет (1 Ин. 1:5). И оттого, начало исторического бытия есть выражение воли Отца относительно явления миру света Его Единородного Сына. А так как о свете не сказано, что он сотворен, но только – да будет, то свет Первого дня мы называем «нетварным» и познаём его по действию благодати Божественной природы Сына, насколько Он Сам желает открыть Себя, и как Сам свидетельствует о Себе – Азъ есмь свет миру (Ин. 8:12).

Ранее уже было сказано, что дни творения имеют ярко выраженное сопоставление в содержании, что позволяет их рассматривать как отражение одного и того же события, показанное с разных сторон.

И потому светилом великим в начала дне пророк Моисей в слове Четвёртого дне творения именует Иисуса Христа, а светилом меньшим, просвещающим не собственным, но отражённым светом в начала нощи земной жизни, он называет первого человека – Адама. Где имя день определяет начало будущего Царства. Тогда как нощью названо историческое время, каким мы его знаем с вечера рождения в мире, где неизбежна смерть, и до утра новой жизни человека. Звезды же являют образ Церкви, как их Господь показал Аврааму – Церковь (Быт.15:5), собрание святых, призванных к суду над миром разлучать между светом и тьмою (1Кор.6:2), что означает конец мировой истории свершение Страшного Суда, за которым начинается вечность Небесного Царствия.

Слово Господне пребывает вовек (1 Пет. 1:25), сказано в послании апостола Петра. Это означает не только непреложность живого Слова Божьего, но и то, что Бог не касается в Откровении предметов временных, тем более если речь идёт о становлении мироздания. Книга Бытия есть книга о наступлении будущего века. И всё что сказано в ней имеет вневременное измерение. Здесь между явлением света и отделением его от тьмы проходит вся история человечества. И если мы внимательно исследуем текст, то заметим множественные несоответствия того, о чём сказал Бог и того, что было Им создано. Это происходит потому, что движение времени в Книге Бытия описывается не последовательной чередой дней творения, но заключается в построении самого дня, простираясь от начала создания мира и до конца его истории, разделяя День на две части.

То, что сказано в форме – и рече Бог, сообщает нам каким был этот мир от рождения. Такая строка оканчивается словами – и бысть тако. Это выражение нельзя принимать за стилистическую форму речи, но как указание точности исполнения воли Бога Отца в начале Его творения. Это время именуется – вечер, потому как путь человека в мировой истории начинается с заката благодатного света по грехопадении. Вспомним, что Господь Бог обращается к Адаму и его жене в раи по полудни, то есть второй половине дня (Быт. 3:8).

Иное значение имеет то, что находится после слов – и сотвори Бог. Это утро новой жизни, преддверие будущего века. Такие слова относятся к действительному исполнению слова Божия в истории. А потому не всё то, о чём было сказано изначально в первой части дня, от слов – и рече Бог, является таким же и по сотворении. Причина тому, свобода выбора, созданной Богом, духовной природы.

Но всё, что творит Бог, рождается у Него яко добро. И в этом свидетельство благого совершения Его воли в конце веков и торжества будущего Царства правды нового мира (Откр. 21:5).

Торжество и победу света Своего Единородного Сына Бог Отец называет – день, семикратно возвещая нам об этом – и бысть вечер, и бысть утро... Где время с вечера и до утра обозначает общий период Всемирной истории и именуется – ночь. Количество же дней творения отражает полноту воплощения Божественного замысла о человеке. И потому Седьмой день не имеет окончания, у него нет вечера и утра, так как вечность Небесного Царствия – Светлое Христово Воскресение не может иметь начала во временном бытии. Великая суббота покоя означает победу Христа на смертью. Его последними словами было – совершилось (Ин. 19:30), человек спасён, творение окончено.

В человеческом измерении каждый может повторить со Христом – свершилось, и достичь своего седьмого дня. Но в историческом времени кончина мира ознаменуется действительным воплощением антихриста, первого из сотворённых Богом в водах в Пятый день и названого – киты великия, что естьначало создания Господня:… или как ещё говорит о нём Сам Создатель – ничтоже есть на земли подобно ему сотворено, поругано быти ангелы Моими: все высокое зрит: сам же царь всем сущим в водах (Иов. 40:14, 41:25) [5].

Ещё одним свидетельством исполнения пророчества о Седьмом дне творения Иисусом Христом является Его непрестанное напоминание ученикам о близости Царствия Божия. Причём имеется в виду именно царствование, а не какое-то государственное переустройство. И это Царство должно приидти незамедлительно – не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий (Мф. 10:23). О пришествии Царствия Божия Христос говорит как о настоящем, соединяя в вечности начало и конец Творения, где началом является не забытая точка отсчёта времени, но торжество Его Царства – в начале совтори Бог небо и землю (Быт. 1:1), тогда как концом Творения становится победа над смертью.

Таким должно быть и окончание жизни всякого христианина. Поэтому Иисус возвещает своим ученикам – Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Об первостепенном устроении внутреннего царства сокровенно сообщает благословение, данное человеку в Шестой день творения.

Язык Священного писания это универсальный язык образа. Пророк Давид говорит – отверзу в притчах уста моя (Пс. 77:2). Такой же является и проповедь Самого Спасителя – всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им (Мф. 13:34). Положив в основание всё выше сказанное, нам предстоит раскрыть значение последней символической картины, а именно благословления человека, потому как не всё то каким был создан человек от рождения, соответсвует тому, на что его благословляет Бог.

И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверьми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.

И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их.

И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверьми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли.


Различие между тем каким был человека создан и тем каким его благословляет Творец стать в жизни будущего века заключается в положении лишь одного слова. Следуя тексту, подобие Богу есть соединение души и тела, духа и разума, овладение помыслами и движениями сердца, тогда как изначально человек сотворён с душой и духом, телом и разумом, и внутренними чувствами. Разница в заключается в положении образа зверей, по какой-то исторической “случайности” взятого в скобки. Что имеет глубокий значимый смысл.

Первое Своё благословение Бог даёт птицамумножатся на земли. Духовное должно преобразовать телесное и земное, и соединится с ним. Дух и разум в будущем веке должны составить в человеке одно целое – птицы небесные и скоты, а душа обрести новое тело – рыбы стоят в тексте вместе со зверьми. Человеку необходимо освятить свой разум, чтобы спасти душу. Спасением же души называем воскрешение мертвых, то есть по учению Церкви – соединение обновлённой души и тела. Это и есть начало неба и земли для каждого верующего человека.

Теперь же, прежде чем закончить разбор первой главы Книги Бытия, следует несколько слов сказать о самой сложной, с точки зрения толкования, строке из повествования о Семи днях творения.

Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды.

Сложность прочтения в данном случае объясняется тем, что у нас нет вспомогательного параллельного текста. Это строка предваряет всю последовательность Семи дней и содержит образы, которые далее в тексте не встречаются. Что есть бездна? Какова роль Духа Божия в Творении? Почему здесь присутствует тма, если нигде не сказано, что её сотворил Бог?

И только в контексте, когда началом является не прошлое, а будущее Божественного мироздания, мы можем сделать некоторые весомые предположения.

Земля невидима и неустроена сегодня, прошедшее время здесь указано по отношению в наступлению будущего века. Человечество ещё только входит в вечность Небесного Царства, и Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищаю его (Мф. 11:12). Единственная же помеха на пути человека, это его собственная свобода воли – тма над бездную небытия вне познания и исполнения Божественного замысла, центром которого является любовь. И потому нигде не говорится о том, что Бог есть создатель тмы, так как даже Богу невозможно нарушить свободу духовного естества, ведь иначе человек бы превратился в послушное орудие в руках Создателя, которое неспособно любить Бога просто за то, что Он есть. Тогда как тем, кто исполняет волю Бога, Он говорит – вы свет мира, и призывает их стать таковым для всех людей (Мф. 5:14,16).

Об участии Святаго Духа Божьего в сотворении тверди и разделении той безвестной духовной природы вод, в которой рождается душа человека напрямую в тексте Книги Моисея ничего не сказано. И мы не станет добавлять чего бы то ни было по нашему разумению. Скажем только, что Священное Писание непрестанно указывает нам на участие в творение всех Трёх Лиц Пресвятой Троицы – Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь

Подводя итог нашему краткому исследованию текста Священного Писания, постараемся односложно выразить значение первой главы Книги Бытия.

Семь дней творения есть слово о начале и конце истории человечества. Его первое прочтение заключает в себе целостное сочетание дней, каждый из которых отражает ход всемирной истории.​

Семь дней творения есть определение Божественного замысла о духовном и телесном взаимодействии. Его второе прочтение раскрывает в образном значении наименований животного и растительного мира общее устроение человека.​

Семь дней творения есть слово о воплощении Единородного Сына Божия. Его третье прочтение определяет субботнее служение Богоизбранного народа, как пророчество о Божественном покое Иисуса Христа в Седьмой день сотворения мира.​


Примечания:

[1] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на заключительном пленарном заседании VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви», проходившей 26—28 ноября 2013 г. в Москве. Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/3398825.

[2] Василий Великий, свт. О святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. Гл. 16 // Творения. Ч. 3. – М., 1891. Цит. по: Леонов В., прот. Основы православной антропологии. – М. 2013. С. 25.

[3] Несмелов В. И. Догматическая система Св. Григория Нисского. – Казань, 1887. Репр. – СПб., 2000. С. 388

[4] Василий Великий, свт. Беседа первая о сотворении человека «по образу» // Творения: В 2 т. Т. 1. – М., 2008. С. 443.

[5] Ссылка на это параллельное место приводится по изданию Библии 1900 года на церковно-славянском языке. Современное издание его опускает.
 
Православный христианин
В этот светлый праздничный день позвольте предложить вам, если вы действительно считаете эту тему принципиальной и серьёзной, совершить попытку нового прочтения ветхозаветной истории творения первой главы книги Бытия.
Спасибо за глубокую и вдумчивую статью, поднимающую серьёзные вопросы, с которыми нередко сталкиваются сторонники аллегорического прочтения книги Бытия.
Я стараюсь, по мере возможности, понимать Библию буквально и поэтому некоторые Ваши допущения для меня выглядят необоснованными и нецелесообразными.
Необоснованными - потому что не вытекают ни из текста Бытия, ни из приведённых Вами рассуждений.
Нецелесобразными - потому что они не помогают ни дальнейшему пониманию Библии, ни интерпретации человеческого опыта.
Что означает по порядку следующее:
звери земли по роду – телесные члены,
скоты по роду их –
рассудок,
а вся гады земли по роду их – есть помыслы и сердечные чувства человека.
Если звери земли - это телесные члены, скоты- это рассудок, а гады - это помыслы человека, то где же Бытие говорит о сотворении реальных зверей, птиц и рыб, или не говорит вообще?
 
Православный христианин
Спасибо за глубокую и вдумчивую статью, поднимающую серьёзные вопросы, с которыми нередко сталкиваются сторонники аллегорического прочтения книги Бытия.
Спасибо и Вам за ваш ответ. "Счастье - это когда тебя понимают." .)

Но прежде чем ответить на замечания, хочу сделать одну поправку к моему неудачному высказыванию в начале.
Я не собирался и не собираюсь составлять новое толкование на книгу Бытия. Вопросы происхождения вселенной меня никогда не интересовали. Ни буквальное прочтение, ни аллегорическое. Я искал примеры триадологии в Священном Писании, и нашел ее в антропологии апостола Павла, а потом в книги Бытия. Получилось то, что получилось. Это ультраконсервативное прочтение. Я лишь указываю на связи и делаю выводы, к которым нас подводит Священное Писание.
некоторые Ваши допущения для меня выглядят необоснованными и нецелесообразными.
Необоснованными - потому что не вытекают ни из текста Бытия, ни из приведённых Вами рассуждений.

Тест еще далек от совершенства, такие вещи пишутся не одно поколение, поэтому я здесь. Попробуйте еще раз сопоставить:

В послании апостола Павла к Евреям находим следующее:

живо слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения: души же и духа, членовъ же и мозговъ, и судительно помышлениямъ и мыслем сердечнымъ (4:12).

В Книге Бытия:

и рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает: рыбами морскими, и птицами небесными, и зверми и скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли (1:26).

Если речь не об этом, тогда укажите, пожалуйста, место

Нецелесобразными - потому что они не помогают ни дальнейшему пониманию Библии, ни интерпретации человеческого опыта.

А вот я сильно не соглашусь...
Во-первых, нам крайне необходимо библейское обоснование христианской антропологии - учении о человеке, которого ещё попросту нет. Это бескрайнее непаханое поле. Достаточно сказать, что мы не можем сказать, что есть человеческая личность, так как она не сводится ни к душе, ни к духу, ни к телу. Долгий разговор...
Во-вторых, в отношении Библии... Становится понятен, например, выбор животных, которых Господь показывает апостолу Петру, когда речь идёт о проповеди для язычников - что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 11:9). Там нет рыб! Бог не принуждает душу человека, Он очищает - рассудок, тело, дух, чувства человека, но не душу.
Еще, пример. Вторая и третья главы книги Бытия. Кого приводит Господь к Адаму видеть, как он их назовет? Это ещё одна большая тема...

Если звери земли - это телесные члены, скоты- это рассудок, а гады - это помыслы человека, то где же Бытие говорит о сотворении реальных зверей, птиц и рыб, или не говорит вообще?

А зачем нам нужно, чтобы о сотворении зверей и птиц говорило Священное Писание? Разве это не очевидно? )
 
Православный христианин
Я искал примеры триадологии в Священном Писании, и нашел ее в антропологии апостола Павла, а потом в книги Бытия. Получилось то, что получилось. Это ультраконсервативное прочтение. Я лишь указываю на связи и делаю выводы, к которым нас подводит Священное Писание.
Простите, а почему бы вам прежде не ознакомиться:
Святая Троица
Троица в Библии и у раннехристианских авторов. Ответы на заблуждения
Простыми словами о тайне Троицы свящ. Даниил Сысоев
Догматическое богословие. Троица В.Н. Лосский
Очерк мистического богословия. Бог-Троица В.Н. Лосский
Учение о Пресвятой Троице иерей Олег Давыденков
Тайна Троицы иг. Иларион (Алфеев)
Бог и человечество епископ Каллист (Уэр)
Триединство П.А. Флоренский
Учение о Святой Троице С.В. Посадский
Тайна Пресвятой Троицы еп. Александр (Милеант)
Тайна Пресвятой Троицы протопр. Борис Бобринский
Об изображении Святой Троицы инок Григорий (Круг)
Божественная природа и образ Св. Троицы в человеке свт. Григорий
О Боге, троичном в лицах митр. Макарий (Булгаков)
Догмат Пресвятой Троицы прот. Михаил Помазанский
О Святой Троице прп. Иоанн Дамаскин
Почему Божество доходит до Троицы и ни ограничивается меньшим, ни простирается далее? свт. Фотий Константинопольский
Аналогии Пресвятой Троицы в мире А.М. Леонов
Почему не три Бога? сост. В.Б. Синильщиков, П.А. Пашков
Святая Троица в Библии. Таблица
Святая Троица. Тест
 
Православный христианин
Простите, что вы можете добавить от себя больше того, то что изложили св. отцы Церкви и закреплено на ВС?
Много еще чего предстоит добавить, буду рад что-нибудь для этого сделать. Вопросов не решенных масса. И отрицать это можно только из-за страха расстаться с чувством собственной значимости.
 
Сверху