фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы"

Дорогой Дмитрий!
Я бы рекомендовал посмотреть этот фильм, однако у фильма есть ряд крупных недостатков. Недостатков такой величины, что они практически на нет сводят пользу от фильма.
Обо всем говорить не буду. Скажу только вот о чем: В кино показан не страдающий Богочеловек, а страдающий человек. Крестная смерть Спасителя была ужасна не самой крестной мукой (ведь двое других разбойников тоже были распяты, чем же тогда мучение Христа выше?), а тем, что Спаситель взял на себя грехи всего мира: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2, 24).
Нам сложно понять, что это и как это, но это факт нашей веры. Вспомните молитву Христа о том, чтобы миновала Его Чаша («Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» - Мф. 26, 39). Речь идет о чаше гнева Божия. Эта чаша должна излиться на евреев, но ее принимает на себя Иисус.
Придя в Гефсиманский сад, Спаситель: «…начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26, 37-38). Это не страх смерти, не печаль, это такая тоска, во время которой Христу даже остаться одному тяжело, Он просит побыть с Ним.
И умер Христос именно от разрыва сердца, как доказывают то многочисленные заключения врачей, исследовавших свидетельство Апостола Иоанна: «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Ин. 19, 33-35).
Вот эта безмерная мука за грехи рода человеческого не показана. Согласен, что показать это невозможно, но можно было на нее намекнуть. В этом отношении А. Тарковский умел передать огромные чувства через самый простой визуальный ряд. А у Гибсона это не получилось. Может быть, потому, что он не знал о искупительной стороне смерти Христовой?

Что в кино показано хорошо, так это избиение Христа римской плетью с крючками на концах. Эта плеть сдирала с человека кожу.
Примечательно, что ужас искупительной смерти настолько был велик, что он заслонил в сознании Апостолов даже историю с наказанием плетью. Евангелие об этой жестокой экзекуции сообщает лаконично: «…бив, предал на распятие» (Мф. 27, 26). В фильме Гибсона же акцент сделан именно на избиении плетью.

Об этом можно было бы еще много говорить, но не будем. Скажу лишь, что, когда я вышел после просмотра фильма из кинозала, я поймал себя на мысли, что в Страстные дни, за богослужением, я переживаю гораздо большее потрясение от осознания искупительных мук Христа.
О том же мне сказала и жена.

Но для нецерковных людей этот фильм, конечно, будет потрясением, открытием. Я лично знаю несколько человек, пришедших к вере благодаря этому фильму. Уже потом человек перерастает этот фильм и открывает иные глубины богословия и веры, но как первый толчок к вере фильм, безусловно, может иметь место.

Ваш свящ. К.

L
 
Сверху