Здравствуйте, Митя! Вы затронули сложную, широко обсуждаемую проблематику. Давайте разбираться по порядку.
Вы пишите: «
В первую очередь, хотел бы попросить вашего объяснения по поводу взаимодействия Божиих свойств благости и правды. Так как всё чаще приходится слышать что Бог благ, но не справедлив, а всякое упоминание о справедливости Божией носит лишь снисходительный и педагогический характер». Такое утверждение мне тоже знакомо. Оно не вполне верно отображает учение о Божественных свойствах, сообразно которому Бог благ и вместе справедлив, и преисполнен прочих совершенств; причем, в каждом Божественном проявлении все Его свойства всегда сияют во всей полноте: «
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены»
(Иак. 1, 17).
Вот, например, как об этом повествует преподобный
Петр Дамаскин: «Бог же не имеет ни начала, ни конца, так же, как и Его совершенства, ибо Он никогда не был без них, но всегда был и есть
преблагий и
праведный, всепремудрый, всемогущий, непобедимый, бесстрастный, неописанный, беспредельный, неисследимый, непостижимый, бесконечный, присносущий, несозданный, неизменный, непреложный, истинный, несложный, невидимый, неосязаемый, необъятный, совершенный, превысший всего существующего, неизъяснимый, неудобоуразумеваемый, многомилостивый, всещедрый, многоблагоутробный, Вседержитель, всевидящий. И как говорит великий Дионисий, Он, имея добродетели, не понуждает Себя к исполнению каждой, как добродетельные люди, но производит благое, желая его, и употребляет добродетели, как орудия, самопроизвольно» [5, с. 359-360].
О Божественной справедливости Священное Писание учит ясно и определенно: «
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную»
(Гал. 6:7-8). «
У Меня отмщение и воздаяние»
(Втор. 32:35). Более того, даже и справедливая деятельность земного суда предписана Богом: «
не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие»
(Втор. 1:17); «
смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда. Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19:6-7).
Другое дело, что Правосудие Божие несравненно выше человеческого, всегда сопряжено с высочайшим милосердием (ср.: «
Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится»
(Втор. 32:36) и высочайшей премудростью; с всесовершенною любовью и долготерпением (ср.: «
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9)).
Правда, Божественное Правосудие не всегда бывает понятно человеку: «
Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь»
(Ис. 55:8). Отсюда и недоумение: а может быть Бог не справедлив?
Для того, чтобы выявить разницу между человеческой справедливостью и высшей, Божественной, вспомним Евангельский эпизод, повествующий об иудеях, разгоряченных греховным деянием женщины: «
Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?»
(Ин. 8:3-5). В принципе, если бы Господь, выразив согласие с этим законоположением, сказал, что несчастную должно побить, Он мог бы быть назван справедливым со стороны фарисеев и книжников, однако явился бы нарушителем римского закона, запрещавшего побиение камнями. И наоборот, если бы, сославшись на римский закон, Спаситель возразил, что, мол, такие расправы запрещены римским правительством, это могло бы быть названо справедливым со стороны римских властей, но не со стороны фарсиеев и книжников. Получается, что реализовав любой из двух возможных вариантов, Спаситель одновременно оказался бы и справедливым, и несправедливым (в этом и заключался подвох). Однако Мессия распорядился ситуацией иначе. Так, призывом: «
кто из вас без греха, первый брось на нее камень»
(Ин. 8:7), Он и не нарушил закон, и отградил обвиняемую от нападок (услышав сказанное, обвинители, обличенные собственной совестью, разошлись), а заодно произвел в обвиняемой нравственный переворот (ср.: «Грешница, сгорая от стыда, могла убежать от Иисуса Христа, как ушли обвинители её; но она осталась перед Ним, ожидая Его суда; значит, она каялась в своем грехе, просила прощения, и Господь, видя искреннеее раскаяние ее, сказал ей: “и Я не осуждаю тебя” (т. е. не осуждаю на смертную казнь, на побиение камнями, а прощаю и разрешаю тебя» [10, с. 75]).
Так, вместо ожидаемого фарисеями и книжниками всплеска «
несправедливости» Иисус продемонстрировал мудрость, милость и
истинную справедливость.
Вы продолжаете: «
Из первого вытекает и следующий вопрос, который касается Искупления нашего Господом Иисусом Христом, в частности заместительная или умилостивительная его сторона. Не редко и об этом приходится слышать как о не православном , а заимствованном с "запада" учении. Если взять для примера слова святителя Феофана Затворника :
"Пагуба наша состоит в двух злах: во-первых, в прогневании Бога нарушением воли Его, в потере Его благоволения и в подвергнутии себя клятве законной; во-вторых, в повреждении и расстройстве своего естества грехом или в потере истинной жизни и вкушении смерти. Почему для спасения нашего потребны: во-первых, умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения; во-вторых, в оживотворении нас, умерщвленных грехом, или даровании нам новой жизни."». Слово «Искупление» имеет прототипом два греческих понятия. Первое сопряжено со словами «λύτρον» – выкуп, «λύτρωσις» – выкуп, освобождение за выкуп, и «λυτρόω» – отпускать (освобождать) за выкуп. Такое обозначение встречаем, например, в 1-м послании апостола Петра: «
не тленным серебром или золотом искуплены (ἐλυτρώθητε) вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1:18-20). Второе понятие связано со словом «α̉γοράζω» (покупать для себя (α̉γορά – место собрания, площадь, рыночная площадь, рынок, базар)). В частности, святой апостол Павел использует его в 1-м послании к коринфянам: «
Вы куплены (ἠγοράσθητε) дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23).
Во времена Христа человек мог быть освобожден другим человеком за выкуп из плена, рабства или тюрьмы (например, за долги). Господь же, через Свое служение, Крестные Страдания и смерть искупил нас из плена греха, освободил от порабощенности диаволу и избавил от неизбежности посмертного заточения в темнице человеческих душ (т. е. в аду).
Одним из «главных» следствий Искупительных Страданий и смерти Мессии явилась победа над диаволом и адом. Хотя Бог имел достаточно сил для того, чтобы скрутить главного демона и разрушить ад разом и вдруг (т. е. не через служение, Страдания и смерть Богочеловека), однако, «угодно Ему было, чтобы самое побеждённое естество вступило в борьбу с сопротивником и одержало победу. Посему-то восприял на Себя и тело, и разумную душу» (блж.
Феодорит Кирский) [42, с. 42]. В этом, помимо благости и человеколюбия, следует видеть и
высшую правду, и справедливость: св.
Ириней Лионский: «Ибо враг не был бы побежден
справедливо, если бы победивший его не был человек от жены. Ибо через жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Поэтому и Господь исповедует Себя Сыном Человеческим, восстановляя в себе первородного человека, от которого создана была жена, чтобы как через человека побежденного род наш нисшел в смерть, так опять через человека-победителя мы взошли в жизнь, и как через человека смерть одержала победу над нами, так опять через человека мы получили победу над смертью» [8, с. 497].
Справедливость одного из важнейших аспектов Искупления — победы над диаволом и адом — святитель
Григорий Нисский обнаруживает в следующем: «Поелику мы себя... добровольно продали (то есть подчинились владычеству диавола — А. Л.), то Изъемлющему нас по благости снова на свободу должно было примыслить не насильственный, но справедливый способ возвращения. А сей способ таков:
войти в сделку с владеющим, чтобы взял, какую пожелает, цену за обладаемого» [14, с. 35]; В качестве пояснения он приводит довод: «Так, отдавшие свободу свою за деньги – рабы купивших, сделавшись продавцами самих себя, и ни им самим, ни кому другому не позволительно провозглашать их свободу, хотя бы предавшие себя на это бедствие были люди и благородного происхождения. Да и если кто, радея о проданном, употребит насилие против купившего, то самовластно отнимая приобретённого в собственность законно, почтен будет несправедливым» [14, с. 35].
Напомню, что по убеждению Отцов, изначально диавол видел в Спасителе праведного, благочестивого человека, однако не разумел, что Мессия — не просто человек, а вочеловечившийся Бог. Зная, что по установленному Богом закону, души всех людей после смерти сходили во ад, диавол ожидал этого и от души Иисуса Христа, видел в ней вожделенную потенциальную добычу, желал и способствовал (через подстрекательство иудеев) скорейшему убийству Богочеловека. Так, собственно, и произошло. Спаситель был распят, умер и, как результат, (в том числе и) согласно желанию диавола, сошел в преисподнюю.
Сойдя же во ад (повторюсь, не насильственно, не вероломно), Господь, вопреки ожиданию диавола, озарил его Сиянием Божества, проповедал томящимся душам Святое Евангелие, и вывел из ада всех тех, кто эту проповедь принял. В результате, «князь мира» оказался посрамлен и побежден. Однако даже и он, при всей своей хитрости и лукавстве, не смог обвинить Искупителя в
несправедливости (см.: преп.
Макарий Египетский): «когда Господь, сошедший во гробы и ад, захватил и взял от него свои души, удерживаемые диаволом, лукавый принес рукописание (долговое обязательство), говоря: “Они мои рабы, я их купил, Ты мне их продал...” Тогда Господь говорит к нему: “... Я тебе их продал... Но что ты имеешь против Моего Тела?”. Тогда... сатана говорит: “Взыщите долговое обязательство этого тела” Когда... оно не было найдено... Господь говорит: этого долгового обязательства у тебя нет” Диавол же обомлел и посрамился... Без вины Оно (Тело Господа — А. Л.), следовательно, было осуждено и распято. И Господь говорит: “... Поэтому эта Плоть... всякую плоть, верующую в Нее... искупит и освободит и... восстановит в жизнь вечную”. Ибо Кровью Его и Крестом Господь искупил всех от смерти, пожелавших и желающих уверовать Ему и иметь на Него надежду» [9, с. 145].
К сожалению, в рамках борьбы с широко распространенным на Западе «юридическим», или «правовым», пониманием Искупления (в формате которого Крестные Страдания и смерть Искупителя рассматриваются либо как кровавая плата Сына Богу Отцу, либо как сыновняя жертва, погашающая праведный гнев Бога Отца на людей (что, конечно же, противоречит учению о единстве Трех Божеских Лиц, об их равночестности и равносовершенстве)), наряду с осуждением ложного смысла таких богословских понятий, как «искупление», «выкуп», «цена», «жертва искупления», осуждаются и сами перечисленные термины. Между тем, эти термины широко употребляются не только на Западе, но и в сочинениях выдающихся Восточных Отцов (ср. свт.
Игнатий (Брянчанинов): «Способ зачатия (Спасителя — А. Л.), сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблён при зачатии Богочеловека, предназначенного в
искупительную Жертву за человечество. Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной» [1, с. 81-82]»).
Собственно, избавление, осуществленное определенной ценой (в данном случае: ценою Крестных Страданий и смерти Христа, ценою высочайшего Подвига) и есть искупление: «
не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1:18-20)) (ср.: свт.
Илия Минятий: «
расплатились мы Божественной плотью, соединившейся с Божиим Словом, и избавились от осуждения смерти Божиим Словом, явившимся во плоти» [2, с. 146]).
Пиведенные Вами слова святителя
Феофана Затворника ("
Пагуба наша состоит в двух злах: во-первых, в прогневании Бога нарушением воли Его, в потере Его благоволения и в подвергнутии себя клятве законной; во-вторых, в повреждении и расстройстве своего естества грехом или в потере истинной жизни и вкушении смерти. Почему для спасения нашего потребны: во-первых, умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения; во-вторых, в оживотворении нас, умерщвленных грехом, или даровании нам новой жизни."), при правильном осмыслении, вполне могут быть сопоставимы со словами преподобного
Симеона Нового Богослова:
«Первозданный Адам, будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и, возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от древа, от которого Бог повелел ему не ясти. За это
предан он великим карам – тлению и смерти, для смирения гордыни его. Но когда Бог осуждает на что, то дает и
приговор, и приговор Его становится делом, и
карою вечною, и уже никакой нет возможности уничтожить эту кару, бывающую по Божескому определению». «И вот, как видишь, приговор Божий пребывает навсегда карою вечною. И стали мы люди все и тленны, и смертны, и нет ничего, что могло бы отстранить сей великий и страшный приговор» [3, с. 29 – 30]. «Так как
Адам подпал клятве, а чрез него и все люди, от него происходящие, приговор же об этом Божий никак не мог быть уничтожен, то
Христос бысть по нас клятва, чрез то, что повешен был на древе крестном, чтоб принести Себя в Жертву Отцу Своему, как сказано, и
уничтожить приговор Божий преизбыточествующим достоинством Жертвы. Ибо что больше и выше Бога?... Таким образом Бог, Который есть несравненно выше всего видимого и невидимого творения, восприял естество человеческое, которое есть выше всего видимого творения, и принёс его в жертву Богу и Отцу Своему. Устыдившись такой жертвы, скажу так, и почтив её, Отец не мог оставить её в руках смерти, почему
уничтожил приговор Свой и воскресил из мёртвых во-первых и в начале Того, Кто дал Себя в жертву, в
искупление и взамен за сродных ему человеков, – а после, в последний день скончания мира, воскресит и всех людей» [3, с. 34 – 35].
Ту же мысль, находим и у святителя
Софрония Иерусалимского: «Ведь поистине, Крест, быв водружен на Краниевом месте (Лобное место — Голгофа — А. Л.) и имеющий на себе пригвожденного Владыку твари, «
рукописние же на нас истребил»
(Кол. 2, 14), которое праотец Адам
подписал (как долговое обязательство) тем, что приступил Божью заповедь — и Крест освободил нас от уз грехов и сделал то, чтобы мы в радости ликовали и веселились, на подобие телят, отпущенные с привязи» [4, с. 92]...
P. S. см. также:
http://azbyka.ru/video/pravoslavnoe-uchenie-ob-iskuplenii/ .
Благодарю за вопрос!
1.Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. Изд. Паломник, 2001.
2.Крест Христов. Умилительные слова о крестных страданиях Спасителя. М.: изд. Прихода храма Святаго Духа сошествия, 2007.
3.Преп.
Симеон Новый Богослов. Слова преподобного
Симеона Нового Богослова. М.: изд. Московского Сретенского монастыря, 2006.
4.Святитель
Софроний Иерусалимский. Проповеди Святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского. Джорданвилл. Изд.
Иова Почаевского Свято-Троицкого Монастыря, 1988.
5.Преподобный
Петр Дамаскин. Творения. М.: Изд. Правило веры, 2009.
6.Блж.
Феодорит Кирский, Творения
блаженного Феодорита, епископа Кирского. М.: изд. Паломник, 2003.
7.Свт.
Григорий Нисский. Догматические сочинения. Том 1. Краснодар: изд. Текст, 2006.
8.Святой
Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2008.
9.Преподобный
Макарий Египетский. Творения. М.: Изд. Паломник, 2002.
10.Попов Н., прот. Священная История Нового Завета. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (репринт), 1998.