Игорь, просто лично я, ТРАДИЦИОННО, понимаю под богословием
НЕ то, что пишет Википедия, но именно
ТО, ЧТО понимали под ним такие СВЯТЫЕ ОТЦЫ, как
Григорий Богослов,
Григорий Нисский,
Максим Исповедник,
Симеон Новый Богослов и многие иные близкие им по Духу...
Поэтому богословием должен заниматься КАЖДЫЙ христианин..
Что такое богословие, и кто такой "богослов"
В православной Церкви слово "богословие" всегда вызывало священный трепет. Лишь трое святых получили от САМОЙ Церкви высокое имя "БОГОСЛОВА", а именно: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, св.
Григорий Богослов и св.
Симеон Новый Богослов. Ни Дионисий Аропагит, ни преп.
Максим Исповедник, ни св.
Григорий Палама не получили от Церкви этого преимущественного имени, хотя глубина и высота их богословской мысли до сих пор потрясают боголюбивого читателя, а их творения стали неотъемлемой частью святоотеческого Предания.
В наши дни, даже в Православии, способность к священному трепету атрофировалась, и мы безрассудно ТОРОПИМСЯ богословствовать. Само слово "богословие" обезценилось! Как часто мы называем этим высоким словом любое религиозное философствование, схоластические препирательства друг с другом, псевдо-богословское пустословие и суесловие или манипулирование огромными массивами мертвой , почерпнутой извне "научной" около-богословской информации!
По точному определению о.
Серафима (Роуза), сегодня "ученые богословы ловко объяснят и определят все, что касается святости, духовности, феозиса, но сами никогда не испытали " этого. Наше легкомысленное отношение к богословию о.
Серафим (Роуз) охарактеризовал метким, слегка гротескным выражением: "богословие с сигаретой в зубах или с бокалом вина в руке".
Для Православия всегда был характерен "царский путь", т.е. путь золотой середины, отсекающий как "десные", так и "шуии" уклонения.
Цель настоящей публикации – предостеречь стремящегося к Боговедению христианина от ДВУХ ОПАСНЫХ КРАЙНОСТЕЙ:
1) преждевременного высокоумного богословствования и тщеславного накопления чисто теоретических около-богословских знаний; и, с другой стороны, --
2) догматического индифферентизма; пренебрежения (по лености) изучением и усвоением догматики; "зарытия в землю таланта " своих умственных способностей человеком, никогда НЕ РАЗМЫШЛЯЮЩИМ на богословские темы.
-------------------------------------------------------------------------------------
О том, ЧТО ТАКОЕ БОГОСЛОВИЕ, лучше всего справиться у святых, наименованных Церковью "Богословами"! Посмотрим, что говорят по этому поводу св.
Григорий Богослов и св.
Симеон Новый Богослов.
Св.
Григорий Богослов утверждает, что богословствовать можно
1. "не всякому, т.к. это приобретается недешево";
2. "не всегда";
3. "не перед всяким";
4. "не всего касаясь", но сдерживая себя "доброй уздой – благоговением".
1. КОМУ МОЖНО И КОМУ НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
"Любомудрствовать о Боге можно не всем. Потому, что спаосробны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего, очистили, или ,по крайней мере, очищают и душу, и тело" (св.
Григорий Богослов).
"Если не чувствуешь, чтоб умер ты миру…, если не изшел ты вовне мира (подобно Павлу)…,если… не стал, как дух, через отвержение плоти…, --- то ПОЧЕМУ НЕ МОЛЧИШЬ и не ищешь в покаянии… испытать сие, но охоч говорить о том, чего не знаешь?" (св.
Симеон Новый Богослов).
"Если, прежде исполнения заповедей Христовых , дерзостно покусишься ты беседовать о Боге, то мы отвратимся от тебя, как от вышедшего из ума и бесноватого" (св.
Симеон Новый Богослов).
"Нам надобно прежде от смерти перейти к жизни, принять в себя свыше семя Бога живого, родиться от Него духовно, стать чадами Ему, воспринять в души свои благодать Св. Духа, --- и тогда уже под действием просвещения от Св. Духа, приступать беседовать о том, что касается Бога" (св.
Симеон Новый Богослов).
"Не узревшему Божественного света и не сделавшемуся богом по усыновлению НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО БОГОСЛОВСТВОВАТЬ" (св.
Симеон Новый Богослов).
Итак, мы видим, что, по единодушному утверждению Богословов Церкви, для того, чтобы богословствовать, надо сначала очистить свое сердце покаянием, стать бесстрастным, убить гордость и стяжать смирение, через исполнение заповедей вместить в себя (как дар Божий) совершенную любовь…. --- и только тогда, в полноте благодати, беседовать о Боге.
2. КОГДА МОЖНО, А КОГДА НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
"Можно, когда бываем свободны от внешней тины и мятежей, когда владычественный в нас ум не сливается с негодными и блуждающими образами…, когда внутри нас тишина, и не кружимся по внешним предметам" (св.
Григорий Богослов).
"Ни тому, кто богословствует не идет покаяние; ни тому, кто кается ,-- не идет богословствование" (св.
Симеон Новый Богослов).
Итак, не следует богословствовать, когда отсутствие мира и тишины в душе призывает нас к покаянию, или когда время благоприятствует покаянию (Великий Пост). Это неразумно.
3. ПЕРЕД КЕМ можно, а перед кем нельзя богословствовать?
"Можно перед людьми усердными, перед теми, которые занимаются сим ТЩАТЕЛЬНО, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом – после… зрелищ и песней, по удовлетворении чрева" (св.
Григорий Богослов).
НЕЛЬЗЯ – "перед людьми праздными", любящими "скверные суесловия и прекословия лжеименного разума", привыкшими "словами играть, как шашками", "имеющими в виду одно – задать или решить какой-нибудь вопрос" (св.
Григорий Богослов).
4. О ЧЕМ МОЖНО И О ЧЕМ НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
МОЖНО – " о том, что доступно для нас и в такой мере, до какой простирается способность разумения слушающих" (св.
Григорий Богослов).
Оба Богослова категорически запрещают любопытствовать об абсолютно непостижимом, например об образе ипостасного рождения Сына и исхождения Духа от Бога Отца. "Не любопытствуй об естестве Отца, об осуществлении Единородного Сына, о славе и силе Духа, об Едином в Трех Божестве…, о нераздельной славе и надежде верующих" (св.
Григорий Богослов).
Самым полезным для нас оба великих Богослова считают "ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ", своей греховности и ничтожества, т.к. это познание "приводит нас в глубину смирения". Без этого познания, как говорит св.
Симеон Новый Богослов, "никто не может познать чего-либо духовного или божественного! А раз не может ПОЗНАТЬ, -- то неужто сможет сказать словами ?
И преп.
Нектарий Оптинский акцентирует этот важнейший духовный момент: "Бог творит ИЗ НИЧЕГО. Поэтому, если кто хочет, чтобы Бог сотворил из него нечто, -- пусть сначала предоставит себя Богу, как НИЧТО".
Другим доступным для нас предметом любомудрия является познание тварного мира. Св.
Григорий Богослов перечисляет , как сравнительно безопасные для нас, следующие предметы: "Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных (добрых и злых) природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Касательно этого и успеть в своих исследованиях небезполезно, и не получит успеха не опасно".
К предмету богословия надо подходить СО СТАХОМ БОЖИИМ! "Не будь смел. Напротив того, страшись касаться предметов высших, превосходящих твои силы…Не должно оказывать дерзости и необузданности даже в суждении о вещах маловажных" (св.
Григорий Богослов). Святитель Григорий сравнивает область богословия с облаком на Синайской горе, внутрь которого вступил только Моисей. Даже Аарон, взойдя на гору, стоял вне облака. Старейшины же должы стоять "издалеча". Остальной же народ должен оставаться внизу и "внимать одному гласу, и то соблюдшись от осквернения и очистившись, как повелено".
"Кто из вас, как Аарон, тот взойди со мною…, но будь доволен тем, что останешься вне облака… Кто, как Надав и Авиуд, или один из старейшин, то взойди также, но стань издалеча…, кто же принадлежит к народу и к числу недостойных высоты и созерцания, тот, если не чист,-- вовсе не приступай (потому что сие небезопасно). А если очищен на время – останься внизу и внимай одному гласу и трубе, т.е. голым речениям благочестия. На дымящуюся же гору ВЗИРАЙ, КАК НА УГРОЗУ. Но кто злой и неукротимый зверь, вовсе не способный вместить в себя предлагаемого в богословии… -- СТАНЬ ЕЩЕ ДАЛЬШЕ, ОТСТУПИ ОТ ГОРЫ, иначе камнем побиен и и сокрушен будешь".
Оба великих Богослова Церкви приходят в ужас от наших дерзких, самонадеянных и бесстрашных попыток богословствования.
"Удивляюсь я тем немалочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде вступления в чадство Ему , не трепещут богословствовать… Когда слышу, как многие, не понимая божеских вещей, философствуют о них и, будучи исполнены грехов, богословствуют о Боге… без благодати Св. Духа… ,-- трепещет, ужасается и … из себя выходит дух мой" (св.
Симеон Новый Богослов).
************************************************************
На основании всего сказанного выше "БОГОСЛОВИЕ" можно определить так.
Богословие – это основанное на опыте личного богообщения свидетельство и словесное подтверждение богооткровенных истин, явленных человеку в благодатной жизни Церкви.
Причем, только такое свидетельство, которое достигается по первоначальном принятии этих истин ПРОСТОЙ ВЕРОЙ, с последующим индивидуальным опытным удостоверением, а затем с последующим усвоением этих истин путем свободного самостоятельного исследования и проверки результатов этого исследования на гармонию с церковным преданием и соборным сознанием Церкви, при изыскании способов наиболее точной, емкой и понятной словесной формулировки этих всесторонне проверенных результатов.
Иными словами, БОГОСЛОВИЕ – это глубокое личное усвоение всем существом человека (его разумом, сердцем и волею) богочеловеческого опыта Церкви и предпринятая на этой основе дерзновенная (по Богу) попытка облечь в форму понятных слов свой индивидуально преломленный церковный опыт.
По учению Богословов Церкви, "Богословие невозможно без богопознания (боговедения), а боговедение не подается посредством обучения и внешней премудрости". Изучение богословских научных дисциплин – это еще не богословие. Заметим, что ни св.
Григорий Богослов, ни св.
Симеон Новый Богослов не имели ученой степени доктора или кандидата богословия, не говоря уж о св. Иоанне Богослове, который был , как мы помним, просто рыбарь.
Необходимо сказать пару слов и о второй крайности, противоположной дерзкому псевдо-богословствованию , т.е. о догматическом индифферентизме. Это тоже грех! ПОМНИТЬ О БОГЕ И РАЗМЫШЛЯТЬ О НЕМ В УЕДИНЕНИИ МЫ ОБЯЗАНЫ! Но мы не обязаны преждевременно говорить об этом вслух. т.к. "говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога" (св.
Григорий Богослов).
Хочу верить, что любители не в меру побогословствовать на данном форуме ПРАВИЛЬНО поймут эту публикацию. Она направлена не против них, а ЗА них. Ну а если кто захочет возразить и попытаться отстоять свое "право" на бесстрашное богословствование.... Такого человека безконечно жаль. Может когда-нибудь ему и удастся стяжать "лавры"... Бердяева. Но богословие св. Григория, св. Симеона, преп. Максима НАВСЕГДА останется для него "вещью в себе", хотя лично он ( и только он) и будет считать себя великим знатоком.
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=7202