Концентрация на греховности.

Православный христианин
Читая тексты молитв утренний и вечерние, моё внимание привлек тот акцент который ставится в тексте на греховность человека, к примеру недостойный раб, грешный, худая рука. Я бы хотел уточнить, в какой момент в христианской традиции, появилась потребность, ставить акцент на грехе человека? Я понимаю, что быть человеку безгрешным в этом мире не возможно, но почему так важно ставить акцент на грех? Ведь по моему мнению этот акцент ведёт не столько к смирению сколько к подсознательном унынию человека. С точки зрения современных открытий в области квантовой физики сознание человека творит мир физический, а мысли имеют силу и вполне материальны.

Возможно наше понимание древних текстов искажено нашим собственным восприятием, ведь невозможно понять человека через слова только, они всегда будут окрашены нашим собственным восприятием через призму опыта, но понять человека может тот, кто путём непрерывной молитвы Иисусовой смог открыть в себе связь с Богом и прикоснуться к пониманию мира сего, тогда можно было бы и расти и самому Христианству через таких людей. Христианство сильно традициями, это корни религии, но дерево растёт не только корнями, всё нуждается в росте и обновлении и новому пониманию нужно дать дорогу в развитии, возможно ли появление новых молитв через святых отцов церкви?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Во-первых, не очень понятно, что Вы имеете в виду под словом "новые молитвы". Молитвы пишутся постоянно, при необходимости и желании можно молиться вообще своими словами. Поэтому лично я не вижу проблемы хоть сегодня вечером прочесть те молитвы, которые Вы сочтете нужными.
То, что мы находим в молитвословах как "утренние" и "вечерние" молитвы чаще всего представляются собой неизвестно где, когда и кем сформулированные тексты. За крайне редким исключением все их надписания являются псевдоэпиграфами. Т.е. "молитва св. Василия Великого" к реальному Василию Капподакийскому отношения не имеет.
Во-вторых, насколько я предполагаю (тут нужна консультация специалиста по Литургике), те самые формулировки, которые Вас так смущают, стали появляться в таком количестве довольно поздно. Выскажу предположение, что это уже чисто русская средневековая стилистика обращаться к вышестоящему подчеркнуто себя унижая. Что то вроде "холоп твой Васька" в письме к Иоанну Грозному. Отменил такие формы в светской переписке только Петр I. Однако в молитвах они остались.
Соответственно, акцент на греховность, о котором Вы спрашивали, скорее всего относится к XV-XVIII векам и не имеет отношения к св. отцам древности.
Для сравнения можно почитать действительно очень старые литургические молитвы, составленные еще в V-VIII веках в Византии. Там хотя и встречаются выражения вроде "нас, грешных", но они вовсе не выпячиваются. На первом плане - там Бог и Его милость. Вот на эти образцы нам и надо равняться, а вовсе не на совершенно мутные по происхождению тексты в молитвословах.
 
Сверху