Как в дорожной суете исполнять молитвенное правило?

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий!
У меня вопрос касательно молитвенного правила не знаю как лучше сделать и мне в принципе непонятно имеет ли молитвенное правило связь со временем в сутках или нет, так как как то мне говорили что читать его надо по факту пробуждения или сна, если допустим график ненормированный. Но у меня вопрос относительно дороги, так как нигде не могу встретиться ясного ответа. Допустим я еду в поезде в дороге два дня, молюсь вечером утром, время приезда через 2 дня и моей остановки 4:28 утра, но я не знаю буду я ложиться или нет, как в этом случае читать молитвы? А если я прилягу и усну на час или полтора, получается что мне нужно будет читать на сон грядущий, а через полтора часа утренние? Я имею ввиду что 4:28 такое время, что не знаешь есть смысл ложиться или нет, соответственно не знаю читать или нет. А если не лягу, то наступит вроде как утро и нужно их прочитать так как впереди будет проведён целый день. Вот совсем я запуталась. То есть я не понимаю они связаны именно со сном или с часами в сутках. То есть если я провела крайний день в дороге, и не ложилась, приехала в 4:28 потом опять не спала до вечера, нужно ли их было прочитать, несмотря на то что я не ложилась спать? Потому что мне уже посоветовали как я писала выше, в итоге я сейчас даже не вспомню,но я что то получается как пропустила то ли утренние то ли вечерние, в итоге дальше у меня всё как то пошло кувырком и начались проблемы с молитвенным правилом, так что до сих пор хожу и выясняю как надо то) Я часто летаю и езжу в последнее время, поэтому вопрос насущный) Надеюсь, вы меня поняли! Заранее благодарю! Храни Вас Бог.
 
Дорогая Ксения!
Прекрасно, что вы так добросовестно относитесь к молитвенному правилу. Однако, всё же следует учитывать, что преподобные учителя Церкви были монахами, и, соответственно, составляли молитвенное правило ориентируясь в первую очередь на монашествующих, основываясь на словах Господа: «Ты же, когда молишься, войди в келлию твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). А если нет такой возможности уединения, нет ни келлии, ни даже отдельной комнаты? Как молиться в условиях современной жизни, как молиться среди современного неспокойного ритма жизни, живя в большом городе, в столь изменившемся со времен наших предков мире? Поэтому полагаю, что сегодня невозможно слепо копировать Святых Отцов, а нужно творчески адаптировать их учение к современной жизни! В зависимости от своего характера, от бытовых условий приходится искать подходящие формы и стили молитвы. В этом деле очень важны совет и помощь опытного духовника. Среди своих дел и обязанностей нужно постоянно возвращаться к мысли о Боге, к молитве! Святые отцы-молитвенники ясно говорят нам «Молитва рождается от любви». А если любви нет, то в памяти человек держит не Бога, а лишь самого себя, горделиво стоящего на «молитвенной вычитке», то возникает отвратительное стояние, когда любовь подменяется скрупулезным исполнением «молитвенного правила». А как часто мы профанируем молитвенное правило, прочитывая в дороге множество канонов и тысячи раз перебирая чётки, но, не имея любви, и в действительности ещё не начиная молиться! Да, современная жизнь вытесняет длительную молитву, поэтому еще преподобный Серафим завещал нам молиться иначе. Смысл нового молитвенного правила - в краткости дома, и в непрестанности его среди людей на работе. Молиться нужно непрестанно и вне зависимости от места - но только если это действительно молитва, а не "исполнение правила". Для любви от нас нужны, прежде всего, не механический ритуал, не точная по времени последовательность прошений, не внешние молитвенные труды, а очищение сердца. Мир держится молитвой, но не нормативной, не декоративной, не машинальной, не ложной. Когда мы читаем молитвы, мы должны первым делом быть честными перед Богом и перед тем святым, слова которого произносим, потому что иначе молитва превращается в ложь, в поверхностное скольжение по череде прошений, в имитацию разговора человека с Богом. Христос заповедал ученикам Своим: «Пребудьте в любви Моей» (Ин.15:9). А пребывать в любви ко Господу - значит непрестанно памятовать о Нём, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу. Когда человек самозабвенно любит Бога, он проникает в самую суть Небесного мира - это и есть истинная, неформальная и непрестанная молитва, к которой и призывал апостол Павел, говоря: «Непрестанно молитесь!» (1Фес.5:17). Именно с непрестанного памятования о Боге начинается жизнь души.
Святоотеческое учение говорит, что к непрестанной памяти Божией надо себя приучать, - и наилучшая форма искания и сохранения памяти Божией, есть краткая молитва, держимая вниманием ума и сердца, при одновременном стремлении ко всему Евангелию. Но в то же самое время постоянное повторение краткой молитвы не всегда есть память Божия: вне искреннего искания Бога всей жизнью оно будет бессильным и бесплодным покушением на невозможное. И наоборот: при формальной недостаточности исполнения молитвенного правила или произнесения краткой молитвы из-за обстоятельств жизни в городском шуме и суете, но при болезненном в то же время искании Бога как бы молчащим умом - память Божия будет пребывать в любящем сердце.
Владыка Антоний Сурожский учил молиться так: «Когда мы осознаем или верой в Его присутствие, или опытно, что Бог тут, мы можем начать говорить те или другие молитвы. И молитвы, мне кажется, надо выбирать. В вечерних, утренних молитвах, в акафистах, в чинопоследованиях есть молитвы, которые ударяют нас в сердце, которые нас трогают, которые нас умиляют, которые уже стали частично нашим опытом, не обязательно молитвенным, а житейским. И надо с этих молитв начинать, чтобы эти молитвы растопили наше сердце, просветили наш ум, дали крепость нашей воле, нашей устремленности к Богу. Иногда это даже не обязательно молитвы, которые положено читать в тот или другой момент, а молитвы, которые сейчас говорят мне что-то очень важное».
Да, конечно, регулярное исполнение правила хорошо и необходимо, но только тогда, когда оно только средство, а не цель, то есть, как только кнут для ленивого раба. Исполнять правило необходимо, но этот «кнут» надо скрывать, как нечто весьма несовершенное, а не выставлять напоказ. Вне искреннего искания Божией Любви делами и поступками своей жизни оно будет бессильным и бесплодным покушением на невозможное. И, наоборот, при формальной недостаточности молитвенного правила из-за обстоятельств жизни в шуме и суете, но при болезненном и сердечном искании Бога как бы молчащим умом - память Божия будет непрестанно пребывать в любящем сердце. Вот из этого принципа, дорогая Ксения, и исходите – сердце не обманет!
 
Последнее редактирование:
Сверху