Елена, добрый день!
Вопрос этот совсем не праздный, каким может показаться на первый взгляд.
С книгами и методами этого автора я до сих пор не была знакома. Но нашла в интернете информацию и об авторе, и о его позиции.
Вы правы: нам надо учиться распознавать психологические методы, которые уводят нас в сторону от веры, от Бога. В чем же отличие этих методов от тех, которые допустимы для человека верующего?
Критерий тут довольно простой.
Секуляряный (светский) психолог или врач основной ресурс, на который он опирается при консультировании или в процессе психотерапии, видит в самом человеке, часто делая упор на его самость, на гордыню. И предлагаемые ими методы основаны на убеждении, что мы своими силами решим все проблемы.
Сюда же входят методы самовнушения.
Мы, как верующие, православные христиане понимаем, что доля нашего участия в исцелении весьма условна. Исцеляет Господь. Мы же должны смиренно и терпеливо этому процессу содействовать.
Есть еще очень важный момент, на который следует обратить внимание человеку верующему. По учению святых отцов скорби, болезни (в том числе и невротические состояния), нам даются не случайно. Зачастую, именно ища пути выхода из этих состояний, мы укрепляемся в вере, учимся истинному христианскому смирению, терпению, мудрому отношению к жизни. Учимся молитве и упованию в первую очередь на Бога, а не на себя.
Довольно часто корни невроза лежат не в психологической плоскости, а в духовной сфере.
И если мы не будем в этой области трудиться, то невроз может просто видоизменяться. Он как бы переходит из одной формы в другую. Если так можно выразиться, Господь не попускает нам освободиться от невроза до тех пор, пока не будут сделаны определенные выводы в отношении понимания себя и проблемы. В том случае, если наше состояние или проблема не будет безропотно приняты и рассмотрены, как важный духовный опыт или урок, мы будем постоянно ощущать себя в зависимости от своего невроза.
Что же такое духовная сфера? Это, прежде всего, наши личные отношения с Богом. В христианстве Бог – Личность. И выстраивание личных отношений с Богом на пути доверия, любви, смирения и терпения – вот работа в духовной сфере.
Но это еще не все. Отношения с Богом также важны, как и отношения с самим собой и отношения с другими людьми. Все это взаимосвязано.
Есть много подходов к лечению неврозов. Есть много направлений психотерапии, которые занимаются неврозами. В каждом из них, или практически в каждом, есть что-то полезное. Вот это полезное и следует использовать, если оно не идет в разрез с христианским мировоззрением, основанном на Евангелие и святоотеческом опыте.
Если Вам книги этого автора помогают – читайте. Но учитесь «отделять зерна от плевел».
Для этого я бы Вам посоветовала подробнее ознакомиться с концепцией православного подхода к проблеме невроза. На сайте Азбуки веры размещена моя книжка «Очерки православной психотерапии» в разделе психология и духовная жизнь.
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/psihologiya/ocherki_pravoslavnoi_psihoterapii.shtml
Прочитав ее, я думаю, вы сумеете сделать для себя выводы и принять правильные решение в отношении способов своего исцеления.
Всего Вам доброго.
Легостаева Марина Вениаминовна (Общество православных психологов Санкт-Петербурга).