Лечение невротизма по Литваку

Иваново
Православный христианин
Здравствуйте.Могу ли я заниматься по методике психолога М.Е.Литвака?Он профессиональный психолог,но мне неизвестна его позиция относительно православия.Боюсь ошибиться,поэтому прошу у Вас совета.Спаси Вас Господи.
 
Елена, добрый день!
Вопрос этот совсем не праздный, каким может показаться на первый взгляд.
С книгами и методами этого автора я до сих пор не была знакома. Но нашла в интернете информацию и об авторе, и о его позиции.
Вы правы: нам надо учиться распознавать психологические методы, которые уводят нас в сторону от веры, от Бога. В чем же отличие этих методов от тех, которые допустимы для человека верующего?
Критерий тут довольно простой.
Секуляряный (светский) психолог или врач основной ресурс, на который он опирается при консультировании или в процессе психотерапии, видит в самом человеке, часто делая упор на его самость, на гордыню. И предлагаемые ими методы основаны на убеждении, что мы своими силами решим все проблемы.
Сюда же входят методы самовнушения.
Мы, как верующие, православные христиане понимаем, что доля нашего участия в исцелении весьма условна. Исцеляет Господь. Мы же должны смиренно и терпеливо этому процессу содействовать.
Есть еще очень важный момент, на который следует обратить внимание человеку верующему. По учению святых отцов скорби, болезни (в том числе и невротические состояния), нам даются не случайно. Зачастую, именно ища пути выхода из этих состояний, мы укрепляемся в вере, учимся истинному христианскому смирению, терпению, мудрому отношению к жизни. Учимся молитве и упованию в первую очередь на Бога, а не на себя.
Довольно часто корни невроза лежат не в психологической плоскости, а в духовной сфере.
И если мы не будем в этой области трудиться, то невроз может просто видоизменяться. Он как бы переходит из одной формы в другую. Если так можно выразиться, Господь не попускает нам освободиться от невроза до тех пор, пока не будут сделаны определенные выводы в отношении понимания себя и проблемы. В том случае, если наше состояние или проблема не будет безропотно приняты и рассмотрены, как важный духовный опыт или урок, мы будем постоянно ощущать себя в зависимости от своего невроза.
Что же такое духовная сфера? Это, прежде всего, наши личные отношения с Богом. В христианстве Бог – Личность. И выстраивание личных отношений с Богом на пути доверия, любви, смирения и терпения – вот работа в духовной сфере.
Но это еще не все. Отношения с Богом также важны, как и отношения с самим собой и отношения с другими людьми. Все это взаимосвязано.
Есть много подходов к лечению неврозов. Есть много направлений психотерапии, которые занимаются неврозами. В каждом из них, или практически в каждом, есть что-то полезное. Вот это полезное и следует использовать, если оно не идет в разрез с христианским мировоззрением, основанном на Евангелие и святоотеческом опыте.
Если Вам книги этого автора помогают – читайте. Но учитесь «отделять зерна от плевел».
Для этого я бы Вам посоветовала подробнее ознакомиться с концепцией православного подхода к проблеме невроза. На сайте Азбуки веры размещена моя книжка «Очерки православной психотерапии» в разделе психология и духовная жизнь.
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/psihologiya/ocherki_pravoslavnoi_psihoterapii.shtml
Прочитав ее, я думаю, вы сумеете сделать для себя выводы и принять правильные решение в отношении способов своего исцеления.
Всего Вам доброго.
Легостаева Марина Вениаминовна (Общество православных психологов Санкт-Петербурга).
 
Святая Русь
Православный христианин
Марина, ответьте тогда и на мой вопрос, пожалуйста. Я много времени искал в И-нете информацию о вегето-сосудистой дистонии. В результате нашел вот что: лекарствами можно только уменьшить симптомы, а вылечить полностью можно только с помощью психотерапии. Причем некоторые психотерапевты обещают вылечить за 3 сеанса. А что говорит о ВСД православная психотерапия?
 
Валерий добрый день!
Если Вы интересовались характером этого заболевания, то наверняка уже представляете, что вегетососудистая дистония - это нарушение в работе вегетативной нервной системы, главного регулятора внутреннего равновесия в организме. Правильнее было бы не обозначать вегетососудистую дистонию, как самостоятельное заболевание. Это скорее синдром (Syndrom - вместе с болезнью), который возникает как следствие какого-либо нарушения. Начинаться все может от простого переутомления. Нарушения в работе вегетативной нервной системы мы замечаем, как дисбаланс в организме. Нарушаются кровообращение, теплообмен, пищеварение. Обычно это и называют дистонией. Проявления дистонии могут носить постоянный характер или характер кризов (панических атак, обмороков и других приступообразных состояний).
Понятно, что единственный полноценный способ лечения дистонии - найти и устранить ее причину. Если врачи отрицают серьезные органические нарушения, то следует обратиться к психотерапевту.
В психотерапевтической работе важен не сам диагноз, а проявления, симптомы, которые беспокоят человека и поиск причин их возникновения.
При этом упор делается на психические и духовные ресурсы человека. Что же касается тела, то рекомендации довольно стандартны – «здоровый образ жизни».
Православная психотерапия в отличие от других психотерапевтических направлений рассматривает человека, как существо трехсоставное: дух-душа-тело. Все три составляющие взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Поэтому нарушения в теле могут возникать в связи с нарушениями в сфере души (психики) и духа.
Зачастую симптомы начинают уходить, если человек разбирается со своими психологическими проблемами и начинает видеть духовные искажения в себе. Затем постепенно начинается проработка на этих уровнях.
Православный психолог, работая с психологическими проблемами, разъясняет необходимость систематичной исповеди и причастия.
Про здоровый образ жизни я уже написала.
В том, что это заболевание можно вылечить за 3 дня, я сомневаюсь. Симптомы можно ослабить, наверное; но излечить за три дня вряд ли получится. Могут быть рецидивы.
Меня же, как специалиста, всегда интересует долгосрочный результат.
Подробнее о методах и способах работы православного психолога Вы можете прочитать в книжке «Очерки православной психотерапии». Там есть несколько примеров из опыта работы. В том числе описывается случай того, как прошли панические атаки у клиентки, когда проблема была ею осмыслена на духовном уровне.
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/psihologiya/ocherki_pravoslavnoi_psihoterapii.shtml
Успехов в познании себя!
Легостаева Марина Вениаминовна (Общество православных психологов Санкт-Петербурга).
 
Сверху