Глобализация и ислам

Санкт-Петербург
Православный христианин
Исламская доктрина мироустройства. Глобализация и ислам



Исламская доктрина мироустройства

Ислам как религия пронизывает все сферы деятельности человека и неотделим от его социальной жизни, материалистический элемент составляет существенную роль во взгляде на роль этой религии в мире. Для мусульманина кораническое понятие умма (арабск. сообщество) обозначает единый исламский мир, всемирную исламскую общину, существующую вне зависимости от национальных, территориальных и прочих различий. Эта классическая исламская государственно-правовая доктрина ставит религиозный принцип единения выше любого другого.

Историческими типами исламского государства являются:
· султанат – государство, основанное на наследственной власти династии султана (сейчас их два – Оман и Бруней);
· эмират – небольшое государство, управляемое выборным эмиром (сейчас это эмираты ОАЭ, Катар, Кувейт);
· имамат – государство, лидером которого является религиозный лидер – имам (известны имамат Шамиля XIX века и существовавший до середины XX века имамат Оман).
· халифат – исламская империя (возникла в VII в., распалась в X в.).

Мировой халифат является главной исламской вероучительной доктриной мироустройства. Память о стремительно выросшем халифате, начало которому было положено лжепророком Мухаммадом, является мечтой исламской уммы. Средствами реализации этой доктрины потенциально являются:
· Установление экономических, политических и военных связей между государствами, где превалирует ислам. В настоящее время главной площадкой такого взаимодействия является «Организация исламского сотрудничества» OrganisationofIslamicCooperation (OIC), которая объединяет 57 стран с населением около 1,5 млрд. человек.
· Проповедь ислама в неисламском мире (яркий пример – информационный слоган «ислам – религия мира»).
· Миграция (хотя сама она имеет причиной бедность)
· Масштабная и агрессивная реакция в ответ на оскорбление религиозных чувств.
· Террор (большинство актов международного террора совершается именно мусульманами).
· Наличие радикального религиозного-политического движения и устойчивой ксенофобии в отношении иноверцев.

Отношение исламского общества к демократизации и нынешнее состояние экономики исламских государств

По словам бывшего госсекретаря США Генри Киссенджера «Если политическая партия превыше всего ставит законы шариата и воспринимает их как единственную истину, то демократия почти невозможна, и здесь нам не следует предаваться иллюзиям»1.
Однако опрос, проведённый американским научно-исследовательским центром Pew Research Center, показал, что жители шести государств, где ислам является основной религией, предпочитают демократические ценности. «Самым демократически настроенным из них оказался Ливан, в котором за демократию выступили 84 процента населения. "Власть народа" поддержали и в Турции (71 процент), Египте (67 процентов), Тунисе (63 процента), Иордании (61 процент). Только страдающий от постоянных военных переворотов и разъедающей страну коррупции Пакистан выступил с консервативных позиций (42 процента)»2. Одновременно, согласно тому же опросу, за шариат высказались 82 процента населения Пакистана, 72 процента иорданцев, 60 процентов египтян, 23 процента тунисцев, 17 процентов турок и ливанцев.
Мусульмане мечтают об экономическом процветании, но весьма настороженно относятся к глобализации потому, что она имеет своим источником и движущей силой западный, неисламский мир. Исламские государства входят в страны третьего мира, далеко отставая от лидеров мировой цивилизации. Единственная успешная экономическая модель в исламском мире — экспорт углеводородов. Но даже эта горстка нефтяных стран обязана своим экономическим успехом западным технологиям и живёт за счёт экспорта сырья, не собственных научно-технических разработок. Тот же туризм Турции и Египта связан с секулярной властью и западными инвестициями, и менеджментом, не являясь исламским чудом. Да и сами арабские шейхи стараются вкладывать полученные нефтедоллары в европейскую и американскую экономику, а не создавать единое исламское государство. Неисламские страны третьего мира — Латинская Америка, Индия, Китай — активно развиваются, исламский же мир даёт о себе знать лишь революциями и массовой миграцией.
Показательны в этом смысле слова из статьи о воздействии глобализма на исламском сайте: «Ислам обладает особой экономической моделью, которая полностью противоречит капиталистической модели экономики... Тем не менее, совершенность и успех этой модели невозможно увидеть без государства, которое приняло бы её в основу и представляло бы, как альтернативную мировую систему»3.

Община, которую создал Мухаммад и успешные завоевательные войны первых веков распространения ислама, до сих пор является для его приверженцев подтверждением свидетельством истинности их вероучения. Мусульмане часто с нескрываемым восторгом и гордостью рассказывают о небывалом вкладе исламских стран в мировую науку, искусство, экономику и любые попытки оспорить это воспринимают как покушение на истинности ислама, как религии.
«Исламский радикализм питается жгучим ощущением несправедливости...
Низкий жизненный уровень, нищета, безработица — все это порождает комплекс неполноценности, сознания своей незаслуженной «второсортности»
по сравнению с Западом, вчерашним колонизатором и хозяином, империалистическим хищником, стремящимся уничтожить традиционные ценности мусульманского мира... Мусульмане гордятся своей древней и богатой цивилизацией, но понимают, что в мировой иерархии их страны стоят на низшей ступени. Убежденные в превосходстве своей культуры и в том, что только ислам содержит абсолютную истину, они с горечью видят, что в мире властвуют, задают тон другие… Фиаско всех без исключения форм правления, «заимствованных у неверных», — начиная от карикатурной демократии, имитировавшей «западную модель», и кончая насеровско-баасистским «государственным социализмом» — неизбежно должно было привести мусульманских активистов к выводу о том, что первопричина бед — отступление от принципов первоначального ислама, а ключ к решению многочисленных проблем — в восстановлении этих принципов под девизом: «Ислам — вот ответ». Так возник исламский фундаментализм, занявший доминирующее положение в той части спектра мусульманской мысли, которая не довольствуется нынешним безрадостным положением вещей и активно ищет пути преодоления упадка»4.
«Так называемый «исламский мир» — это конгломерат совершенно разных по природе и уровню развития государств, не имеющих между собой ничего общего, кроме религии и некоторых традиций. При этом в отличие от других регионов, скажем, Европы, Азиатско-Тихоокеанского и Южно-Азиатского, а в последнее время и Латинской Америки, здесь не наблюдается интенсивных интеграционных процессов, которые бы охватывали не только торгово-экономические и финансовые отношения, но затрагивали и правовую сферу, и в конечном итоге приобретали бы политическое измерение. Даже в рамках наиболее близких друг другу стран арабского региона все интеграционные проекты до сих пор заканчивались неудачей. Более того, по уровню конфликтности межгосударственных отношений исламский мир занимает одно из ведущих мест в мире»5.

Проблема единства уммы всё больше беспокоит приверженцев ислама, начинают уже звучать мнения о том, что мусульмане и должны быть в меньшинстве, потому, что так им предписано свыше. Отсутствие в исламе иерархической структуры препятствует созданию единой цивилизации. Двойственность Корана (мединские и мекканские суры), различные мазхабы (богословские школы), этноконфессиональные противоречия, ваххабизм и другие течения, децентрализованная структура и при этом строжайшие и не удобоносимые для современного обществом законы шариата, пронизывающие все сферы человеческой деятельности, не позволяют исламу стать реальной объединяющей силой мусульман. Ислам в наше время убедителен как теория, но беспомощен вне авторитарной власти. Глобализация разрушает авторитарные режимы и с ними ислам теряет свой дисциплинарный механизм. Демократические системы не способны воплощать в жизнь законы шариата в полной мере и ислам в них превращается лишь в абстрактную идею единства его последователей.

Подверженность исламского общества глобализационным течениям

«Общеглобализационные процессы просто не могут не затронуть различные сферы жизни стран Ближнего Востока. Египет, Марокко, Иордания, Тунис, Ливан и Алжир взяли на себя обязательство проводить экономические реформы в соответствии с рекомендациями МВФ и ВБ. Официально зарегистрированные рынки капиталов (фондовые биржи) имеют Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет, Иордания, Кувейт, Ливан, Марокко и Тунис. В конце 2006 г. шариатский комитет ОАЭ издал фетву, согласно которой Дубайская фондовая биржа (ДФБ) стала первым в мире исламским рынком ценных бумаг (доходы биржи со сделок и операций подразделяются на традиционные и шариатские, получаемые от компаний, работающих на основе исламского законодательства).
Мусульмане, в какой части света они бы ни проживали, … не могут не быть задеты элементами культурной глобализации. Но в данном аспекте вопрос не только в свободном передвижении, «предоставляющим» мусульманам «на месте приземления» все современные «прелести». Дело в том, что сами арабские общества становятся открытыми миру, за счет чего добро на вещание получают зарубежные теле- и радиоканалы с круглосуточным культивированием «западных ценностей» в области «свободы личности». В этой связи следует признать, что в немалой степени этими «новшествами» объясняется некоторый отход арабской молодежи от соблюдений исламских ценностей (не только в странах Европы, но и ближневосточном регионе). И данный факт нередко подводит ряд исследователей к выводу, что ислам-де очень быстро оказался подверженным «прелестям западной свободы»6.


Внешнеполитические проблемы

Также следует учитывать и внешнюю политику развитых стран, особенно США, которая не заинтересована в трансформации сырьевых придатков в высокотехнологичных и политических конкурентов. По словам Фасиха Бедерхана, учёного секретаря Научного центра «Российско-арабский диалог»: «Для англо-саксов и определенных кругов Запада очень важно остановить модернизацию на Востоке, чтобы Восток не развился до уровня передовых государств. Значит им надо стоять за радикальной частью ислама, которая выступит инструментом архаизации»7.


Влияние глобализации на внутреннее состояние уммы

Наряду с внешней угрозой, глобализация обостряет и противоречия внутри самой уммы. В первую очередь речь идёт о положении женщины в исламе. Шариат ограничивает права женщин по сравнению с мужчинами, но это коренным образом противоречит демократическим устоям современного общества. Пример из новостной ленты конца сентября текущего года: «Новый академический год в Иране, стартовавший в субботу, 23 сентября, пройдет по измененным правилам – теперь студенткам запрещено изучать почти 80 предметов из университетского курса. Студентов женского пола теперь ограничили в выборе таких предметов, как ядерная физика, кибернетика, химическое машиностроение, английская литература. Всего под запрет попали 77 дисциплин в более чем 30 вузах страны»8. «Также в 2008 году Всемирный банк представил результаты исследования, в котором было проанализировано образование в мусульманском мире. В конце доклада Всемирного Банка о реформе образования в Северной Африке и на Ближнем Востоке был сделан вывод, что качество образования в арабском мире отстает от других регионов и нуждается в срочной реформе»9.
Открытым остаётся процесс мирного джихада, когда через миграцию, посредством высокой рождаемости, мусульмане численно начинают представлять собой уже определённую силу в неисламском мире. Однако исследования показывают, что при этом происходит достаточно быстрая ассимиляция приезжих с коренным населением и забвение ими своих исламских корней. См., например: Аналитический обзор Лондонского отделения Ассоциации православных экспертов10.

Выводы
Исходя из вышесказанного можно констатировать, что глобализация будет являться стагнирующим фактором для экономики и политики большинства исламских государств. Глобальная экономическая система стремится включить в свой оборот как можно больше государств, но транснациональные компании одновременно и не заинтересованы в сильных конкурентах, им нужны лишь новые рынки сбыта. Можно предположить, что глобализация либо медленно будет продолжать изнутри подтачивать исламскую идеологию, либо приведёт к череде революций и исламизм резко обострит проблемы некогда могущественной исламской цивилизации.


Примечания:
1. Генри Киссинджер: «Законы шариата делают демократию почти невозможной» ("Die Welt", Германия) http://www.welt.de/politik/article109260697/Die-Scharia-macht-Demokratie-fast-unmoeglich.html
2. Жители мусульманских стран поддержали демократию http://www.rg.ru/2012/07/11/musulmane-site-anons.html
3. Абу Бакр Асаф, Глобализация и её разрушительные воздействия на экономику исламских стран и мира http://www.al-wayi.org/archive/30-2...globalizacii-naekonomiku-islamskih-stran.html
4. Георгий Мирский, «Цивилизация бедных» http://www.strana-oz.ru/2003/5/civilizaciya-bednyh
5. К.М. Труевцев, Глобализация и исламский мир: проблемы адаптации.
http://www.politeia.ru/content/pdf/Politeia_Truevcev-2007-4.pdf
6. Автор не указан. Глобализация и мусульманское сообщество. http://www.idmedina.ru/books/islamic/?934
7. Фасих Бедерхан, «Третья мировая перестройка совершается на наших глазах»
http://www.pravoslavie.ru/guest/56191.htm
8. «Росбизнесколсантинг», «Иранским студенткам запретили изучать 80 предметов»
http://top.rbc.ru/society/23/09/2012/670890.shtml
9. «Отсталость» образования в мусульманском мире
http://www.halifat.info/caliphate/education/986-muslim-world-education.html
10. Аналитический обзор Лондонского отделения Ассоциации православных экспертов
www.russianchurchlondon.org
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Самое неприятное, что мусульмане делают свои выводы о Христианстве смотря на Запад, папиство и протестантизм.
 
Прочее
Мир вам. На западе поняли что за исламом(законами от Бога) будущие! Ведь посмотрите как запад помогает Саудовской Аравии, думаете с какого перепуга они это делают?! Ради нефти? Тем военной силой которой обладает запад они могли просто взять это за даром!
 
Православный христианин
Мир вам. На западе поняли что за исламом(законами от Бога) будущие! Ведь посмотрите как запад помогает Саудовской Аравии, думаете с какого перепуга они это делают?! Ради нефти? Тем военной силой которой обладает запад они могли просто взять это за даром!
Они не взяли у Аравии за даром может потому. что тогда на западе еще были в почете христианские ценности?

Да и ислам НЕ религия.

Религия от лат. слова РЕЛИГАРЕ - СОЕДЕНЕНИЕ.

Религия - соеденение Бога с человеком.
Это Иисус Христос.
 
Прочее
Мир вам. Правильно будет воссоединение! Т.е. вернуться обратно в Эдем!
 
Православный христианин
Мир вам. На западе поняли что за исламом(законами от Бога) будущие! Ведь посмотрите как запад помогает Саудовской Аравии, думаете с какого перепуга они это делают?! Ради нефти? Тем военной силой которой обладает запад они могли просто взять это за даром!
Будущее у всех одно - Второй приход Христа-воскресние мертвых-Суд- весь мир изменится из тленного в не тленное.

А Царства Божия на ТЛЕННОЙ земле быть никак НЕ МОЖЕТ.

Поэтому все что вы нам говрите о мироустройстве вашем, все то бессмысленно и на это надо наплевать и зыбыть
 
Прочее
Мир вам. Пророчество об апокалипсисе это послание людям от Господа, если они сделают то что скажет посланник Божий то и произойдет!
В религии нет принуждении! Господь может обойтись и без этого, просто это милость (второе пришествие Христа) от Него!
 
Сверху