Как стать богословом .... или почему вы вне Церкви

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Эта тема отделена от темы Вопрос о Человечестве Сына Божьего.


Сегодня утром пришло смс-сообщение - наставления преподобных старцев Оптинских, которое я очень долго ждала!

"Что нам, страстным, входить в неведомые тайны и в постановления Церкви, а <надо> просто повиноваться оной и считать ее учение непогрешительным. "Гордый испытует тайны, но таинства открываются смиренным..." Можно бы и еще много найти, но оставляю, считая излишним страстным нам в море богословия пускаться. Лучше постараемся помаленьку очищать от страстей ум и сердце, тогда сама собою благодать напишет законы свои на чистых скрижалях сердечных". (преподобный Макарий Оптинский)

Кого из нас можно назвать "бесстрастным и смиренным"? Кто может "похвастаться" очищенными от страстей умом и сердцем?

Нельзя изучать священное Писание и Творение Святых Отцов в отрыве от участия в Церковных Таинствах - Покаяния и Святой Евхаристии, в которых человек наполняется благодатью Самого Господа Бога и ему дается истинное богословие, сначала как "мистический путь Богопознания, реальность духовного опыта, в котором христианину раскрывается Бог", и только потом как "наука, раскрывающая содержание христианских истин в систематическом порядке."

Богословие — учение Церкви о Боге. Основателем богословия является Сам Богочеловек Иисус Христос. Поэтому богословствовать человек может только в силу Откровения Самого Бога, раскрывающего Себя человеку в ответ на стремление познать Его бытие.
 
Сегодня утром пришло смс-сообщение - наставления преподобных старцев Оптинских, которое я очень долго ждала!

"Что нам, страстным, входить в неведомые тайны и в постановления Церкви, а <надо> просто повиноваться оной и считать ее учение непогрешительным. "Гордый испытует тайны, но таинства открываются смиренным..." Можно бы и еще много найти, но оставляю, считая излишним страстным нам в море богословия пускаться. Лучше постараемся помаленьку очищать от страстей ум и сердце, тогда сама собою благодать напишет законы свои на чистых скрижалях сердечных". (преподобный Макарий Оптинский)

Кого из нас можно назвать "бесстрастным и смиренным"? Кто может "похвастаться" очищенными от страстей умом и сердцем?

Нельзя изучать священное Писание и Творение Святых Отцов в отрыве от участия в Церковных Таинствах - Покаяния и Святой Евхаристии, в которых человек наполняется благодатью Самого Господа Бога и ему дается истинное богословие, сначала как "мистический путь Богопознания, реальность духовного опыта, в котором христианину раскрывается Бог", и только потом как "наука, раскрывающая содержание христианских истин в систематическом порядке."

Богословие — учение Церкви о Боге. Основателем богословия является Сам Богочеловек Иисус Христос. Поэтому богословствовать человек может только в силу Откровения Самого Бога, раскрывающего Себя человеку в ответ на стремление познать Его бытие.
Екатерина, есть опасная преграда на нашем Пути к Богу - это ГОРДАЯ СТРАСТЬ НЕВЕЖЕСТВА. Как известно, всякие призывы к УКЛОНЕНИЮ от богословия есть ересь, СОБОРНО осуждённая Церковью:
88. Гносимахи: они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию.
http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/o_100_eresyax#p88

То, что богословие не каждому даётся легко, это зачастую говорит о ЛЕНИ самого верующего... Ведь куда проще "соблюдать то, сам не знаю что", чем ИСТИННО ЗНАТЬ Бога.
Да и по сути: чем отличается от язычника христианин НЕ знающий Бога? Ничем!

На Азбуке Веры ХОРОШО написано:
Знание – познание Бога, себя, ближнего и окружающего мира. Первостепенным для спасения являются Богопознание и самопознание.
http://azbyka.ru/dictionary/08/znanie-all.shtml
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Екатерина, есть опасная преграда на нашем Пути к Богу - это ГОРДАЯ СТРАСТЬ НЕВЕЖЕСТВА. Как известно, всякие призывы к УКЛОНЕНИЮ от богословия есть ересь, СОБОРНО осуждённая Церковью:
88. Гносимахи: они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию.
http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Damaskin/o_100_eresyax#p88

То, что богословие не каждому даётся легко, это зачастую говорит о ЛЕНИ самого верующего... Ведь куда проще "соблюдать то, сам не знаю что", чем ИСТИННО ЗНАТЬ Бога.
Да и по сути: чем отличается от язычника христианин НЕ знающий Бога? Ничем!

На Азбуке Веры ХОРОШО написано:
Знание – познание Бога, себя, ближнего и окружающего мира. Первостепенным для спасения являются Богопознание и самопознание.
http://azbyka.ru/dictionary/08/znanie-all.shtml

К сожалению, Сергей, все правильно и верно написав о "гордой страсти невежества", найдя этому подтверждения, и дав верные ссылки, пропустили самое главное - вне Церкви, членом которой Вы не являетсь, не может быть истинного богословия. Мне очень жаль, что простые и доходчивые слова богоносных и преподобных отцов наших, которые сначала очистив ум и сердце от страстей, стали истинными богословами.

Сначала "мистический путь Богопознания, реальность духовного опыта, в котором христианину раскрывается Бог", и только потом как "наука, раскрывающая содержание христианских истин в систематическом порядке."

И если Ваши упражнения в "богословии" не превели Вас в лоно Православной Церкви, то возникает множество вопросов, самый простой "Почему?". Ведь познание Истины всегда приводит к Ней, а не ведет от Нее.

Ярким примером истинного богословия в сонме святых является, например, земная жизнь преподобной Марии Египетской:

Всех принимала церковь, никому не возбраняла войти, а меня, окаянную, не пускала.... Тут я почувствовала, что это грехи мои возбраняют мне видеть Животворящее Древо, сердца моего коснулась благодать Господня, я зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь.

Когда авва Зосима услышал, что и от Священного Писания говорит на память святая подвижница – от книг Моисея и Иова и от псалмов Давидовых, – тогда спросил преподобную: "Где, мать моя, научилась ты псалмам и иным Книгам?"

Она улыбнулась, выслушав этот вопрос, и отвечала так: "Поверь мне, человек Божий, ни единого не видела человека, кроме тебя, с тех пор, как перешла Иордан. Книгам и раньше никогда не училась, ни пения церковного не слышала, ни Божественного чтения. Разве что Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму (Кол 3:16; 2 Петр 1:21; 1 Фес 2:13).


Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол.3:16)

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2Пет.1:21)

Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих. (1Фесс.2:13)

Христос, живая и личная Истина, «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1, 24). Он единственный подлинный богослов, а мы богословы лишь по дару, который получаем от Него.

А Вы, Сергей, уверенны, что имеете дар богословия, а дар этот от живой Истины?
 
К сожалению, Сергей, все правильно и верно написав о "гордой страсти невежества", найдя этому подтверждения, и дав верные ссылки, пропустили самое главное - вне Церкви, членом которой Вы не являетсь, не может быть истинного богословия.
Ваша церковь НЕ принадлежит к братской семье ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ???
Вот видите, что значит пренебрегать догматикой и богословием.
Но напомню: НЕ быть членом ПОМЕСТНОЙ РПЦ (а это одна из ПОМЕСТНЫХ церквей, а НЕ ВСЕОБЩЕ-Православная) это НЕ значит не быть членом Церкви. Или, по-Вашему, Православные члены поместных церквей Греции, Сербии или Грузии, например, уже не есть члены Церкви??? :)

P. S.
А вообще-то, Екатерина, Вы далеко НЕ первая, которая "отлучает" меня от Церкви
:)
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Ваша церковь НЕ принадлежит к братской семье ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ???
Вот видите, что значит пренебрегать догматикой и богословием.
Но напомню: НЕ быть членом ПОМЕСТНОЙ РПЦ (а это одна из ПОМЕСТНЫХ церквей, а НЕ ВСЕОБЩЕ-Православная) это НЕ значит не быть членом Церкви. Или, по-Вашему, Православные члены поместных церквей Греции, Сербии или Грузии, например, уже не есть члены Церкви??? :)



То есть этим постом Вы хотите мне сообщить, что являетесь членом Православной Церкви? Посещаете богослужения в одном из православных храмов и приобщаетесь Телу и Крови Христовой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, на территории которой Вы и проживаете?
 
Россия
Православный христианин
То, что богословие не каждому даётся легко, это зачастую говорит о ЛЕНИ самого верующего... Ведь куда проще "соблюдать то, сам не знаю что", чем ИСТИННО ЗНАТЬ Бога.
Да и по сути: чем отличается от язычника христианин НЕ знающий Бога? Ничем!

На Азбуке Веры ХОРОШО написано:
Знание – познание Бога, себя, ближнего и окружающего мира. Первостепенным для спасения являются Богопознание и самопознание.
http://azbyka.ru/dictionary/08/znanie-all.shtml

...это зачастую говорит о ЛЕНИ самого верующего..
--------------------------------------------------------------------------------------------------
А нужно ли заниматься богословием всем?
Богословие и Богопознание-самопознание – разве одно и тоже? Знание же разные.
Традиционно под богословием понимается систематический анализ природы, замыслов и деятельности Бога как попытка, хотя и неадекватная (в силу ограниченности человеческих способностей), говорить о Божественном существе. Христианское богословие — в общеупотребительном смысле обозначает набор различных богословских дисциплин в рамках христианства, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа.( из Википедии)

Богопознание и самопознание. – по учению святого Исаака Сирина, существует два рода знания: знание, которое предшествует вере, и знание, которое рождается от веры. Знание, которое предшествует вере, является знанием естественным, природным γνωσις φυσικη), а то, которое рождается от веры, является знанием духовным (γνωσις πνευματικη). Естественное знание состоит в различении добра и зла, а знание духовное - это ощущение сокровенного (αισθησις των μυστηρίων), способность ощущать то, что сокрыто (των κρυπτων), видеть невидимое(των αοράτων).

Истинная вера - вера по слуху; ее дополняет, укрепляет, доказывает другая вера, вера по созерцанию (πίστις της θεωρίας), вера по видению. Освобождение от естественного, природного знания является условием обретения духовного знания. Это осуществляется верой, ибо в подвиге веры человека осеняет некая "неведомая сила", делающая человека способным к духовному познанию. А ежели человек запутается в сетях естественного познания, из него ему выбраться труднее, чем из железных оков; и жизнь его - на острие меча.

Когда человек пойдет путем веры, он должен оставить старые методы познания и не возвращаться к ним, ибо вера имеет методы свои. Тогда естественное, физическое знание перестает
существовать, а духовное настает, ибо естественное знание - "противно вере. Во всех своих действах вера есть нарушение законов познания, познания не духовного", а естественного.

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/popovich_put_bogopoznania3-all.shtml
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
А нужно ли заниматься богословием всем?
Богословие и Богопознание-самопознание – разве одно и тоже? Знание же разные.
Традиционно под богословием понимается систематический анализ природы, замыслов и деятельности Бога как попытка, хотя и неадекватная (в силу ограниченности человеческих способностей), говорить о Божественном существе. Христианское богословие — в общеупотребительном смысле обозначает набор различных богословских дисциплин в рамках христианства, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа.( из Википедии)
Игорь, просто лично я, ТРАДИЦИОННО, понимаю под богословием НЕ то, что пишет Википедия, но именно ТО, ЧТО понимали под ним такие СВЯТЫЕ ОТЦЫ, как Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов и многие иные близкие им по Духу...
Поэтому богословием должен заниматься КАЖДЫЙ христианин... Да и Сам Христос вовсе НЕ шутил, когда сказал: "познайте Истину, и Истина сделает вас свободными"...

Кстати, Григорий Нисский привёл хороший пример о НЕОБХОДИМОСТИ знания Пресвятой Троицы:
Ибо по расположению сердца у приступающего к домостроительству и совершаемое имеет силу, так что исповедующий Святую Троицу несозданной вступает в непревратную и неизменяемую жизнь, а кто по ложному понятию видит в Троице естество созданное и после этого крестится в Нее, тот снова рождается в превратную и изменяемую жизнь, ибо рождаемое по необходимости однородно с естеством рождающих.
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=bolslovo#niss93
 
Россия
Православный христианин
Игорь, просто лично я, ТРАДИЦИОННО, понимаю под богословием НЕ то, что пишет Википедия, но именно ТО, ЧТО понимали под ним такие СВЯТЫЕ ОТЦЫ, как Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Симеон Новый Богослов и многие иные близкие им по Духу...
Поэтому богословием должен заниматься КАЖДЫЙ христианин..
Что такое богословие, и кто такой "богослов"
В православной Церкви слово "богословие" всегда вызывало священный трепет. Лишь трое святых получили от САМОЙ Церкви высокое имя "БОГОСЛОВА", а именно: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, св. Григорий Богослов и св. Симеон Новый Богослов. Ни Дионисий Аропагит, ни преп. Максим Исповедник, ни св. Григорий Палама не получили от Церкви этого преимущественного имени, хотя глубина и высота их богословской мысли до сих пор потрясают боголюбивого читателя, а их творения стали неотъемлемой частью святоотеческого Предания.
В наши дни, даже в Православии, способность к священному трепету атрофировалась, и мы безрассудно ТОРОПИМСЯ богословствовать. Само слово "богословие" обезценилось! Как часто мы называем этим высоким словом любое религиозное философствование, схоластические препирательства друг с другом, псевдо-богословское пустословие и суесловие или манипулирование огромными массивами мертвой , почерпнутой извне "научной" около-богословской информации!
По точному определению о. Серафима (Роуза), сегодня "ученые богословы ловко объяснят и определят все, что касается святости, духовности, феозиса, но сами никогда не испытали " этого. Наше легкомысленное отношение к богословию о. Серафим (Роуз) охарактеризовал метким, слегка гротескным выражением: "богословие с сигаретой в зубах или с бокалом вина в руке".
Для Православия всегда был характерен "царский путь", т.е. путь золотой середины, отсекающий как "десные", так и "шуии" уклонения.
Цель настоящей публикации – предостеречь стремящегося к Боговедению христианина от ДВУХ ОПАСНЫХ КРАЙНОСТЕЙ:
1) преждевременного высокоумного богословствования и тщеславного накопления чисто теоретических около-богословских знаний; и, с другой стороны, --
2) догматического индифферентизма; пренебрежения (по лености) изучением и усвоением догматики; "зарытия в землю таланта " своих умственных способностей человеком, никогда НЕ РАЗМЫШЛЯЮЩИМ на богословские темы.
-------------------------------------------------------------------------------------
О том, ЧТО ТАКОЕ БОГОСЛОВИЕ, лучше всего справиться у святых, наименованных Церковью "Богословами"! Посмотрим, что говорят по этому поводу св. Григорий Богослов и св. Симеон Новый Богослов.

Св. Григорий Богослов утверждает, что богословствовать можно
1. "не всякому, т.к. это приобретается недешево";
2. "не всегда";
3. "не перед всяким";
4. "не всего касаясь", но сдерживая себя "доброй уздой – благоговением".

1. КОМУ МОЖНО И КОМУ НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
"Любомудрствовать о Боге можно не всем. Потому, что спаосробны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего, очистили, или ,по крайней мере, очищают и душу, и тело" (св. Григорий Богослов).

"Если не чувствуешь, чтоб умер ты миру…, если не изшел ты вовне мира (подобно Павлу)…,если… не стал, как дух, через отвержение плоти…, --- то ПОЧЕМУ НЕ МОЛЧИШЬ и не ищешь в покаянии… испытать сие, но охоч говорить о том, чего не знаешь?" (св. Симеон Новый Богослов).

"Если, прежде исполнения заповедей Христовых , дерзостно покусишься ты беседовать о Боге, то мы отвратимся от тебя, как от вышедшего из ума и бесноватого" (св. Симеон Новый Богослов).

"Нам надобно прежде от смерти перейти к жизни, принять в себя свыше семя Бога живого, родиться от Него духовно, стать чадами Ему, воспринять в души свои благодать Св. Духа, --- и тогда уже под действием просвещения от Св. Духа, приступать беседовать о том, что касается Бога" (св. Симеон Новый Богослов).

"Не узревшему Божественного света и не сделавшемуся богом по усыновлению НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО БОГОСЛОВСТВОВАТЬ" (св. Симеон Новый Богослов).

Итак, мы видим, что, по единодушному утверждению Богословов Церкви, для того, чтобы богословствовать, надо сначала очистить свое сердце покаянием, стать бесстрастным, убить гордость и стяжать смирение, через исполнение заповедей вместить в себя (как дар Божий) совершенную любовь…. --- и только тогда, в полноте благодати, беседовать о Боге.

2. КОГДА МОЖНО, А КОГДА НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
"Можно, когда бываем свободны от внешней тины и мятежей, когда владычественный в нас ум не сливается с негодными и блуждающими образами…, когда внутри нас тишина, и не кружимся по внешним предметам" (св. Григорий Богослов).

"Ни тому, кто богословствует не идет покаяние; ни тому, кто кается ,-- не идет богословствование" (св. Симеон Новый Богослов).

Итак, не следует богословствовать, когда отсутствие мира и тишины в душе призывает нас к покаянию, или когда время благоприятствует покаянию (Великий Пост). Это неразумно.

3. ПЕРЕД КЕМ можно, а перед кем нельзя богословствовать?
"Можно перед людьми усердными, перед теми, которые занимаются сим ТЩАТЕЛЬНО, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом – после… зрелищ и песней, по удовлетворении чрева" (св. Григорий Богослов).

НЕЛЬЗЯ – "перед людьми праздными", любящими "скверные суесловия и прекословия лжеименного разума", привыкшими "словами играть, как шашками", "имеющими в виду одно – задать или решить какой-нибудь вопрос" (св. Григорий Богослов).

4. О ЧЕМ МОЖНО И О ЧЕМ НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
МОЖНО – " о том, что доступно для нас и в такой мере, до какой простирается способность разумения слушающих" (св. Григорий Богослов).
Оба Богослова категорически запрещают любопытствовать об абсолютно непостижимом, например об образе ипостасного рождения Сына и исхождения Духа от Бога Отца. "Не любопытствуй об естестве Отца, об осуществлении Единородного Сына, о славе и силе Духа, об Едином в Трех Божестве…, о нераздельной славе и надежде верующих" (св. Григорий Богослов).

Самым полезным для нас оба великих Богослова считают "ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ", своей греховности и ничтожества, т.к. это познание "приводит нас в глубину смирения". Без этого познания, как говорит св. Симеон Новый Богослов, "никто не может познать чего-либо духовного или божественного! А раз не может ПОЗНАТЬ, -- то неужто сможет сказать словами ?
И преп. Нектарий Оптинский акцентирует этот важнейший духовный момент: "Бог творит ИЗ НИЧЕГО. Поэтому, если кто хочет, чтобы Бог сотворил из него нечто, -- пусть сначала предоставит себя Богу, как НИЧТО".
Другим доступным для нас предметом любомудрия является познание тварного мира. Св. Григорий Богослов перечисляет , как сравнительно безопасные для нас, следующие предметы: "Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных (добрых и злых) природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Касательно этого и успеть в своих исследованиях небезполезно, и не получит успеха не опасно".

К предмету богословия надо подходить СО СТАХОМ БОЖИИМ! "Не будь смел. Напротив того, страшись касаться предметов высших, превосходящих твои силы…Не должно оказывать дерзости и необузданности даже в суждении о вещах маловажных" (св. Григорий Богослов). Святитель Григорий сравнивает область богословия с облаком на Синайской горе, внутрь которого вступил только Моисей. Даже Аарон, взойдя на гору, стоял вне облака. Старейшины же должы стоять "издалеча". Остальной же народ должен оставаться внизу и "внимать одному гласу, и то соблюдшись от осквернения и очистившись, как повелено".

"Кто из вас, как Аарон, тот взойди со мною…, но будь доволен тем, что останешься вне облака… Кто, как Надав и Авиуд, или один из старейшин, то взойди также, но стань издалеча…, кто же принадлежит к народу и к числу недостойных высоты и созерцания, тот, если не чист,-- вовсе не приступай (потому что сие небезопасно). А если очищен на время – останься внизу и внимай одному гласу и трубе, т.е. голым речениям благочестия. На дымящуюся же гору ВЗИРАЙ, КАК НА УГРОЗУ. Но кто злой и неукротимый зверь, вовсе не способный вместить в себя предлагаемого в богословии… -- СТАНЬ ЕЩЕ ДАЛЬШЕ, ОТСТУПИ ОТ ГОРЫ, иначе камнем побиен и и сокрушен будешь".

Оба великих Богослова Церкви приходят в ужас от наших дерзких, самонадеянных и бесстрашных попыток богословствования.
"Удивляюсь я тем немалочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде вступления в чадство Ему , не трепещут богословствовать… Когда слышу, как многие, не понимая божеских вещей, философствуют о них и, будучи исполнены грехов, богословствуют о Боге… без благодати Св. Духа… ,-- трепещет, ужасается и … из себя выходит дух мой" (св. Симеон Новый Богослов).
************************************************************

На основании всего сказанного выше "БОГОСЛОВИЕ" можно определить так.
Богословие – это основанное на опыте личного богообщения свидетельство и словесное подтверждение богооткровенных истин, явленных человеку в благодатной жизни Церкви.
Причем, только такое свидетельство, которое достигается по первоначальном принятии этих истин ПРОСТОЙ ВЕРОЙ, с последующим индивидуальным опытным удостоверением, а затем с последующим усвоением этих истин путем свободного самостоятельного исследования и проверки результатов этого исследования на гармонию с церковным преданием и соборным сознанием Церкви, при изыскании способов наиболее точной, емкой и понятной словесной формулировки этих всесторонне проверенных результатов.
Иными словами, БОГОСЛОВИЕ – это глубокое личное усвоение всем существом человека (его разумом, сердцем и волею) богочеловеческого опыта Церкви и предпринятая на этой основе дерзновенная (по Богу) попытка облечь в форму понятных слов свой индивидуально преломленный церковный опыт.
По учению Богословов Церкви, "Богословие невозможно без богопознания (боговедения), а боговедение не подается посредством обучения и внешней премудрости". Изучение богословских научных дисциплин – это еще не богословие. Заметим, что ни св. Григорий Богослов, ни св. Симеон Новый Богослов не имели ученой степени доктора или кандидата богословия, не говоря уж о св. Иоанне Богослове, который был , как мы помним, просто рыбарь.

Необходимо сказать пару слов и о второй крайности, противоположной дерзкому псевдо-богословствованию , т.е. о догматическом индифферентизме. Это тоже грех! ПОМНИТЬ О БОГЕ И РАЗМЫШЛЯТЬ О НЕМ В УЕДИНЕНИИ МЫ ОБЯЗАНЫ! Но мы не обязаны преждевременно говорить об этом вслух. т.к. "говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога" (св. Григорий Богослов).

Хочу верить, что любители не в меру побогословствовать на данном форуме ПРАВИЛЬНО поймут эту публикацию. Она направлена не против них, а ЗА них. Ну а если кто захочет возразить и попытаться отстоять свое "право" на бесстрашное богословствование.... Такого человека безконечно жаль. Может когда-нибудь ему и удастся стяжать "лавры"... Бердяева. Но богословие св. Григория, св. Симеона, преп. Максима НАВСЕГДА останется для него "вещью в себе", хотя лично он ( и только он) и будет считать себя великим знатоком.
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=7202
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Наше легкомысленное отношение к богословию о. Серафим (Роуз) охарактеризовал метким, слегка гротескным выражением: "богословие с сигаретой в зубах или с бокалом вина в руке".


-------------------------------------------------------------------------------------
О том, ЧТО ТАКОЕ БОГОСЛОВИЕ, лучше всего справиться у святых, наименованных Церковью "Богословами"! Посмотрим, что говорят по этому поводу св. Григорий Богослов и св. Симеон Новый Богослов.

Св. Григорий Богослов утверждает, что богословствовать можно
1. "не всякому, т.к. это приобретается недешево";
2. "не всегда";
3. "не перед всяким";
4. "не всего касаясь", но сдерживая себя "доброй уздой – благоговением".

1. КОМУ МОЖНО И КОМУ НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
"Любомудрствовать о Боге можно не всем. Потому, что спаосробны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего, очистили, или ,по крайней мере, очищают и душу, и тело" (св. Григорий Богослов).
Благодарю Вас Игорь, что познакомили нас с этой ссылкой.
Спасибо Вячеславу Григорьевичу Мальцову за вразумление.
Это полезно прочитать каждому из нас, дерзающему пустословить, вместо спасительного пути покаяния и наблюдением за собой любимым.
Некоторые из нас считают, что изучение Святых отцов, без должного духовного возрастания в Церкви возможно, и что целью этого изыскания будет мистическое получение знания, дающее право на богословие и обучения ближних.
Такое ошибочное изучение Святых источников, подобно судорожному глотанию ведрами вод, вплоть до полного утопления ЖАЖДУЩЕГО. Пользы от такого ПОЗнания, наверное немного, а вот вред может быть, когда подвизавшийся на это дело ИСКАТЕЛЬ, считает плодом СВОЕГО изучения не СТЯЖАНИЯ благодати Бога с помощью Святых, а , поиском НУЖНЫХ переводов и количеством изученных страниц СВ.Отцов, коих он считает "уймами" и тысячами...
Как результат, проповедь таких горе-богословов, обычно кончается разжиганием споров с ближними, унижением как тупиц, и лентяев.
Основным занятием таких учителей бывает ОБЛИЧЕНИЕ всех вокруг в невежестве и неправильном понимании канонов, а себя, такие бедолаги, обычно считают неправедно гонимыми, причем приравнивая себя каким -либо святым, коих они уже считают своими сподвижниками и "братьями" по "просвещению".
Это присвоение чужих заслуг, обычно обусловлено необузданной гордыней и полной потерей духовного зрения и обычно происходит с теми, кто не участвует в повседневной жизни Церкви, кто не причащается Святых Даров и не очищает себя покаянием, по сути это отщепенцы от Тела Христова.
Печально то, что многие из нас зараженные в той или иной степени этими "заслугами" не хотим увидеть свои "промахи". А окружающих, которые указывают нам на наши ошибки, МЫ, по своей гордыни, считаем недостойными и ОСУЖДАЕМ, чуть ли не врагами.
P.S. Сергей Богульский, не считайте, что все вышесказанное относиться только к Вам, моих черт там тоже достаточно...
Не бывает богословия "с сигаретой в зубах..." Голубь на дымящую трубу не сядет.
 
В наши дни, даже в Православии, способность к священному трепету атрофировалась, и мы безрассудно ТОРОПИМСЯ богословствовать. Само слово "богословие" обезценилось! Как часто мы называем этим высоким словом любое религиозное философствование, схоластические препирательства друг с другом, псевдо-богословское пустословие и суесловие или манипулирование огромными массивами мертвой , почерпнутой извне "научной" около-богословской информации!
Игорь, тут автор статьи правильно заметил, что слово «богословие» приобрело немного иной (иногда и негативный) смысл. Поэтому когда я иногда говорю, что подлинное богословие – это Единение с Богом, Созерцание Бога, Жизнь в Боге, то меня, бывает, и не понимают, ибо многие христиане привыкли ассоциировать богословие с неким скучным «школьным учительством» и «вычитыванием» и заучиванием книг. Лично для меня богословие есть, прежде всего, сам ОПЫТ Богообщения, ОПЫТ Созерцания Бога, и ОПЫТ Жизни в Боге. Поэтому я никогда не позволяю себе богословствовать «кому попало» в этом подлинном смысле.
Да и в моём посте я писал:
То, что богословие не каждому даётся легко, это зачастую говорит о ЛЕНИ самого верующего... Ведь куда проще "соблюдать то, сам не знаю что", чем ИСТИННО ЗНАТЬ Бога.
Неужели Бога узнают из книжек? Грош цена такой вере в «бога из книги»…
Мы, христиане, знаем ЖИВОГО БОГА, знаем Его ПОДЛИННО, а не по заученным фразам. И именно ОПЫТ Богопознания, или образно говоря «итог» Богопознания (а НЕ причина) зафиксирован Церковью в виде Догматов. Хотя и тут ВЕРНО сказал Василий Великий:
«иное догмат, а иное проповедь. Догмат умалчивается, а проповедь обнародывается».
http://azbyka.ru/otechnik/?Vasilij_Velikij/o_svyatom_duhe=27
Заметим, что ни св. Григорий Богослов, ни св. Симеон Новый Богослов не имели ученой степени доктора или кандидата богословия, не говоря уж о св. Иоанне Богослове, который был, как мы помним, просто рыбарь.
Относительно ОБРАЗОВАНИЯ святых отцов…
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ:

Григорий Богослов получил блестящее по тем временам образование. Вместе с братом Кесарием (Or. 7. 6) он начал обучение в Назианзе; впосл. около года посещал школу в Кесарии Каппадокийской, где, вероятно, впервые встретился со свт. Василием Великим (Or. 43. 13)... Курс образования Григория Богослова должен был завершиться в Афинах, куда он в том же 348 г. отправился из Александрии (уже без брата) на корабле... Григорий Богослов провел в Афинах ок. 8 лет. Он намеревался покинуть город вместе со своим другом сразу же по окончании курса, однако обоим было предложено остаться в академии в качестве преподавателей риторики... Проведя еще некоторое время в Афинах в качестве ритора, Г. Б. вернулся на родину... и т. д....
http://www.pravenc.ru/text/166811.html

Об уровне ОБРАЗОВАНИЯ Иоанна Богослова красноречиво свидетельствует тот факт, что его УЧИТЕЛЕМ был Сам Господь Христос…

Так же и относительно Симеона Нового Богослова мы знаем, что его уровень образования был уж повыше, чем нынешняя духовная семинария…
«Родился в Хрисополисе (область Галатия) в Малой Азии в 949 году. Получил хорошее образование, но, стремясь к уединенной жизни, поступил в возрасте 24 года в Студийский монастырь».
http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj/#bio

Тут, конечно можно вспомнить о блестящем образовании апостола Павла или преп. Максима Исповедника (был философом, богословом, диалектиком, ритором и, кстати, секретарём Императора Ираклия)… однако каждый желающий может сам изучить биографии святых отцов…
Лишь трое святых получили от САМОЙ Церкви высокое имя "БОГОСЛОВА", а именно: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, св. Григорий Богослов и св. Симеон Новый Богослов. Ни Дионисий Аропагит, ни преп. Максим Исповедник, ни св. Григорий Палама не получили от Церкви этого преимущественного имени, хотя глубина и высота их богословской мысли до сих пор потрясают боголюбивого читателя, а их творения стали неотъемлемой частью святоотеческого Предания.
Тут автор статьи явно следует МИФУ :)
Во-первых, если мы прочитаем творения трёх Великих Каппадакийцев, то увидим, что Григорий Богослов и занимался ПРЕИМУЩЕСТВЕННО именно БОГОСЛОВИЕМ. А вот круг тем у Григория Нисского и Василия Великого был ГОРАЗДО шире. Они были НЕ только БОГОСЛОВЫ, но и писали на темы антропологии, Христологии, комментировали Писание, учили о Таинствах и т. д…

И просто НЕ позволительно говорить о том, что и Василий Великий и Григорий Нисский хоть в чём-то «уступают» в богословии Григорию Богослову. Церковь даже РЕШИЛА иначе: если мы коснёмся Вселенских Соборов, то тут мнения Григория Богослова явно «уступили» в чём-то (о Втором Соборе он сам это и писал), относительно БОГОСЛОВИЯ Василия Великого (Второй Вселенский Собор) и Кирилла Александрийского (Третий Вселенский Собор) и Григория Нисского (Второй и Четвёртый Вселенский Собор).

Относительно св. Симеона мы знаем, что он получил прозвище «новый богослов» от его ВРАГОВ. Кто вообще читал творения святых отцов, тот отлично знает, что термин «новый богослов» был именно оскорблением. «Новыми богословами» именовались такие еретики как Евномий, Несторий, Аполлинарий, Варлаам, Акиндин и т. д.. А все мы помним, что решением Синода св. Симеон был изгнан… да и потом подвергался Церковному СУДУ…

«Считается, что прозвище «Новый Богослов» изначально насмешливое, дали ему противники, но оно закрепилось и стало употребляться уже его учениками».
http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj/#bio

Поэтому относительно «трёх только ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫХ богословов» – это МИФ… Например, св. Григорий Палама, следуя ТРАДИЦИИ ЦЕРКВИ, чаще всего именовал святых отцов ТАК:
«богоподобный Максим, божественный Максим, божественный Кирилл (Александрийский), божественный Григорий Нисский, божественный Иоанн Дамаскин, божественный Дионисий Ареопагит» и т.д...
НО:
«Афанасий великий, Василий великий... Григорий богослов»…

Думаю, что на этом основании вовсе не следует утверждать, что например Максим и Кирилл, раз они «ПРЕИМУЩЕСТВЕННО» именуются БОЖЕСТВЕННЫМИ, чем-то ВЫШЕ, чем Григорий, который просто именуется «богослов»…
Да и не следует забывать, что в Церкви было МНОГО святых с одинаковыми именами!!! Поэтому и вошло в традицию определёнными пояснительными «прибавками» к имени различать одноимённых св. отцов: например по роду занятия (как с Григорием Богословом, который занимался более всего богословием), по месту епископства, по названию монастыря и т.д... Однако это не значит, что за 2000 лет у Церкви было только три богослова...
Цель настоящей публикации – предостеречь стремящегося к Боговедению христианина от ДВУХ ОПАСНЫХ КРАЙНОСТЕЙ:
1) преждевременного высокоумного богословствования и тщеславного накопления чисто теоретических около-богословских знаний; и, с другой стороны, --
2) догматического индифферентизма; пренебрежения (по лености) изучением и усвоением догматики; "зарытия в землю таланта " своих умственных способностей человеком, никогда НЕ РАЗМЫШЛЯЮЩИМ на богословские темы.
А вот тут автор статьи верно подметил о ДВУХ ОПАСНЫХ КРАЙНОСТЯХ. И думаю, что автор не напрасно написал НЕ о БОГОСЛОВСКИХ, а об "около-богословских" знаниях. Потому что подлинное богословие даже ради тщеславия никому не доступно, а всяческие "около" Церковные бредни - этого, К СОЖАЛЕНИЮ, хватает... Да и на Азбуке есть раздел об "около-Церковных" суевериях:
http://azbyka.ru/forum/forumdisplay.php?f=96
Однако я ещё раз подчеркну (как и автор статьи правильно подметил), что очень ОПАСНО пренебрегать изучением и усвоением догматики. И это пренебрежение, зачастую, и есть именно ЛЕНЬ, а по-сути БЕЗРАЗЛИЧИЕ к Живому Богу. И, к сожалению, но ещё св. Иоанн Златоуст писал (Иоанн Дамаскин это тоже отметил), что таковых "лентяев" - большинство... :( Против них, кстати, и направленна бОльшая часть творений Симеона Нового Богослова...
 
P.S. Сергей Богульский, не считайте, что все вышесказанное относиться только к Вам, моих черт там тоже достаточно...
Андрей, во-первых, эту тему я не открывал, и почему Вы вообще решили, что она относится исключительно ко мне? Напомню, что Вы сделали множество ГОЛОСЛОВНЫХ обвинений в мой адрес в частности о моём неправильном (или извращённом) толковании учения Церкви о соединении во Христе двух природ. А это уже не «спор о словах», ибо тут речь о самом СОДЕРЖАНИИ веры. В этой связи я задал вопрос сразу нескольким православным богословам и патрологам, и у меня есть ответы. Слава Богу, РПЦ НЕ меняла вероисповедание (как меня официально заверили), и признаёт соединение во Христе двух природ, то есть именно то, о чём я постоянно пишу, а Вы это постоянно отрицаете…
Кстати, на Азбуке Веры, как Вы могли видеть, в этой связи тоже было два ответа. Один – УКЛОНЧИВЫЙ:
Церковь нигде и никогда не учила, будто воспринятое Сыном Божиим человеческое естество, воспринято Им лишь отчасти (повторюсь, это бы значило, что Господь — только отчасти Человек), напротив же, всегда утверждала обратное: воспринятая в Ипостась Бога Слова человеческая сущность, воспринята Им в полноте (что, собственно, и указывает на то, что Господь — всецело Совершенный Человек)...
http://azbyka.ru/forum/showpost.php?p=126543&postcount=5

и второй – более конкретный:
В данном случае Ваше мысль соответствует учению преп. Максима Исповедника, равно как и Леонтия Иерусалимского и некоторых других Отцов.

По их мнению, Христос принял во Свою Божественную Ипостась все человеческое естество, воипостасезировав его. Иначе, спасительное дело Христа относилось бы лишь к отдельной ипостаси "человека Иисуса, сына Марии", соответственно и обожение было бы недоступно никому, кроме Его Самого.

Преп. Максим считал мнение о соединении во Христе человеческой и божественной ипостасей несторианством (в наше время соединению двух ипостасей (личностей) в одном называют шизофренией или раздвоением личности). Поэтому и настаивал на том, что во единой Божественной Ипостаси Сына соединились две природы.
Но Вы, Андрей, всё продолжаете «сеять панику», и всё пытаетесь доказать что-то… А нужно не доказывать… а просто извиниться за «излишние претензии» к моим постам…

Во-вторых, по поводу моего чтения святых отцов…
Давайте не будем забывать, что Вы – мирянин, а я – нет, и у меня есть мой ТРУД в Церкви. Я вовсе не праздный «читатель» книг. Я подготовил к изданию три тома святоотеческих творений, а это требует и тщательного их изучения и знания языков и определённого образования и т. д. Андрей, неужели Вы столь неграмотны, что не понимаете таких простых вещей: если я святых отцов перевожу на русский и на украинский языки, то как же я не буду их читать? В конце концов, поинтересуйтесь у кого-то из патрологов: читают ли, изучают ли они труды святых отцов, или просто так «в них веруют», не читая, но печатая…
Может Вы и не будете читать… Но неужели Вы не хотите, чтобы Ваши дети, внуки могли читать книги святых отцов? Вот поверьте: лично мне НЕТ никакой «выгоды» («выгоды» - в грубом понимании) от подобных переводов и изучений… Я это делаю ДАРОМ, просто так… А уж Вы ДУМАЙТЕ обо мне ЧТО Вашей душе УГОДНО… А что душе УГОДНО, то ей и думается, туда она и стремится…
Храни Вас Бог!
Но больше с Вами НЕ хочу общаться. Никогда. Прощайте.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Давайте не будем забывать, что Вы – мирянин, а я – нет, и у меня есть мой ТРУД в Церкви. Я вовсе не праздный «читатель» книг.

Но больше с Вами НЕ хочу общаться. Никогда. Прощайте.
Старая история....
Сергей похоже, что вы начинаете считаться "заслугами"!?
"...почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним."
(Быт:4:6,7)

Спаси Господи!
 
Сверху