Если вес находится в пределах нормы значит человек не страдает чревоугодием?

Православный христианин
Если вес находится в пределах нормы значит ли это, что человек не страдает чревоугодием? Почему вкусная еда грех? Почему радость от вкушения пищи радость от вкуса грех?
 
Крещён в Православии
Чревоуго́дие – пристрастность к еде, проявляющаяся либо в обильном потреблении пищи (объедении), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве).

Из определения, взятого на этом портале, ясно, что нормальный вес ничего не говорит о свободе человека от этой страсти. Человек может предаваться гортанобесию (гурманству), кроме того, встречаются люди, которые много едят, но остаются стройными.
 
Чехов
Православный христианин
вкусная еда не грех даже для монахов.Вы начитались Брянчанинова,а он писал в основном для монахов.Объедение может быть грехом.
 
Крещён в Православии
Цитаты из книги о. Алексия (Мороза) "Исповедаю грех, батюшка" по интересующему Вас вопросу:

"Чревоугодие - это постоянное служение своему чреву, это лакомство и объедение и пьянство. О таких людях, которые выше всего ставят чувственные удовольствия от еды и пития, апостол Павел говорит, что «их бог - чрево» (Флп. 3, 19). Чревоугодие порабощает человеческую душу плоти, делает ее неспособной к борьбе с миром падших духов, «ибо род сей изгоняется только постом и молитвой».

"Чревоугодие. «Их Бог - чрево» (Флп. 3,19), - сказал святой апостол Павел о некоторых людях. Грех чревоугодия подразделяется на чревобесие и гортанобесие. Чревобесие - это значит «бесноваться о чреве», или для удовольствия чрева (употреблять пищу и питье сверх меры, собственно не для потребности тела, а по страсти). Гортанобесие - это «беснование об услаждении гортани» (быть слишком разборчивым или изобретательным в пище или питии, любить до пристрастия всякие лакомства, которые настолько вкусны и приятны, что не хочется сразу их проглотить). Чревоугодник делает душу свою плотской. Он говорит своей душе: «.. .покойся, ешь, пей, веселись...» (Лк. 12,19). То, что почитается только средством для поддержания жизни, составляет для него истинные блага и истинное счастье. Нужно помнить, что плоть отпадет, а дух останется. И тот, кто сеял более в плоть свою, «.. .от плоти и пожнет истление», а кто сеял более в дух, от «.. .духа пожнет живот вечный» (Гал. 6, 8)."
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если вес находится в пределах нормы, значит ли это, что человек не страдает чревоугодием? Почему вкусная еда - грех? Почему радость от вкушения пищи, радость от вкуса - грех?
Мне кажется, что вес не является показателем ни греха, ни безгрешности. Так, повышенный вес может быть от неправильной работы щитовидной железы, от отеков при сердечной недостаточности, при работе у горячей плиты и т.д. Поэтому ориентироваться на вес в оценке безгрешности/грешности вряд ли справедливо. Так и худоба возможна не от скромного питания, но от болезни: от инфекционных заболеваний, от онкологии и т.д.

Радость от пищи - нормальная радость. Бог создал разнообразные вкусные растения и вкусные плоды, поселил Адама и Еву в райском саду, полном вкусной пищи. В Евангелиях приводятся примеры гостевания Господа на свадебном пире, на поедании ветхозаветной пасхи, питание у Марфы и Марии (Марфа заботилась о хорошем угощении).

Грехом прием пищи становится тогда, когда эта радость становится страстью, т.е. чрезмерным влечением к обильной и вкусной пище, когда все мысли человека направлены на то, чтобы найти что бы такое вкусненькое еще съесть, как бы поплотнее набить пузо. Т.е. грех - извращение нормального человеческого отношения к пище.

Мне даже думается, что модное последние десятилетия вегетарианство (сыроедение как крайнее его проявление) - именно проявление греха чревоугодия. Почему я так думаю? Типичный вегетарианец (не говорю обо всех, но о многих) постоянно говорит об этом, в социальных сетях постоянно выставляет фотографии разных вегетарианских блюд, осуждает тех, кто ест животную пищу, говорит гадости тем, кто не придерживается их взглядов, отрицает свои заболевания, возникшие на почве неполноценного питания... Аналогично ведут себе и те, для кого питание становится идолом: все разговоры только о еде, вопросы только о еде, свободное время посвящено еде... Т.е. все интересы сводятся к питанию.

А вкусно умеренно есть, тем более готовить вкусно для своей семьи - это нормально. До юродивых, смешивающих в своей тарелке суп, второе и компот, нам далеко. Да и не надо. Это особый подвиг, на который идут только по благословению. Наше дело - есть и благодарить Господа за хлеб насущный.
 
Москва
Православный христианин
Кто желает многих и разных яств, тот чревоугодник, даже если ест один хлеб и пьет только воду по причине своей бедности.
Преподобный Симеон Новый Богослов


_______________


Чревоугодие преподобный Иоанн Лествичник называет главой всех пороков. Именно потому пост человека начинается с ограничения себя в пище, в попытках взрастить противоположную добродетель воздержания.

Радость от вкушения пищи не грех. Ведь каждый кусочек, который мы употребляем в течение дня, - это дар Бога нам, и за дар этот мы должны быть благодарны. Но лакомая пища способна пресытить и притупить в нас это чувство благодарности Богу.


__________________

Вопрос священнику:

- Батюшка, скажите, зачем нужны земные блага? Зачем Господь создал их, для проверки ли нас? Меня последнее время смущают снеди и вообще вкусная пища, не грех ли это? И можно ли вкушать земные блага во Славу Божию, т. е. радоваться и благодарить Бога за, то что он дает нам это? Или, что касается снеди, то это не Он нам дает, а мы сами делаем для услаждения себя? Помогите решить этот вопрос, т. к. совесть не спокойна, и если можно есть вкусную пищу, где искать ту грань, которая отделяет вкушение во Славу Божию (если такое вообще возможно) от услады себя?

Ответ:

- Эта граница – пристрастие. Когда человек начинает стремиться к удовлетворению этой страсти, сам ищет еду получше, не может удовлетвориться тем, что дает Господь, то это уже грех. Когда же благодарит Господа за вкусную еду, но ест ее без пристрастия, тогда и греха нет.
Протоиерей Андрей Ефанов

 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Если вес находится в пределах нормы значит ли это, что человек не страдает чревоугодием? Почему вкусная еда грех? Почему радость от вкушения пищи радость от вкуса грех?
В плане еды я всегда придерживалась двух правила: Кушай, чтобы жить, а не живи, чтобы кушать.
 
Православный христианин
Если вес находится в пределах нормы значит ли это, что человек не страдает чревоугодием? Почему вкусная еда грех? Почему радость от вкушения пищи радость от вкуса грех?

Само по себе есть вкусно не грех. Грехом это является, когда становится страстью, порабощает душу удовольствию. Душа, порабощённая той или иной страстью становится ленивее на молитву и рассеяннее в ней, что узнаётся на опыте. Потому это и вменяется в грех, так как тонко повреждает душу, совсем незаметно для человека духовно неопытного. И бесам легче найти вход в такую душу Человек, питающийся проще и умереннее становится душою как бы легче, молитва глубже и на душе радостнее. Но нужна мера. Обе крайности вредны.

Преподобный Авва Дорофей: «Есть два вида чревоугодия: первый, когда человек ищет приятной пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; второй, когда кого борет многоедение, – и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их, но хочет только есть и есть, не разбирая, каковы снеди, и заботясь только о том, чтоб наполнить чрево. Первый называется – гортанобесие, а второй – чревобесие. – Кто хочет восприять пост во очищение грехов своих, тот должен избегать обоих сих видов чревоугодия; ибо ими удовлетворяется не потребность тела, а страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех».
 
Православный христианин
вкусная еда не грех даже для монахов.Вы начитались Брянчанинова,а он писал в основном для монахов.Объедение может быть грехом.
Классический пример чревоугодия: пиры римлян и эллинов: наесться, пощекотать гусиным пером гортань, выблевать Богом посланную и благословленную пищу, ... чтобы ЖРАТЬ ДАЛЬШЕ ...
 
Киев
Православный христианин
Чехов
Православный христианин
Мне наставления святителя Игнатия (Брянчанинова) как раз нравятся ,что кратко и понятно.Только это наставления для продвинутых пользователей,тем кто уже не от мира сего или желающим таким стать.
А вас мнение канонизированного Церковью святого Игнатия (Брянчанинова) как-то не устраивает?
 
Иерусалим
Православный христианин
Если вес находится в пределах нормы значит ли это, что человек не страдает чревоугодием? Почему вкусная еда грех? Почему радость от вкушения пищи радость от вкуса грех?
Дорогая Анна, Бог наш - Прост. И у Него всё просто.
Знаете, даже игра в шахматы может стать смертным грехом, если обратится в страсть - и заслонит от нас Господа.
В остальном, как и везде, важны мера и мотивация.
Ведь пища есть благодать Божия, данная нам в ощущениях.
Чревоугодие подразделяется на 2 основных вида:
ЛЕМАРГИЯ ("гортанобесие") - когда человек наслаждается изысканным вкусом пищи.
ГАСТРОМАРГИЯ ("чревоугодие") - когда человек любит, что называется, "наесться от пуза", часто даже неважно, чем.
Как говорил Соломон в своей книге Εκκλησιαστής, "время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий" (Еккл. 3:5).
Посему, есть праздники - и есть посты. Есть сплошные седмицы, а есть Чистые и Страстные.
Нет никакого греха в том, чтобы отметить праздник: государственный, семейный, церковный - вкусным столом и спиртными напитками. Но это должно быть в меру, и должно быть по карману, а также - по совести.
Что значит - по совести? Если постом есть постные, вроде бы, продукты: красную икру, сёмгу, осетрину, раков под пиво и т.п., то это уже совсем, конечно, не пост.
Также есть категории людей, у которых пост в пище ослабляется или отменяется вовсе: болящие и инвалиды, вахтенные работники, работники тяжелого физического труда, срочные военнослужащие, непраздные и кормящие женщины, маленькие детки и пр.
В любом случае, следует помнить, что пост - это не Цель, но Путь, и что пост не диета и не в качестве пищи он состоит... Но - это уже совсем другая тема.
А здесь, как всегда, есть старая народная мудрость, которая гласит: "хорошенького - понемножку".
Согласны?
 
Киев
Православный христианин
Мне наставления святителя Игнатия (Брянчанинова) как раз нравятся ,что кратко и понятно.Только это наставления для продвинутых пользователей,тем кто уже не от мира сего или желающим таким стать.
Я нахожу в таком подходе много лукавства. С наставлениями святых отцов, как и с постом, не приемлем подход: дескать, это для продвинутых, а это для обычных. Если я не выполняю тех или иных наставлений, то я это делаю по немощи или по нерадению, или вообще по нежеланию себя как-то обременять - это повод для покаяния, для осознания своей недостойности перед Богом, и уж никак не для самооправдания - дескать, то всё для монахов сказано, причем исихастов, а я обычный мирянин, даже читать не буду.
 
Православный христианин
то всё для монахов сказано, причем исихастов, а я обычный мирянин, даже читать не буду.
Леонид, я встречал и иную точку зрения:

О том, нужен ли пост сегодня​

Нужен ли пост сегодня? Нет сомнения, что нужен. Но не диета, а воздержание от страстей.

Нужен ли тогда пищевой пост по Уставу, по сути, монастырскому? На этот вопрос я бы ответил так, как отвечаю бабулечкам, которые в начале поста устремляются ко мне за благословением «на молочко»: я благословляю всем не держать вообще поста в пище. Но с одним условием: в течение Четыредесятницы никого не осуждайте. Это очень остужает пыл у большинства!
 
Иерусалим
Православный христианин
Мне наставления святителя Игнатия (Брянчанинова) как раз нравятся ,что кратко и понятно.Только это наставления для продвинутых пользователей,тем кто уже не от мира сего или желающим таким стать.
Дорогой Николай, у святителя Игнатия достаточно обширное собрание сочинений. Что именно из них Вы считаете «для продвинутых пользователей»? Конкрето?

И, кстати, христианин в таинстве Крещения - СПОГРЕБАЕТСЯ Христу - и восстает из купели для другой совсем жизни.

Нет смысла креститься, чтобы продолжать свою обычную жизнь.
Для крещеного справедливы слова Апостола: «мне мир распялся, и я - миру» (Гал. 6:14).
И других апостолов: «не любите мир, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15) и «дружба с миром - вражда против Бога; кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).
Всё это священники призваны объяснять всякому, желающему пройти это Таинство.

Поэтому не нужно наивно предполагать, что, вступая в воинство Христово, мы не оставляем мир. Конечно, не сразу, это путь долгий и нелегкий, но каждый христианин призван идти именно по этому пути.

Недаром Христос говорит: «в мире скорбны будете, но дерзайте, яко Аз - победил мир» (Ин. 16:33).

Творения святителя Игнатия полезны еще вот чем.
Уже в то время святитель пишет о духовном оскудении, о том, что уже в его время очень трудно найти хорошего духовника.

А мы знаем, какая была война против духовничества. На всех уровнях. В 19 веке духовничество было разгромлено, а в начале 20 века - физически уничтожено.

Днем поражения духовничества считается официальное провозглашение «психологии» как самостоятельной «науки», это 1879 год.
В этот же год утверждено к печати полное издание Библии т.н. Синодального перевода, сделанное, в отличие от церковно-славянского перевода, с тщательно отредактированного иудеями масоретского кодекса.

Церковно-славянский перевод сделан, в основном, с Септуагинты, и он соответсвует найденным столетия спустя кумранским рукописям.

Самый простой пример. В славянском переводе мы читаем у Исайи: «и нарицается Имя Его - Ангел Великого Совета» (Ис. 9:6), в синодальном переводе эти слова попросту отсутствуют, так как вымараны командой Абу из масоретских текстов еще в 1 веке, как и прочие важные упоминания и характеристики Христа.

Ну, а знаменитое место, которое рассорило с нами протестантов? Это место о Таинстве Крещения. В синодальном переводе это выглядит так, что «крещение есть обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21), и это верно, ибо - что младенец может обещать? Ничего. Только сознательный гражданин может что-то обещать.
Тогда как там написано, что «крещение есть ИСПРАШИВАНИЕ у Бога доброй совести», и это верно, ибо вся жизнь младенца есть крик о помощи.

Но мы отвлеклись.
Святитель Игнатий увещевает нас, что наилучшим духовником в последние времена будут являться творения Святых отцов. И именно собиранию их наследия святитель посвятил всю свою жизнь. Он знает, о чем говорит. И на сегодня Святитель Игнатий - один из лучших наших учителей.

Что Вы читали у него? Если ничего, но просто заглядывали, начните, пожалуй, с его «Слова о смерти».
Храни Господь.
 
Киев
Православный христианин
О том, нужен ли пост сегодня
Нужен ли пост сегодня? Нет сомнения, что нужен. Но не диета, а воздержание от страстей.

Нужен ли тогда пищевой пост по Уставу, по сути, монастырскому? На этот вопрос я бы ответил так, как отвечаю бабулечкам, которые в начале поста устремляются ко мне за благословением «на молочко»: я благословляю всем не держать вообще поста в пище. Но с одним условием: в течение Четыредесятницы никого не осуждайте. Это очень остужает пыл у большинства!
Неужели вы не почувствовали иронию в этих словах отца Алипия? Да, они напоминают, например, совет учителя музыки: "Зачем тебе тренировать эти нудные гаммы каждый день - просто пойди и сыграй сходу Первый концерт Чайковского, и тогда можешь в гаммах не упражняться". Отец Алипий таким нехитрым образом "обламывал" бабушек, которые хотели себе от лени своей получить послабление на молочко - показывал им, что недостойны они никакого послабления в еде, раз не способны к основной цели поста. Действительно, я допускаю, что человек, достигающий реально серьезных духовных побед во время поста, может в какой-то степени пренебречь пищевой его составляющей (хотя что-то мне подсказывает, что такой человек как раз этим пренебрегать и не подумает), но нам-то недостойным куда об этом думать?! Нам бы хотя бы гастрономический пост хоть как-то соблюсти.
Резюме: повторюсь - по моему личному убеждению, все разговоры о духовной части поста принимаются только от людей, которые уже достаточно спокойно выполняют его гастрономическую часть. Не бывает наоборот, чтобы человек отлично побеждал страсти (а чревоугодие уже не страсть?), и при этом не могу удержаться от стаканчика молочка. Сначала - победа над желудком, потом уже над прочими страстями, наоборот не получится - своеобразная лествица прохождения поста (да простит меня св. Иоанн Лествичник за эту аналогию.)
 
Сверху