Как наказывает Бог

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Алексей Михайлович, с Рождеством Христовым!

Подскажите, как совместить две различные точки зрения, обе которые являются верными на вопросы о том, как Бог наказывает и наказывает ли Он Сам? Эти недоумения привязаны к дискуссии о Содоме и Гоморре. (Прошу прощения за объемные цитаты)

Первая точка:
1) Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него, а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения. (Антоний Великий)
2) "Верующий в меня на суд не приходит, а не верущий в Меня, уже осужден"

Вторая точка:
1) "Мне отмщение, Аз воздам"
2) "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба"

Сказано: «одожди Господь жупел и огнь от Господа с небесе», чтобы показать, что Сам Господь навел эту казнь, и что не только «грады превратил, и всю окрестную страну, и всех живущих», но что Он истребил «и прозябающая от земли» (ссылка). Т.е. утверждается, что не просто Господь попускает силам (природным ли или падшим духам), а Сам насылает возмездие.

Спасибо!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Евгений!

Представленные Вами суждения нисколько не противречат друг другу. Однако для того чтобы их «совместить», необходимо учитывать следующее.

Бог — неизменяем. Это значит, что и Он Сам никогда не переходит из одного состояния в другое (например, из состояния довольства и радости в состояние неудовлетворенности, раздраженности, вспыльчивости), и любое Его промыслительное действие (всегда) в полноте отражает весь спектр совершенств: полноту благости, милосердия, мудрости, любви (Бог не бывает частично благим, частично милосердным и т. д.).

Как известно, Божественные действия, направленные на спасение человека, сообразуются со свободой его нравственных (или, увы, безнравственных произволений). (В этой связи уместно привести на ум молитву «Царю Небесный...», произнося которую мы, с одной стороны, исповедуем, что Святой Дух присутствует абсолютно повсюду и наполняет Собой всё, в том числе — нас («Иже везде сый и вся исполняяй»), а с другой стороны, просим Его: «прииди и вселися в ны» (то есть просим о том, чтобы Он действовал в нас и спасал). А поскольку свобода духовно-нравственных или, напротив, греховных желаний людей обусловленна их чистотой, постольку и получается, что степень «сияния» благодати зависит от того, грешен человек или свят.

Именно об этом и говорится в первом из приведенных Вами высказываний: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него, а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».

Отмечу, что в данной связи отцами применялись и другие аналогии. Например: солнечный свет, одинаково изливаясь на влажную глину и твердый парафин, первую делает твердой и крепкой, а второй — мягким; оттиск печати, оставленный на воске, влажной бумаге и шероховатом камне, отображается на них совершенно различно, несмотря на то, что сама печать — одна...

Итак, первое изречение говорит нам об образе взаимодействия спасающей благодати и спасаемого. А второе повествует о другом: о воздаянии злодею за злодейство, грешнику за грех. Поскольку подобные воздаяния похожи на проявление гнева (как это обыкновенно бывает у людей), постольку и утверждается, что Бог гневается. Стало быть, если в первом случае говорится о безгневии Бога как Такового, то во втором — о гневе как об оценке Божественной реакции на грех. Отметим, что такие Божественные воздаяния, несмотря на их кажущуюся обусловленность действиями людей, не влиют на неизменчивость Бога: ведь и все человеческие действия, и все собственные проявления Владыки и Промыслителя предначертаны от вечности.

В Предании Церкви эта мысль излагается достаточно определенно. Скажем, отвечая на вопрос — «Для чего множество людей погубил Бог потопом?», — блаженный Феодорит Кирский сообщает: «Восхотев же положить некое начало новой жизни, соблюл Бог Ноя и сынов его с женами, потому что Ной был благочестив и праведен... Не в гневе каком-то и не в раскаянии, как утверждают некоторые, сделал сие Бог, потому что человеческие это страсти, а Божие естество свободно от страстей. Сверх того, раскаяние свойственно тем, которые по испытании узнают свойство вещей. Ибо, не зная будущего, обдумывают дело, а потом, познав опытом, что обдумали неправильно, раскаиваются. А Бог и то, что будет после многих родов, видит как уже совершившееся; посему управляет всем, как предвидящий и предведущий. В чем же Ему раскаиваться, когда всем рапоряжается по собственному Своему предведению? Поэтому в Боге раскаяние есть перемена распоряжения» [1, с. 43-44] (эти, заключительные, слова святого Феодорита можно отнести и к понятию «гнев»: с чего Богу меняться, раздражаясь и вспыхивая от досады на тот или иной человеческий грех, если о всех преступлениях Он знал уже и тогда, когда мир еще не существовал?).

Спаси Господи!

1.Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Изд. Издательского Совета Русской Православной Церкви, 2003.
 
Сверху