Как отличить настоящего священника от ненастоящего?

Крещён в Православии
Здравствуйте, отец Сергий! У меня вопрос- как отличить настоящего священника от ненастоящего. Просто в последнее время начал на разных сайтах замечать рецензии «священников» (людей называющих себя священниками) которые говорят людям, что скоро будет конец света, и мои родители верят. Хотя по идее нам много раз говорили что нам всем конец, но ничего не случалось. Вот как мне объяснить родителям, как «лжесвященников« вычислить и отличить от настоящих?
Заранее спасибо.
 
Последнее редактирование модератором:
Дорогой Андрей!
Всем нам хочется, чтобы в Церкви служили отважные, простые и мудрые пастыри живой, искренней веры и доброго сердца - лучшие из лучших, имеющие от Бога бесценный дар – зажигать веру в сердцах людей. Но таких всегда было немного, и именно они составляют «золотой фонд Церкви». Большинство же – простые требоисполнители, звёзд с Неба не хватающие, но честно помогающие людям найти свою верную дорогу в Царствие Божие. Встречаются просто ленивые в молитве и в высшем творческом труде, есть и совсем неспособные - такие, обычно тяготятся священническими обязанностями, исполняя их второпях и формально, а по окончании богослужебной череды поскорее спешат сменить рясу на светский пиджачок . Но это ещё полбеды. К сожалению, но иногда попадаются и такие редкие типы, которым священство в принципе противопоказано. Увы, ставленническая грамота, свидетельствующая о каноничности рукоположения и отсутствии прещений не гарантирует высокое христианское достоинство пастыря. А сегодня вообще каждый мирянин может свободно приобрести себе рясу и наперсный крест, хотя, например, офицерский мундир продается только по военному билету. Сам Господь предупреждает нас о пастырской ответственности, говоря словами Евангелия: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.» (Ин.10:11–16).
Как же отличить пастыря доброго от наёмника? По словам святителя Григория Двоеслова наёмником является тот, кто, «занимая место пастыря, не желает пользы душам, пристращаясь к земным выгодам, в первую очередь радуется чести почтения от людей» , тот есть, искушаясь властью. А ведь использование людских страхов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Так, например, в эпоху католического средневековья считалось, что для управления народом надо посильнее пугать простолюдинов зловещими картинами Страшного суда и адских мук. Однако и психология паствы содействует рождению лжестарцев. Не желая меняться, люди хотят переложить ответственность на пастыря. По сути рвущийся к власти возвращает пастве её собственный страх, который сам же и проповедует. В обмен такой «пастырь» забирает свободу выбора и независимость действий, формируя вокруг себя группу почитателей с явно сектантским душком и проповедуя беспрекословное "послушание".
Вошедший в этот ближний круг человек с облегчением передает ему ответственность за принятие решений, потому что напуган. Очень часто такие манипуляторы играют на недостаточной информированности человека. Пророчествами о пришествии Антихриста ныне зачитываются люди, разочаровавшиеся в жизненной справедливости и устрашившиеcя обилия зла и нечистоты в мiре земном. В результате они теряют свет в душе, надежду на Бога, и нередко вообще отпадают от Церкви, и даже попадают в психолечебницы.
Так в соборе, где я некогда служил, добросовестно трудились уборщицами две благочестивые женщины, обе с высшим образованием, которые, наслушавшись неких «старцев», непомерно увлеклись выявлением апокалиптических признаков. Стали говорить только о закодированных символах, сомнительных «пророчествах», коварных планах Антихриста и т.п., считая, что ведут интенсивную духовную войну с Мировым Злом. Однако все их разговоры были сконцентрированы не на Христе и Его заповедях, но именно на тех тёмных силах, с которыми они отважно сражаются. Настоятель не раз дальновидно вразумлял их: «Если вы будете сосредотачивать свое внимание на зле, на оккультизме, в конце концов, вы не избежите соблазна и станете его жертвой, ибо то, что постоянно находится в центре внимания, становится для человека источником руководства и указателем направления, а если отклониться от правильного курса на достаточно долгое время, то неверная цель вскоре станет пунктом назначения». Увы, гордые женщины проигнорировали этот мудрый совет, самочинно рассудив, что профессор-протоиерей абсолютно несведущ в вопросах духовной войны. Фактически они стали непослушными Богу своеобразной «антимолитвой», непрестанно прокручивая в голове навязчивую мысль о сатанинских кознях. В таких случаях дьявол довольно потирает руки – их гордое непослушание предоставило ему законный доступ к их душам, аннулируя все молитвенные обращения к Богу-Заступнику. Так негативные состояния беспокойства, страха, неуверенности сеют в человеческой душе неудовлетворённость и желание простых, быстрых и понятных решений - через сражение с мифическим внешним, а не внутренним злом. Спустя некоторое время вообразившие себя «экзорцистами» уборщицы начали по ночам самочинно «освящать» храм, якобы оскверненный колдунами, стали отговаривать прихожан от Причастия, так как подсмотрели, как «священники подсыпают в Чашу какой-то порошок» (по-видимому они увидели, как диакон погружал в Чашу частицы, вынутые на проскомидии за здравствующих и усопших!). Печальный факт остается фактом - их фанатическая одержимость отдалить Конец Света вытеснила из сердца Божию Любовь и надолго закрыла за ними дверь психиатрической клиники… На самом деле получается, что не так страшен Страшный Суд, как последствия человеческого непроходимого невежества, которым, оказывается, так легко управлять.
Но подобное «послушание» на самом деле есть форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: а лжестарец почитается больше, чем Бог. Поэтому не только в священнике дело, а дело в том, что прихожане и, главным образом, прихожанки готовы искать старцев, подчас обретая их даже не во властолюбивых батюшках. В связи с этим пасомым полезно следовать советам свт.Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал прежде «испытать духовника» на соответствие святоотеческим нормам...
Надо добавить, что на самом высоком церковном уровне озабочены участившими случаями служения прельщенных батюшек. Так, было принято Определение Священного Синода от 28 декабря 1998 года «Об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить». И Патриарх Алексий II на Архиерейском соборе также предупреждал о младостарчестве. Причем решения этого Собора сделать богословие приоритетной областью церковной науки, вменить пастырям в обязанность получение духовного образования, были приняты именно для решения проблемы младостарчества. так как это отступление от святоотеческой традиции возникает там, где есть духовное невежество.
Если человек живет в гармонии с собой и с окружающим миром, в своем естественном молитвенном ритме — ему достаточен духовный советчик, но не нужен властелин, диктующий свою волю. Такой человек духовно свободен в своей жизни и сам принимает решения в соответствии со святыми евангельскими заповедями. Если же человек духовно слаб, мнителен и не верит в охранительную силу Церковных Таинств, да еще склонен к суевериям, то внешние психотравмирующие ситуации, усиленные информационным внушением, легко программируют у него неврозы и психопатические расстройства, которые субъективно воспринимаются как апокалиптическая фобия. Чем больше человек слушает, думает и говорит о признаках антихриста, тем больше боится и усиливает свою фобию, хотя на самом деле подобные «страшилки» существует лишь в темных уголках человеческого подсознания, активируемые маловерием в Господа нашего Иисуса Христа. Следует выработать в себе позитивное отношение к жизни, научиться контролировать настроение, не поддаваясь панике, которая происходит от маловерия, повышеной внушаемости и духовной незрелости. Свт.Тихон Задонский так и говорил «Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится».
 
Последнее редактирование:
Сверху