Иисусова молитва

Переславль Залесский
Православный христианин
Три образа внимания и молитвы. (Или то, что мешает совершению молитвы и обретению Божией Любви)


1. Первый образ.Внимание (сосредоточение) так должно быть связано неразлучно с молитвою, как связано и неразлучно на Земле тело с душей. Внимание пусть противостоит злым помыслам и не пускает их в сознание. А молитва истребляет их.

(Марка 11:25) «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (тогда какого достигнем результата?)

Если вниманием (сосредоточением) храним молитву чистою (от парительности - рассеянности), то преуспеваем.

И когда кто обретая Благодать в молитве, кичится этим в сердце своем, сам того не понимая, молит Бога, всегда прибывать в таком делании. Но это уже есть знак прелести. При этомневозможно ему стяжать бесстрастия и добродетели. Нельзя продвинуться по духовной лестнице. Разумный человек поймет, какой вред происходит если, первый образ внимания и молитвы считать последним пределом совершенства в молитве. (стр.500)

(Св. Исаак Сирианин. Св отцы о молитве и трезв.)
34)«Не будь не мыслен в прошениях своих, чтобы не оскорбить тебе Бога малостью своего ведения.

Будь мудр в своих молитвах, чтобы сподобится тебе славы (сыновней). Проси досточестного у Дающего без зависти, чтобы за мудрое свое хотение принять от Него и почесть. Премудрости просил себе Соломон, а поелику и великого Царя просил премудро, («Ищите прежде Царство Божие») то с Премудростью приял и царство Земное.

Елисей просил в сугубой мере, той Благодати Духа, какую имел учитель его, и прошение его не осталось не исполненным (от Господа). Ибо кто у Царя домогается маловажного, тот уничижает Его честь.
Приноси Богу прошения свои сообразно с Его Славою, чтобы возвеличилось пред Ним достоинство твое (как сына), и возрадовался Он о тебе.

Вот Ангелы и Архангелы – сии служители Царя, во время молитвы твоей, устремляют на тебя внимание (готовые послужить), с каким прошением обратишься ко Владыке их. И изумляются и радуются, когда видят, что ты земной оставил плоть свою, и просишь Небесного.

(Матф.7:7,11) «Просите и дано будет вам. Ищите, и найдете. Стучите и отворят вам (дверь в Царство Божие). Ибо всякий просящий получает, и ищущий (Царства Небесного) находит, истучащему отворят. ..И если вы (земные родители), будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный, даст Блага, просящим (сыновьям) у Него.

35) Не проси у Бога того, что Сам Он без прошения дает нам по Своему промышлению ….

( (Матф.6:7) « А молясь не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны, не уподобляйтесь им. Ибо Господь Отец ваш знает, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».),

…..и дает не только Своим возлюбленным (чадам), но и тем, которые чужды ведения о Нем (как творению Своему). Сын у Отца своего не просит уже хлеба, но домогается наибольшего и высшего в доме Отца своего Ибо по немощи только ума человеческого (плотского, еще младенческого) Господь заповедал просить ежедневно хлеба. ( (Матф. 4:4) «Не хлебом единым будет жив человек, но Словом Божиим…»)


2. Отличительной чертой ВТОРОГО ОБРАЗА ВНИМАНИЯ и молитвы, является борьба с трудом исамопонуждением, с помыслами увлеченными чем то суетным и худым.
Если человек был побежден при этом какой –то страстью. При этом мысли с мыслями борются. (мысли говорят “хочу”, того или другого, запретного. Голова, совесть говорит не ходи, не делай, а ноги уже несут). Имея еще такую брань с самим собой,не может он мирствовать, не имеет он времени на добродетели, чтоб получить венец Правды. Сам он прибывает в голове, а помышления злые исходят из сердца. Он не видит их, так как не внимает сердцу.

Тьма которая в уме его, и буря борьбы в помыслах причиняют ему ущерб (не имея мира, в сердце). Такие порабощены бывают тщеславием, воображая, что надлежаще внимают себе.
В гордыне своей презирает он других и осуждает их (как не достигших, или грешников, или прелестников), а себя самого хвалит, мечтая при этом, что достоин быть пастырем словесных овец и руководить других.(стр.502)

Впрочем, второй образ внимания и молитвы лучше образа первого, как ночь лунная отличается от ночи темной.

3. Третий образ дивен и неудобоизъясним, НЕпонятен для тех, кто не имеет в нем опыта. В наше время встречается у немногих. Кто посвятил себя Богу, и всю печаль свою возверг на Него, умер для всякого пристрастия мирского.

Будучи предупреждены и научены Святыми отцами, имея бесстрастный ум, без помехи распознают помыслы демонов(- духов, злые помыслы) и отгоняют их (заменяя добрыми), ичистым сердцем приносят молитвы свои Богу.
Таково начало истинной жизни (духовной)! (стр.504) И которые не полагают такого начала, в суе трудятся, сами не зная того.

Вот почему и Св. отцы наши слыша Господа говорящего: что «…из сердца исходят помышления злые, убийства прелюбодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, - и что, - они оскверняют человека»(Матф15:19,20), слыша также, что заповедуется нам очищать внутренние скляницы(внутренность чаши - душу), тогда и будет внешнее чисто.(Матф23:26) – поэтому, оставили всякое духовное дело и стали всецело подвязаться в одном этом делании. В хранении сердца! (в очищении своей души, своего сознания ). Будучи уверены, что вместе с тем и стяжают всякую добродетель (избавившись от страстей), а без этого не утвердится ни в одной добродетели.

Это делание некоторые из отцов называли сердечным безмолвием, другие называли еговниманием, трезвением, противоречием злым помыслам, иные хранением ума.
Они преимущественно все в нем (в этом делании) упражнялись, и им сподобились получить Божественные Дарования. Его разумеет и Еклисиаст, когда говорит: «веселися юноше, в юности твоей, и ходи в путях сердца своего не порочен»(Екклес.11:9) и чист, удаляя сердце свое от помышлений злых.

Одним словом, кто не внимает себе и не хранит ума своего, тот не может сделаться чист сердцем, чтоб сподобится узреть Бога.
Кто не внимает себе тот не может быть нищ духом (бедны всяким пристрастиям и помыслам, мирским стр.506), не может сокрушаться и плакать, ни быть тихим и кротким, ни алкать и жаждать Правды, ни быть милостивым и миротворцем, ни перенести гонение за Правду (Истину). И вообще, не возможно стяжать добродетели иным, каким либо способом, кроме сего внимания (хранения ума, от злых помыслов).

Вот почему, сильнее всего другого, об этом нужно приложить тебе старания, чтобы собственным опытом изведать, о чем я говорю.
В отношении к другим людям соблюдешь совесть свою чистою, не позволяя себе делать им ничего такого (и помыслить об этом), что сам ненавидишь и чего не желаешь, чтоб они делали тебе самому.

(Вот оно, - братолюбие «Возлюби ближнего своего, как самого себя». От Заповедей Божиих не нужно отходить, при любых обстоятельствах, и все приложится. И навык придет)

Все делай (и мысли) так, как если бы ты, был перед лицем Бога (Господь знает и видит все), и ни в каком деле не допускай того, что бы обличала и уязвляла тебя совесть, что ты не сделал его хорошо, или сделал что то плохо.

И так, кто проходит это по чину (по порядку, по ступеням), каждое в свое время, тот может,после того как очистится сердце его от страстей,всецело весь вдаваться в псалмопение, и противоборствовать помыслам, и на Небо возревать чувственными очами или созерцать очами души умственными, и молится чисто во истину как подобает.

Но нам надлежит быть внимательными, из за воздушных духов, многоразличные прелести производящих.

Бог от нас и требует, чтоб сердце наше было очищаемо посредством внимания (третий способ внимания и молитвы). А затем будет по слову Апостола: « …если корень свят, то явно святы и ветви и плод» (Рим. 11:16).


(Иноки Каллиаст и Игнатий наставление.)

Об уме чистом: “Чистый ум тот есть, который ушел от НЕведения, Осияваясь Божественным Светом.”

О душе чистой: “Душа чиста та, которая освободясь от страстей Божественною Любовьюнепрестанно обвеселяема (радостна) бывает.”

О сердце чистом: “Сердце чисто то, которое всегда предоставляя Богу память (ум) безвидною и без Образною. Готовое от Единого Бога впечатляться, в ком Он обычно и благоволит явным Себя, ей, делать.”

Об уме совершенном: “Ум совершен тот, который верою познав Сущего выше всякого ведения и все создания Его обозрев, от Бога приял ведение всеобъемлющее о Промысле и Суде Его, в них проявляемом, - разумеется, сколько вместимо для человека.”

О Душе совершенной: “Душа совершенна та, которой вожделительная сила всецело устремлена к Богу.”

О сердце совершенном: “Сердце – НЕ имеющее никакого естественного желания и привязанности, на котором как на доске, добре разглаженной, ради его простоты ( веры, надежды, любви) Бог приступая написует Свои законы. "

И еще о Чистом уме:- по Святому Диадоху, - "очистить ум есть дело Единого Духа Святого;” еще по Лественичнику, - “ум держать от парения (в сосредоточении), тоже есть дело Единого Святого Духа” – еще св. Нил говорит: “кто восхотел бы увидеть состояние ума своего, тот пусть упразднит себя от всех помышлений , тогда увидит егоподобно сапфиру или небесному цвету."!!!

И еще он же : “Состояние ума есть мысленная высота, цвету Небесному подобная, на котором и Свет Святой Троицы появляется.”

И св. Исаак: “когда ум совлечется ветхого человека, и облечется в Нового Благодатного человека, тогда узрит чистоту свою, подобную Небесному цвету, которые старейшины сынов Израилевых наименовали местом Божиим ( Исх. 24:10), когда Бог явился им на горе” (Сл.16, стр.99)

Делая так, как сказано перед этим, т. е. чисто не мечтанно (не рассеяно, но сосредоточенно) и без образно молясь, ты будешь шествовать по следам Святых.
Если же не так, то будешь мечтатель вместо безмолвника, и вместо гроздей оберешь терние, что да не будет с тобою!

…И так прежде положим основание, т. е. станем хранить сердце и изгоним из него страсти и страстные намерения – страстные мысли, когда они еще зарождаются.
Потом построим духовный дом, прогоняя из него мятеж, воздвигаемый в нас злыми духами, посредством внешних чувств, и научимся пресекать эту брань как можно скорее (и устроится мир души) и тогда же возложим кровлю, т. е . совершенное отрешение от всего (беспопечительность - не привЯзывание к каким –то внешним вещам, при этом совершая свои обязанности в миру, перед семьей и обществом. Так как жизнь земная не закончилась.)
В сознании и сердце всецело предадимся Богу (и Его Заповедям - наказам), тем закончимдуховный дом свой во Христе Боге, коему Слава во веки. Аминь».


«Св Иоанн Лествечник уподобляя эти образы, как бы лестнице некоей о четырех ступенях, говорит: " Иные укрощают страсти и смиряются; иные поют, т. е. молятся устами; иные упражняются в умной (духовной, внутренней) молитве; иные восходят в созерцание. Которые берутся восходить по этим ступеням, не начинают с верхних, чтоб нисходить к нижним, а от нижних идут к верхним, - ступают на первую, затем на вторую, на третью и, наконец на четвертую.

1. Нужно подвизаться умом и укротить страсти. (Стр. 508).
2. Упражняться в псалмопении, т. е. молится устами.
3. Молится умно (духовно).
4. Входить в созерцание. (Это свойственно совершенным.)

(Ефесянам 5:1) «Подражайте Богу, яко чада возлюбленные, и ходите в любви яко Христос возлюбил нас. И предал Себя за нас в приношение и жертву Богу в благоухание приятное.
Блуд же и всякая нечистота лихоимство даже не имеются в вас яко подобает Святым».
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Спасибо большое. Скажите, есть какая-то книга Игнатия (Брянчанинова) по Иисусовой молитве. Как называется? Полезно ли её мирянину читать, или же только монахам?
Вообще,почему мол говорят надо читать Молитву Иисусову по благословению...Скорее всего,нужен просто опытный наставник,который хорошо знает духовный устрой и крепость желающего молиться этой молитвой.Тогда подобных вопросов бы не было вовсе.Ведь молитва Иисусова под собой подразумевает и какова честность молящегося по отношению к себе, Богу,ближним... Ведь это не только словесное произношение слов обращенных ко Христу,но и приготовление ума и сердца человека ко встречи со Христом в этом сердце. Внимательный опыт исповеди своих поступков,смиренное исполнение взятых на себя обязательств,например бесприкословное исполнение утренних и вечерних молитв,поклонов или еще каких дел доброделания. По этой причине и нужен совет и благословение священника. По этому первым делом,необходимо понять уровень своей открытости перед самим собой,желание признавать и видеть в себе грехи и готовность их вручать в руки Божьи...По этой причине,часто и пугаются не готовые молитвенники, нахлынувшим на них искушениям,путая их с кознями дьявола,а на самом деле промысел Божий это,благость Его показывающая все то гнилое нутро,которое прячет в себе человек и от которого Христос предлагает отказаться человеку.
 
Подмосковье
Православный христианин
В общем-то опытный наставник всегда нужен. Это понятно. Был бы - не спрашивал на форумах ничего, спрашивал бы у него. Я сейчас даже не могу понять, когда рыбу можно есть. По одним календарям - сегодня можно, по другим - 31-го можно, но сегодня нельзя... Был бы наставник - как сказал, так и делай. Вот про Иисусову молитву тоже прочитал - если нет наставника, у которого благословение можно взять, то нужно книги почитать. Поэтому и создал тему, чтобы узнать - какие книги. Запугали меня, что нельзя долго молиться без благословения этой молитвой - даже не дерзал подходить. Но сомнения были - многие святые отцы настоятельно советуют её читать. Недавно поискал в интернете - вроде как больше того, что читать надо.
Ролик - только первая часть. Я ещё нашёл ответы на вопросы. Других частей не нашёл. Не существует, или плохо искал?
 
Подмосковье
Православный христианин
Посмотрел ролик - расстроился, что посмотрел. Не для меня. Нужно обязательно его смотреть с ответами на вопросы по этой лекции. Они хоть как-то вроде какой-то откат делают от того, что было сказано в лекции. А там было сказано, что православная практика умной молитвы весьма схожа и даже заимствована из йоги. Вот эта информация, даже если она правдива - не для меня. Не нужно мне это.
- спасибо, сайт крутой. Но опять смущают некоторые вещи. Надо поплотнее походить по сайту, чтобы разобраться. Там очень умные и опытные люди есть.
Феофана Затворника с удовольствием почитаю. Я и сейчас читаю уже 5-й том пояснений к Посланиям. Я его люблю. Вот только про Силуана Афонского дочитаю (я обычно две-три книги параллельно читаю) и возьмусь за "Непрестанную молитву". Спасибо.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
А там было сказано, что православная практика умной молитвы весьма схожа и даже заимствована из йоги. Вот эта информация, даже если она правдива - не для меня. Не нужно мне это.
Рад за вас, что вы внутренне можете отсеивать информацию. Полагаю, что по этому же таланту, за которым видна искренность и честность,вы сможете верно найти свой путь к Иисусовой молитве. Для меня было большим подспорьем житие Силуана Афонского... особенно та часть, где Силуан после 16 лет умного молитвенного упорства, восклицает Богу, что тот не умолим! Что случилось с ним после этого, обратите внимание... Это основа любой молитвы.
 
Сверху