Фельденкрайз

СПб, Павловск
Православный христианин
Извините, не знаю в какой раздел.
Может быть кто-нибудь знаком с телесной практикой Моше Фельденкрайза?
Как вообще соотносится с православием? Есть ли опасность?

Моше Пинхас Фельденкрайз (6 мая 1904, Славута — 1 июля 1984, Тель-Авив) физик и основоположник метода Фельденкрайза — системы развития человеческого потенциала, основанной на самосознании и понимании себя в процессе работы над движением тела.
тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%EB%FC%E4%E5%ED%EA%F0%E0%E9%E7,_%CC%EE%F8%E5
 
Белгород
Православный христианин
До сего дня ничего не знал об этом человеке. Ради интереса открыл почитать первое попавшееся его интервью журналу "The new sun", данное в 1976г. Статья называлась: "Фельденкрайз: "Люди полностью подобны машинам..."
Пусть он сам скажет, на чём основана его методика, а Вы решайте соотносится ли это с православием...:
"Теперь вы можете представить, что обычно происходит: каждый такой человек случайным образом, или в силу удачи, а может астрологических причин, рождается в определенное время, и единственное, что создает какой-то порядок в этом мире хаоса, случая, это нервная система."
"На самом деле, у меня нет сочувствия к людям, с которыми я работаю, которые приходят ко мне в столь ужасном состоянии. Мое единственное чувство следующее: мы, человек и я, имеем общего врага: незнание и случай, которым нам нечего противопоставить. Против этого у нас есть только одно исключительное средство: человеческая нервная система, которая способна, совместно с другими нервными системами, формировать определенный порядок, что позволяет нам жить во враждебном мире."
 
СПб, Павловск
Православный христианин
Андрей П.К., он ученый. Естественно он говорит с точки зрения научной - и приведенные вами цитаты вполне нормальные.
Я читала ранее его книгу, смотрела видео о его методе, биографию его читала.
Он очень хорошо знает механику человеческого тела - именно тело как инстумент, как куклу на шарнирах.
Ваше мнение основано на беглом поверхностном взгляде... Может кто-то интересовался, изучал? По опыту - делала некоторое время упражнения по книге - похоже как заново изучать свое тело.
Меня действительно привлекло его знание механики...
 
Белгород
Православный христианин
Андрей П.К., он ученый. Естественно он говорит с точки зрения научной - и приведенные вами цитаты вполне нормальные.*
...Меня действительно привлекло его знание механики...
Как раз с научной точки зрения, я нашёл его рассуждения довольно странными... Об астрологической, либо случайной составляющей причине появления человека, рассуждения о Заратустре в той же статье, заявления о единственном исключительном средстве, можно и дальше перечислить - совсем не похоже на научный подход...
В подобных случаях, я просто предпочитаю вспоминать о целях христианской жизни и о целях, к которым стремится предлагаемая методика. Цели христианской жизни вполне достигались и без неё, а вот есть ли в данной методике соблазн, сказать трудно. Но настораживают некоторые исходные данные. Просто надо вспомнить что стоит на кону. Ведь:
«Истинная мысль есть источник всех благ; мысль ложная есть источник ошибочной деятельности и тех плодов, которые непременно должны родиться от нее.» Игнатий (Брянчанинов)
И ещё, недавно читал статью о йоге, можно и тут применить советы из неё. Ведь в своём учении, данный учёный пользовался скорее своим видением и своей философией, чем чисто научным подходом. А потому, по моему, не лишним будет знать и это:
"...Здесь необходимо сделать предостережение. Упражнение в умеренных дозах – это прекрасная вещь, и упражнения йоги в умеренных дозах могут быть прекрасной вещью. Но я бы также хотела отметить, что с некоторыми людьми, которых я знаю, произошло следующее: когда этим людям надоели простые упражнения, они перешли к более сложным, а затем у них образовалась зависимость...
...Прежде всего, есть две вещи, которые христианам следует делать: во-первых, они должны быть полностью и всецело укрепившимися в своей христианской вере, в молитвах и богослужениях."(с)*Кристин Мангала (источник:*http://sueverie.net/joga-i-pravoslavie-sovmestimy-li-oni.html)
 
СПб, Павловск
Православный христианин
спасибо за предостережение, я абсолютно согласна, что любой новатор привносит свою веру в свою теорию.
Из биографии следует, что он родился в иудейской семье...
Я мало что знаю про иудаизм и то как он может мне навредить, единственно, что знаю, что до пришествия Христа - оно было общим с православием.
Из его речи похоже на то, что он скептик, как и любой ученый-атеист.

По поводу интервью - я почитаю.
Вот еще выдержки приведу из интервью которое мне попалось

Фельденкрайз: Моим фундаментальным убеждением является то, что единство разума и тела — это объективная реальность, что эти сущности не просто связаны друг с другом тем или иным образом, а неразделимое целое. Если описать это более четко: я убежден, что мозг не может думать без моторных функций. Вероятно, последовательное формирование языка определяет последовательное рождение наших мыслей.

Кстати, а вообще - телесная терапия... Т.е. есть такой эффект - есть зажимы на теле. Я как-то делала массаж мышц на затылке - и чуть не расплакалась - т.е. какие-то чувства действительно связаны с перенапряженными мышцами, это факт.

Но вот в православии очень мало о лечении тела... Как будто тело нас очень мало интересует. Может у Войно-Ясенецкого можно что-то найти...
Откуда же происходит распространенное среди студентов, и вообще образованных людей, мнение, что наука противоречит религии?
Его причина в поверхностном знании как в области науки, так и в области религии, и этим подтверждается мысль: «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от него». Полузнание – бич нашего времени: оно-то и создает названное только что предубеждение. Во-первых, мы мало знаем философию, в особенности ту ее область, которая специально относится к этому вопросу, то есть теорию познания, или гносеологию.
Легковерно принимая за научные доводы те доказательства, которые приводятся в пользу суждения, что Бога нет, мы забываем выясненные уже Кантом положения, что теоретический разум одинаково бессилен и доказать, и опровергнуть бытие Бога, бессмертие души и свободу воли. Эти объекты и эти вопросы поэтому называются трансцендентными (выходящими за пределы науки).

Вывод - здесь где-то уже было это на форуме, про восточную медицину - как только появляется теория, не подстверждаемая научно - бежать без оглядки. Я пока не нашла (интервью это не нашла тоже пока).
 
СПб, Павловск
Православный христианин
нашла интервью

Смотрите, я никогда не встречал человека, который бы не думал, не чувствовал, не испытывал ощущения и не двигался в одном и том же действии — я никогда не встречал человека, у которого эти аспекты были бы разделены. Вы разделяете их на письме и в речи, но сейчас будучи здесь — вы здесь с вашим телом или с вашим мозгом?

И я обучаю их тому, что я считаю самой важной вещью — как сделать их людьми со свободной волей и свободой выбора. Это означает, что я обучаю их делать то, что они уже знают как делать, другим способом.
и он обучает людей не Библии, не заповедям...
Но (предположение) - не могут ли заповеди дойти до людей посредством телесного опыта? Ведь после покаяния я ощущаю легкость в теле. Может ли эта практика быть связана с покаянием? Просто выходить за рамки известного нам о покаянии...

NS: Эта форма работы с человеком по-видимому изменяет эмоции человека и его восприятие.

Фельденкрайз: Как может быть по-другому? Прямо сейчас, когда вы слушаете меня, изменяет ли это ваше внимание, ваше понимание, ваши чувства, ощущения, то, как вы сидите, ваши движения? И посмотрите на свою руку! Я могу видеть по вашим пальцам как и о чем вы думаете сейчас. Это ваше тело делает эти жесты? Или это ваше душевное состояние, настроение и способ мышления, ваше любопытство складывают вашу руку таким образом?…
Грусть каждого человека это отдельная вещь. Я никогда не буду грустить по той же причине, что и вы. Поэтому, когда вы говорите о грусти, я не могу ничего с ней сделать. Но что касается грустного человека, я могу кое-что сделать с ним: как он ведет себя, что вызывает грусть?
 
СПб, Павловск
Православный христианин
Вот и эта цитата. Я выделила
Теперь вы можете представить, что обычно происходит: каждый такой человек случайным образом, или в силу удачи, а может астрологических причин, рождается в определенное время, и единственное, что создает какой-то порядок в этом мире хаоса, случая, это нервная система. Она создает причину и следствие в определенных вещах; находит последовательность и создает систему, которая работает и может обслуживать себя в течение шестидесяти, семидесяти или восьмидесяти лет.
Это верно до определенной степени - если рассматривать только то, что очевидно.
То что нервную систему создал Бог - не рассматривается.
А слово астрология по-моему случайно, хотя сочетание астрологии и Заратустры в одном интервью действительно подозрительно..
 
Белгород
Православный христианин
Но (предположение) - не могут ли заповеди дойти до людей посредством телесного опыта?
Зачем проверять это на себе?
И опять же, возникает вопрос, чего мы в принципе хотим от этой методики? И стоит ли ожидать от неё подобных результатов, для того ли она создавалась?
Ведь: "Стяжавшему в себе Христа непрестанным воспоминанием о Нем поверяются Божественные тайны, неведомые плотским и душевным человекам, неведомые ученым земным, неприступные для них: «в Нем же» (во Христе) «суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол.2:3)." Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Может ли эта практика быть связана с покаянием? Просто выходить за рамки известного нам о покаянии...
Опять же, на ком проверять будем? Есть смысл искать ответы в подобном источнике, если всё связанное с покаянием очень подробно описывается многими Святыми, писавшими именно об этом?
И за какие рамки выйти? Всё нам известное, пришло от Святых Отцов, то есть открытое ими через действие в них Святого Духа. Можно ли расширить эти рамки используя человеческие несовершенные познания и возможности? По моему, даже думать так грешно...
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. (Рим. 8:6-7)
Вывод - здесь где-то уже было это на форуме, про восточную медицину - как только появляется теория, не подстверждаемая научно - бежать без оглядки.
Акупунктура (лат. acus – игла, punctio -колоть) как метод лечения введением в ткани организма специальных металлических игл различной длины в строго определённые точки на поверхности тела в духовном отношении ничего негативного не содержит. Хотя действие иглоукалывания объясняют умеренным раздражением чувствительных нервных веточек кожи, мышц и сосудов, для европейской медицины физиологический механизм иглоукалывания остается нераскрытым. Китайское объяснение иглоукалывание как способа устранения дисгармонии в организме сущностей «инь» (духа) и «ян» (крови) надо решительно отбросить как мифологию. Прежде, чем человек решиться лечиться таким способом, он должен точно знать, что идет к высококвалифицированному и опытному специалисту, чтобы не было отрицательных последствий. (с) священник Афанасий Гумеров http://www.pravoslavie.ru/answers/6383.htm
Из биографии следует, что он родился в иудейской семье...
Я мало что знаю про иудаизм и то как он может мне навредить, единственно, что знаю, что до пришествия Христа - оно было общим с православием.
Это пробел легко восполнить, и ходить далеко не надо:)
http://azbyka.ru/religii/iudaizm/3g44-all.shtml
 
СПб, Павловск
Православный христианин
да, я действительно поостерегусь...
Хотя выглядит потрясающе привлекательно и соблазнительно - как и все бесовское. Легкое достижение здоровья.

Вот все-таки нашла у святителя Луки:
Этими рассуждениями мы подкрепляем и обосновываем высказанное в третьей главе положение, что дух творит формы. Узко и необоснованно утверждение, что только материальным определяется духовное, ибо необходимо признать, что есть и обратное влияние – духовное воздействие на материю тела через нервную систему – орган психики.
Дух не только творит формы материальных тел, направляя и определяя процесс роста, но может сам принимать эти формы – материализовываться.

Вообще вопрос опять-таки дискуссионный. Ну, простые вопросы меня и не занимают.
Я читала негативный отзыв о психотерапии вообще. О священниках-психотерапевтах... Мол, это уводит от духовной жизни в область материальную. Как хорошо и успешно жить в семье (а не как отречься от мира и последовать за Христом, приведя и семью к Истине) - я может не очень точно передаю смысл.
Но суть - что психотерапия она для комфорта, духовная же жизнь предполагает скорее пострадать...

Вот наверное это и к практике Фельденкрайза относится. Мотив неверный - получить здоровье.
А с другой стороны - пару лет назад смотрела мультфильм "Кунг фу панда" - интересная мысль там была. В финале фильма мастер обучает ученика при помощи пельменя - пользуясь тем, что тот очень сильно хочет пельмень - обучает духовным вещам, через опыт - внимательности, смирению - и затем ученик, вооруженный уже этими качествами получает возможность видеть истинную цель, Истину, и уже ему тогда пельмень не нужен. Я замечала руку Бога в моей жизни, которая вела, и ведет меня таким образом. Это очень совпадает с тем опытом что я имею - любое событие в моей жизни Бог обращает на благо...
И вот к какому выводу я прихожу - практика Фельденкрайза просто используя "пельмень" - желание здоровья - научает человека внимательности, смирению и дисциплине.

Это я просто рассуждаю. "Лисица видит сыр, лисицу сыр пленил..." Но конечно опасаюсь. Лучше труды святителя Луки почитаю.
 
СПб, Павловск
Православный христианин
Да, я подумала, что время, которое я могла бы потратить на стяжание Духа Святого я могу потратить на безуспешное искоренение зажимов в теле. Тогда как корень останется неизлечен. Вот и ответ.
 
Сверху