Подскажите пожалуйста. Как можно определить главную страсть в себе? Ведь зная о том какая страсть главная начать с ней борьбу с Божией помощью легче будет сопротивляться другим страстям.
Святитель
Феофан Затворник так рассказывает об одном подвижнике, который предложил старцу подобный вопрос: с какой страстью прежде бороться? Старец ответил:
«борись с той, которая сейчас тебя борет, – и некогда будет доискиваться, какая главная у тебя». А другой отец в другое время и в другом месте ответил, что
«главная страсть та, с которой нам труднее всего расстаться».
Но бывает так, что несколько страстей кажутся нам одинаково сильными, временами одна берет верх, но потом уступает место другой, и какая ведущая непонятно. Если вести борьбу сразу по все фронтам, может случиться, что они нас победят. Поэтому лучше определить ведущую страсть - ту, которая нас сильнее всего беспокоит, и с помощью Божией победить ее первой, тогда и с остальными страстями легче будет вести борьбу.
Действительно, каждый человек имеет свой характерный недостаток; один от природы склонен к тщеславию, самолюбию, другой — к скупости, третий — задиристый, четвертый — завистливый и злорадный, пятый — ленивый, любит бездельничать и т.д. Обыкновенно каждая страсть — один из
семи главных грехов. А главный порок и есть тот корень, из которого вырастают другие пороки и грехи. Но чтобы победить и искоренить его, вы сначала должны докопаться до корня. Что поможет определить его? Во-первых, старайтесь сами почувствовать, какие у вас самих главные пороки, и употребляйте все силы к тому, чтобы преодолеть их. Но нужно сказать, что такое самопознание — дело нелегкое и может быть достигнуто с величайшим усилием. Если вы хотите обладать таким видением себя, то нужно с особой внимательностью
следить за самими собой - ежедневно проверять свою совесть, да и вообще постоянно стремиться к истинной чистоте сердца, т.е. стремиться к святости. А лучше всего –
регулярно исповедаться у хорошего исповедника и советоваться с ним.
Однако каждому человеку свойственна завышенная самооценка, и если вы, по недостатку истинного благочестия, искаженно оцениваете самого себя, то мнение чужих людей, которые гораздо лучше видят ваши недостатки, может навести вас на путь к отысканию главных. Прислушивайтесь без обиды,
что другие люди говорят о вас. Лучшую помощь в этом вопросе принесут ваши завистники и недоброжелатели – примите со смирением их свидетельство, ибо они дотошно разберут вас и укажут на ваши недостатки.
И еще нам святоотеческая подсказка, что в первую очередь одолевает человека:
«Ибо как без Любви все дободетели ничто, так и без гордости все пороки ничто».