Как Святые Отцы смотрят на такое церковное явление как старообрядчество?

Москва
Православный христианин
По учению Святых Отцов нынешние старообрядцы пребывающие вне Православной Церкви являются раскольниками или раздорниками? Единоверческое Святые говорят одно, а синодальные Святые совсем другое. Помогите пожалуйста разобраться. Спасибо.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Тут вопрос довольно сложный, на него легко не ответить. Так, что рекомендуется обратиться у специальной литературе по истории старообрядчества.
Если поднимать теорию, то по мысли свт. Василия Великого есть несколько "степеней" отпадения от Церкви:
«Древние… иное назвали ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками ‑ разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами ‑ собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом...» (Первое Каноническое Послание к Амфилохию Иконийскому).

Соответственно исторически старообрядчество являлось расколом - т.е. ситуацией, когда произошел разрыв Общения по недогматическим вопросам.
Поскольку чисто технически они не еретики, то их возвращение в Церковь происходит через покаяние - т.е. признание ошибочности прежней позиции и благодати, даваемой в Церкви, к которой они присоединяются. Учитывая, что старообрядчество разбито на несколько толков, то определяющей является их собственная позиция к "никонианам".
Если они продолжают считать нас безблагодатными, то остаются раскольниками. Если же они собираются присоединиться к Церкви, признавая ее благодатность, то они восстанавливаются в чине верных по определенному соборно (т.е. решениями соборов по этим делам) порядку.
Промежуточная стадия, а так же не совсем искреннее отношение к "никонианству" отдельных членов единоверческих приходов может быть, теоритически, определено как "незаконное сборище", что близко к Вашему термину "раздорниками".

Это теория, однако в пылу раздора с обеих сторон звучали очень серьезные обвинения и ругань. Поэтому не стоит удивляться более жесткой позиции у определенных авторов, в том числе и прославленных в чине святых, в отношении старообрядцев. Канонизация ни в коем случае не означает признание безошибочности любого мнения святого. То же самое справедливо и для обратного.
 
Сверху