Если ты истребил в себе грех...

сомневающийся
Иоанн Златоуст.
Частичный контекст:
Если ты истребил в себе грех, ты подрезал жилы дьяволу, стер главу его, разрушил всю его силу, рассыпал воинство, сотворил чудо, всех чудес большее.
Взято с http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_7_2/txt02.html там полный контекст
Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста Беседа 46

Вопрос. Вроде же мнение, что кто-то в этой жизни (а не в будущей) может полностью освободиться от греха - называется в богословии ересью Пелагия. Или нет? Как понимать? Я разумеется могу ошибаться.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Такое мнение вовсе не является ересью. Более того, как раз восточно-христианская аскетика и стремится уже в этой жизни полностью освободиться от последствий греха и стать совершенным. Поэтому и прославляем многих преподобных (например, св. Серафима Саровского), видя в них людей сумевших реализовать такой идеал. Пелагия на Востоке почти не знали и полемики с ним не вели, а если бы и знали, то вряд ли бы считали "зловредным еретиком". Единственное, что бы подчеркнули в споре с ним, что достигнуть совершенства в этой жизни возможно только при содействии и укреплении благодати Бога, а не своими личными усилиями.

Другое дело, что в западном христианстве установился по целому ряду причин иной взгляд. Как раз и заключающийся в том, что полное освобождение возможно только в жизни вечной. Поэтому на западе очень актуальна была полемика с пелагианством и поэтому долгое время восточная аскетика в католическом богословии рассматривалась как что то очень близкое к ереси, фактически полу-пелагианство.
 
сомневающийся
Спасибо за быстрый ответ!
Простите, что отвечаю только сейчас, но я совершенно растерялся.
Просто вроде бы в доказательство той точки зрения, на которую я всегда ранее ориентировался, можно привести многое.
Скажем, поместный Карфагенский Собор:
130. Определено и сие: аще кто полагает, яко самыя слова молитвы Господней, в коих говорим: остави нам долги наша, святыми произносятся по смирению, а не по истине: да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящагося, который бы лгал не человекам, но Самому Господу; устами свомим говорил, яко хощет имети отпущение, сердцем же глаголал, яко не имеет грехов, которые бы надлежало отпустить ему.

но наверно я опять пишу глупости(
Чтобы Вы советовали прочесть по вопросу?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Тут нет никакого противоречия.
Грехи оставляет только Бог и нет у человека возможности назвать себя безгрешным. Другое дело, что Бог может явить подтверждение того, что простил грехи подвижнику еще при его земной жизни. Однако даже святость не гарантирует человеку, что тот будет совершенно избавлен от мелких бытовых "грешков".
 
Сверху