Как Вы относитесь к дневникам А.Шмемана

Россия
Православный христианин
Добрый день! Хочется задать вопрос. Как Вы относитесь к дневникам А.Шмемана?

(Я уже спрашивал на форуме о.Глеба, однако ответ был не совсем полный. Через ЛС форумчане посоветовали обратиться к о.Константину, но создать у него в разделе тему не получается. )

в том числе, к следующему отрывку:

-----------
Вторник, 20 января 1981

Вчера весь день suspense в эпилоге дела заложников. Выпустят их или не выпустят до инаугурации Рейгана? Отвращение от Ирана, от варварства всей этой истории, в которую все эти кошмарные бородачи вмешивают Бога.

Две монашки ушли из монастыря А (восемь монахинь), приехали в общину Б и отправились дальше, чтобы пытаться создать общину В. И так все время. Всюду "скиты Преображения", и скоро в каждом из них будет по одному монашествующему лицу, а этих последних будет ровно столько, сколько "скитов". Мне все чаще кажется, что "возродить" монашество (о котором все с упоением говорят) или хотя бы пытаться возрождать его можно, только предварительно ликвидировав монашеский "институт", то есть весь этот водевиль клобуков, мантий, стилизаций и т.д. Если бы я был "старцем", то я бы сказал кандидату, [кандидат]ке, "взыскующим иночества", примерно следующее:

- поступи на службу, по возможности самую простую, без "творчества" (в банк к окошечку, например);
- работая, молись и "стяжай" внутренний мир, не злобствуй, не "ищи своего" (прав, справедливости и т.д.). Воспринимай каждого (сослуживца, клиента) как посланных, молись за них;
- за вычетом платы за самую скромную квартиру и самую скромную пищу - отдавай свои деньги бедным, но именно бедным, личностям, а не "фондам помощи";
- ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не "учительством", а "тряпочкой" - ср. преп. Серафим Саровский). Этого служения держись и будь - церковно - в полном послушании у настоятеля;
- на служенье не напрашивайся, не печалься о том, что не "использованы твои таланты", помогай, служи в том, что нужно, а не там, где ты считаешь нужным;
- читай и учись в меру сил - но читай не только "монашескую литературу", а шире (этот пункт требует уточнения);
- если друзья и знакомые зовут в гости, потому что они близки тебе, иди - но с "рассуждением", и не часто. Нигде не оставайся больше полутора, двух часов. После этого самая дружеская атмосфера - вредна;
- одевайся абсолютно как все, но скромно. И без "видимых" знаков обособления в "духовную жизнь";
- будь всегда прост, светел, весел. Не учи. Избегай как огня "духовных разговоров" и всяческой религиозной и церковной болтовни. Если так будешь поступать - все окажется на пользу...
- не ищи себе "духовного старца" или "руководителя". Если он нужен, его пошлет Бог, и пошлет, когда нужно;
- прослужив и проработав таким образом десять лет - никак не меньше, спроси у Бога, продолжать ли так жить или нужна какая-нибудь перемена. И жди ответа: он придет - и признаками его будут "радость и мир в Духе Святом".
----------------
http://shmeman.ru/modules/myarticles...oryid_124.html
----------------------

Хочу пояснить, что я не противник А.Шмемана. Просто читая его "Дневники" пришел к выводу, что там полезного ничего нет (для мирянина). А этот отрывок мне кажется очень странным.
Прочел недавно книгу А.Дворкина "Учителя и уроки", так он А.Шмемана очень любит, очень много рассказывает о нем читателю хорошего.

Спасибо.
 
Юрий! К сожалению я не могу дать Вам анализ трудов о. протоиерея, потому что не читал их. Могу сказать только по конкретному отрывку. Православное монашество и в Америке и в России существует не благодаря, а вопреки. И то, что оно в настоящем глубоком (не люблю это слово) кризисе, ни для кого не секрет. А одна из многих причин - потеря трезвого взгляда у большенства даже воцерковлённых людей на монашество. По-видимому, благодать Святого Духа весьма сильна в Церкви, если всё ещё находятся боголюбцы, желающие постнического жития.
Здесь же приводится отличная "инструкция" для испытания себя и своих мечтаний. То, что Вас могло смутить в этом отрывке, относится не ко всем живущим в миру, а к конкретной аудитории.
Ещё Вы столкнулись с самым сложным для понимания жанром - дневник. Пишется он обычно для себя и только сам автор может, да и то, не всегда, откомментировать написанное. Это же относится и к письмам. Издатели берут на себя великую ответственность, публикуя подобные тексты, изначально не предназначенные для печати.
 
Москва
Крещён в Православии
Юрий! К сожалению я не могу дать Вам анализ трудов о. протоиерея, потому что не читал их. Могу сказать только по конкретному отрывку. Православное монашество и в Америке и в России существует не благодаря, а вопреки. И то, что оно в настоящем глубоком (не люблю это слово) кризисе, ни для кого не секрет. А одна из многих причин - потеря трезвого взгляда у большенства даже воцерковлённых людей на монашество. По-видимому, благодать Святого Духа весьма сильна в Церкви, если всё ещё находятся боголюбцы, желающие постнического жития.
Здесь же приводится отличная "инструкция" для испытания себя и своих мечтаний. То, что Вас могло смутить в этом отрывке, относится не ко всем живущим в миру, а к конкретной аудитории.
Ещё Вы столкнулись с самым сложным для понимания жанром - дневник. Пишется он обычно для себя и только сам автор может, да и то, не всегда, откомментировать написанное. Это же относится и к письмам. Издатели берут на себя великую ответственность, публикуя подобные тексты, изначально не предназначенные для печати.
И я присаединяюсь к благодарности Юрия. Именно такого ответа и хотелось услышать. Спаси, Господь, вас, отче!
 
Сверху