Лествица

сомневающийся

Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами​

14. Кто телесными трудами и потами ведет брань с сим соперником, тот подобен связавшему врага своего слабым вервием; кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами; а кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждою, тот подобен убившему своего супостата и скрывшему его в песке. Под именем песка разумей смирение, потому что оно не произращает пажити для страстей, но есть земля и пепел.

Простите меня за вопрос. Слова и простые, и не очень понятные - одновременно.

Что именно подразумевается под первым выделенным? Что именно под "воздержанием"?
"бдением" это "спать меньше чем хочется" или даже здесь я неверно понял?

Заранее спасибо.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Тут смысл довольно очевиден. "Телесные труды" - тот, что проходит аскезу физическим усилием. Грубо говоря - положить перед сном 1000 поклонов, что бы сил на похоть не осталось совсем. Такой способ относительно прост, но малоэффективен. "Воздержание и бдение" имеется в виду не допущение излишней пищи и долгого сна, бдительный надзор за помыслами, контроль над всеми чувствами. Это помогает намного больше. Ну а смиренномудрие, по мысли преп. Иоанна, должно полностью изгнать нечистоту из сердца подвижника.
 
сомневающийся
Еще вопрос.
Лествица. Глава 14.

то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую.

Что такое "утучняющая"? Первая ассоциация "от которой толстеют" и скажем кое-где в инете так и написано

Сначала с какой пищи начать? С утучняющей – жирной; высококалорийную пищу нужно откладывать первой;

Но.
У Брянчанинова в "о посте".
Эти действия несравненно сильные от употребления мясной пищи: она крайне утучняет плоть,

Т.е. "утучнение" в каком-то другом смысле чем "толстеть".
Ну и мысль Лествичника пересекается с тем, что в целом "мясо - самая непостная".

И т.е. сказано в первую очередь отказ не от "калорийного" а от "мяса"?
 
сомневающийся
Так вроде ж есть в Патрологии Миня?
Вроде на этой (436 в файле) странице глава 14 Лествицы начинается, а вот дальше я не могу найти, даже где нужный параграф.

Или издание Миня не подходит?

Простите меня если вопрос про издание Миня глупый.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
В начале там стоит λιπαινοντα- букв. "делающая жирным (тучным)".
Далее εκκαιοντα - букв. "зажигающая", "воспламеняющая",
а в конце ηδυνοντα- букв. "делающая сладким (приятным)", "услащающая".

Там получается весьма интересная фраза (PG 88 365b-c (в Вашем файле с. 437)):

"отсечем прежде всего то, что делает нас жирными (λιπαινοντα), потом возжигает [по контексту - страсти] (εκκαιοντα), а после и услаждающая [вкус] (ηδυνοντα)".

Своего рода "монашеская диета" - вначале идет отказ от всего лишнего, вызывающая после еды сонливость и тяжесть в желудке, затем все то, что может возбудить страсти, а напоследок любое "невинное лакомство" - то, что не несет активного вреда, но делает еду приятным.
 
Последнее редактирование:
Сверху