"Иисусова молитва египетских монахов" (Антуан Гийомон)

Православный христианин
Здравствуйте, уважаемый Алексей Михайлович.
Недавно я ознакомился с работой французского богослова, специалиста по истории сирийского и коптского монашества Антуана Гийомона "Иисусова молитва египетских монахов"
https://pravoslavie.ru/93394.html
В целом статья мне понравилась.
Хотелось бы еще (из осторожности) узнать отношение Православной Церкви к автору и к некоторым утверждениям, изложенным в данной работе.
В частности, в статье говорится о бываемых у подвижников внушениях бесовских против Иисусовой молитвы: «Если будешь все время вопить: Господи Иисусе! – значит, ты не молишься Отцу и Святому Духу»...
И, что на это следует ответить:
" Сын неотделим от Отца и Святого Духа и тот, кто призывает Христа, молится в то же время Святой и Нераздельной Троице"...
Согласно ли данное утверждение: "Молитва Иисусова обращена не только к Личности Иисуса Христа, но в то же время ко Всей Троице, Всему Богу", с учением Православной Церкви?
Предполагаю, что ответ на данный вопрос будет полезен для многих.

Заранее благодарю за ответ.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Рафаил!

Относительно того, что среди подвижников случаются разного рода искушения, это - действительно так. В аскетической литературе неоднократно встречается мысль, что по мере возрастания христианина возрастом духовным, по мере его восхождения по лествице духовных совершенств, он может подвергаться более сильному воздействию падших духов, атакам более лютых и коварных демонов. Демоны же, понятное дело, стремятся отвлечь человека от добрых дел, к коим, в частности, относится и моление.

Касательно идеи, что молясь Иисусу Христу, человек не молится Отцу и Святому Духу, замечу, что в составе одобренных Церковью молитв есть и молитвы с призыванием Пресвятой Троицы, и молитвы, обращенные к Отцу Небесному, к Святому Духу. В процессе осуществления христианского делания, верующие неоднократно произносят (мысленно или вслух) разные молитвы (например, за богослужением, при чтении молитвенного Правила).

Вместе с тем, подчеркну, что обращаясь в молитве к Сыну, мы обращаемся к Нему не как к индивидууму, совершенно обособленному от двух других Лиц Пресвятой Троицы, а как к Слову, рождаемому в вечности Отцом, как к Тому, чьим Выразителем является Святой Дух. То есть если Отец и Святой Дух в этой молитве не называются, то всё равно подразумеваются (напомню, что Божественное действие всегда едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом).

По поводу же вопроса об ортодоксальности интересующего Вас автора, скажу: для того, чтобы критически оценивать авторские взгляды бывает недостаточно исследовать одну-две статьи... Я же не являюсь глубоким знатоком творчества А. Гийомона.

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Алексей Михайлович, здравствуйте.
Благодарю Вас за ответ.
Прошу Вас ответить ещё на один один вопрос...
Верно ли утверждение, что в Боге есть только один Ум и только одно реальное сознание (СВЕРХСОЗНАНИЕ), которое разделяют Отец, Сын и Дух?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Рафаил!

Бог - абсолютно един, причем, не только един, но и прост (см. по поводу Божественной простоты: Что такое Божественная простота?).

При этом каждое Божественное Лицо - Бог, то есть каждое обладает полнотой Божественных совершенств, всеми Божественными сущностными свойствами, в том числе свойствами ума.

Мы не называем Божественные Лица тремя Богами, но именно тремя Божественными Лицами, каждое из которых отличается от двух других образами Своего вечного бытия. Мы не говорим ни того, что каждое Лицо Пресвятой Троицы мыслит обосбленно от двух других, как бы по-Своему, ни того, что Божеский ум словно бы поровну в Них распределен, как бы частями.

Учение о Боге во многом апофатично и во многом непонятно для нас (воображать, что мы можем всецело понять Бога - значит воображать, что наше сознание может сравняться с Божественным самосознанием).

Что касается Божественного самосознания: каждая Божественная Ипостась осознает Себя как Ипостась абсолютно единого и неделимого, Единотроичного Бога.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху