Как определить главную страсть?

Подскажите пожалуйста. Как можно определить главную страсть в себе? Ведь зная о том какая страсть главная начать с ней борьбу с Божией помощью легче будет сопротивляться другим страстям.

Святитель Феофан Затворник так рассказывает об одном подвижнике, который предложил старцу подобный вопрос: с какой страстью прежде бороться? Старец ответил: «борись с той, которая сейчас тебя борет, – и некогда будет доискиваться, какая главная у тебя». А другой отец в другое время и в другом месте ответил, что «главная страсть та, с которой нам труднее всего расстаться».

Но бывает так, что несколько страстей кажутся нам одинаково сильными, временами одна берет верх, но потом уступает место другой, и какая ведущая непонятно. Если вести борьбу сразу по все фронтам, может случиться, что они нас победят. Поэтому лучше определить ведущую страсть - ту, которая нас сильнее всего беспокоит, и с помощью Божией победить ее первой, тогда и с остальными страстями легче будет вести борьбу.

Действительно, каждый человек имеет свой характерный недостаток; один от природы склонен к тщеславию, самолюбию, другой — к скупости, третий — задиристый, четвертый — завистливый и злорадный, пятый — ленивый, любит бездельничать и т.д. Обыкновенно каждая страсть — один из семи главных грехов. А главный порок и есть тот корень, из которого вырастают другие пороки и грехи. Но чтобы победить и искоренить его, вы сначала должны докопаться до корня. Что поможет определить его? Во-первых, старайтесь сами почувствовать, какие у вас самих главные пороки, и употребляйте все силы к тому, чтобы преодолеть их. Но нужно сказать, что такое самопознание — дело нелегкое и может быть достигнуто с величайшим усилием. Если вы хотите обладать таким видением себя, то нужно с особой внимательностью следить за самими собой - ежедневно проверять свою совесть, да и вообще постоянно стремиться к истинной чистоте сердца, т.е. стремиться к святости. А лучше всего – регулярно исповедаться у хорошего исповедника и советоваться с ним.

Однако каждому человеку свойственна завышенная самооценка, и если вы, по недостатку истинного благочестия, искаженно оцениваете самого себя, то мнение чужих людей, которые гораздо лучше видят ваши недостатки, может навести вас на путь к отысканию главных. Прислушивайтесь без обиды, что другие люди говорят о вас. Лучшую помощь в этом вопросе принесут ваши завистники и недоброжелатели – примите со смирением их свидетельство, ибо они дотошно разберут вас и укажут на ваши недостатки.

И еще нам святоотеческая подсказка, что в первую очередь одолевает человека: «Ибо как без Любви все дободетели ничто, так и без гордости все пороки ничто».
 
Спаси вас Бог. Для меня прояснилось, получается если человек часто отвергает, когда ему говорят правду о нем, и обижается на это, то в человеке преобладает самолюбие так как он считает что только сам прав, а остальные говорят неправду. А что делать если все-таки самолюбие в человеке преобладает: как ему поступать, чтобы исправляться, и как в этом случае помогает исповедь?
 
.. А что делать если все-таки самолюбие в человеке преобладает: как ему поступать, чтобы исправляться, и как в этом случае помогает исповедь?

Вспомните главнейшую заповедь Христа: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф.22,39)

Парадокс в том, что чтобы суметь всем сердцем возлюбить близких, надо иметь какой-то минимальный эталон - любовь к себе: "Чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя" (свт.Игнатий)

В то же время, например, прп. Макарий утверждает: "Самолюбие не врожденное в человеке, а прибывшее от греха. Святые Отцы учат нас: самолюбив не может быть братолюбив; когда мы будем нищи духом и смиренны сердцем, по учению Христову, то далеко прогнано будет от нас самолюбие".

Человеку органично присуще чувство самосохранения, но когда оно гипертрофируется, то превращается в страсть самолюбия. Поэтому нужно разобраться – чем мы питаем свое самолюбие? Чаще всего мы утверждаем свою самоценность в горделивом общении с другими людьми - и какая уж тут любовь к ближнему! Любовь без смирения не может быть прочна и тверда. Каким жалким становится иногда человек, если оставить его одного наедине с собой! Причина в том, что Духа Божия на нем нет, поэтом ему нужны окружающие, через которых он черпает свою самоценность и питает этим свое самолюбие.

На выход из этого печального состояния указывают святые старцы: "...Советую вам... крепко держаться страха Божия и хранения своей совести, так как это более всего содействует христианину удерживаться на настоящем пути. В случае же уклонения от заповедей Божиих врачевать себя искренним покаянием и твердою решимостью впредь обуздывать свое самолюбие, которое есть главная вина в нарушении заповедей Божиих и всего должного... Богу кающийся грешник приятнее, чем самомнящий праведник". (прп. Анатолий Оптнский).

О том как ПРАВИЛЬНО полюбить себя, а значит и ближних, прочитайте у свт.Игнатия "О любви к ближнему"
 
Сверху