Еще раз о Символе веры

Православный христианин
Доброго дня форумчанам.
Давно не дает покоя несколько аспектов Символа веры. Конечно, сейчас трудно судить, почему отцы церкви узаконили именно эти 12 догматов, именно этими словами и в таком объеме. Ну, конкретно, я никак не могу понять смысла присутствия в 4 члене Понтия Пилата.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате - при Понтии Пилате. Смысловое указание на временной промежуток нахождения у власти римского прокуратора, или на его непосредственное участие в суде над Иисусом. Понтий Пилат указывается в Евангелиях примерно в 3 раза реже, чем книжники, фарисеи, саддукеи и синедрион. Если рассуждать логически, то вроде они были главными антагонистами учения Христа, и вроде они кричали «Распни Его»! Пилат судья де-юре. С его по сути молчаливого согласия и малодушия и произошла эта казнь. Тогда еще сильнее становится неясным его место в догматическом учении. В Символе веры каждое слово выверено и отточено столетиями, и упоминание Пилата как кого…? Судьи? Палача? Противопоставления?
Нет, я не утверждаю, что в Символ веры надо было перенести весь Новый завет, хронологию событий и притчи, но само опускание факта предательства и осуждения книжниками и фарисеями тоже странно. Причем Пилат упоминается как личность, то бишь фигурант, и пишется с большой буквы – что тоже вызывает недоумение.

И еще несколько моментов мне не совсем ясных.
В Символе веры поразительно мало указывается на Ветхий завет. Получается, что весь Ветхий завет сводится к сотворению мира (весь первый член) - Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым и в то, что Святой Дух, Господа, подающего жизнь, исходящий от Отца, поклоняемый и прославляемый равно со Отцом и Сыном, говорил через пророков (восьмой член).
То есть, больше ничего ключевого в Ветхом завете для Христианства нет?
Адам и Ева, первородный грех (упоминается в 10 члене так как Крещение освобождает от него), Авраам, Моисей, всемирный потоп, 10 заповедей, царь Давид который указывается в Евангелиях при упоминаниях всех родов Христа и собственно все пророки и пророчества указывающие на приход Спасителя.
Конечно, не все из перечисленного – догмат, я согласен.
Но тогда почему первородный грех – догмат, а Адам и Ева, древо, яблоко, змий – нет, если исходить из логики, что о них ни слова.
Ну и так касается почти всего Ветхого завета.
Все это я говорю, конечно не ради критики, а чтобы разобраться самому и вместе с вами.
Если Символ веры – это краткое емкое изложение всех вероучительных истин Христианства, то почему это изложение так избирательно? Или это умышленная чистка от всего, что напрямую чересчур тесно связывает с Иудаизмом.

Очень интересно ваше мнение.
 
Брянск
Православный христианин
Священник богослов Павел Гумеров говорит, что Понтий Пилат упоминается в Символе веры для подтверждения исторической реальности событий. Символ в прошлые века распространения христианства имел огромное миссионерское значение, и потому содержит не только описания и определения сущности веры, но и подтверждения действительности произошедших событий на которых основывается вера. Сейчас мы при необходимости точного и полного подтверждения указываем дату, место, названия и номера документов, тогда же было принято обозначать само событие и официальную историческую личность непосредственно причастную к этому событию. Такая короткая и точная историческая привязка "срабатывала" в разных временах, странах, режимах и летосчислениях.

Интересно разъяснил это святитель Николай Сербский - "А знаете ли вы, образованные, почему святые отцы вписали в наше «Верую» имя Понтия Пилата, богоубийцы? Да не усомнитесь, так изволил Дух Божий Святый, вдохновлявший и умудрявший святых отцов. А Дух Божий Святый изволил так, чтобы верные точно и навеки знали, в какого Христа они веруют. Ибо являлись и будут являться в мир лжехристы, лжемессии, чтобы соблазнять и ущать. Потому Дух Святый, человеколюбивый, всепровидящий, хотел навеки оградить крылами Своими верных Христу от всякого соблазна и всякого ущения. Потому Он устами святых отцов никейских точно указал, о каком Христе идет речь, о каком Мессии и Спасителе мира. Речь идет, образованные, единственно и исключительно о Христе, распятом при «Понтийстем Пилате», наместнике римского кесаря того времени. Этот Христос — единственный истинный Христос, единственный неложный Мессия, единственный человеколюбивый Спаситель. Все остальные представлявшиеся и те, что станут представляться этим великим именем, до конца времен, до дня Судного, — лжехристы.
    А еще имя Пилата упоминается ради того, чтобы подчеркнуть и подтвердить личность Спасителя мира как историческую, а не выдуманную личность. При упоминании имени Понтия Пилата определяется время и место явления Господа нашего Иисуса Христа в мире. Ибо даже по свидетельствам языческих римских историков-христоборцев точно известно, когда и где Понтий Пилат был римским наместником. Известна ли вам слабость человеческая? По этой слабости многие, слишком многие склонны забывать своего благодетеля, но не забывают злодея. По этой слабости многие доныне — а будет их много и в будущем — сомневаются в историчности Христа, но никто не усомнился в историческом существовании человека, по имени Понтий Пилат, человека, который во времена правления римского кесаря Тиверия был его наместником в городе Иерусалиме. Следовательно, включив в «Символ веры» имя Понтия Пилата, святые отцы никейские хотели подчеркнуть историчность личности Христа, Который в определенное время и в определенном месте явился в мир и жил среди людей.
    Еще имя Пилата внесено в «Верую», чтобы обличить преступления безбожников. Римские законы, которые считаются самыми совершенными, были написаны язычниками. Однако невинный Человек был осужден на смерть во времена действия этих хваленых законов одним из исполнителей их, Понтием Пилатом. В применении к Праведнику из праведников эти «совершенные законы» язычников оказались совершенным ничтожеством. Это еще одна очевидная причина, по которой Сам Господь Небесный должен был сойти на землю, чтобы спасти мир от всепоглощающего мрака язычества. Поэтому упоминание имени Пилата в «Символе веры» звучит как вечное осуждение не только исполнителей языческих законов, но и самих этих законов."

По поводу второй части Вашего недопонимания построения Символа веры - не совсем понятно, что конкретно Вас не устраивает. Похоже на праздное совопросничество. Христианская вера это вера Нового Завета - в нём смысл и от него догматы, а Ветхий Завет это история предшествия.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Спасибо Андрей Дмитрьевич.
По первой части вопроса стало гораздо яснее. Тем более, если есть комментарии святых отцов на эту тему.
По второй части - нет, это не праздное любопытство и пустословие. Те части СВ которые я указал - разве они не напрямую обращены к Ветхому завету?
Согласитесь, в Ветхом завете есть ключевые с исторической точки зрения, и с точки зрения понимания моменты без которых Христианство невозможно.
Да они не имеют веса догмата - но...возвращаюсь к первому сообщению. Почему одно ключевое - догмат, а второе соседнее по значимости нет?
 
Чехов
Православный христианин
Православный христианин
Символ Веры писался как Стержень нашей веры. По мере возникновнеия первых ересей, согласно их опровержению и писался Символ Веры святыми Отцами (325 - 381 гг) Я думаю, что если бы возникла ересь, ну скажем о неправильных пророках Ветхого Завета, то скорее всего сюда и входил бы стих " о пророках Ветхого Завета". В Символе собран весь смысл, вся основная догматика Вселенской Церкви, этого достаточно для правильного исповедания своей веры.
 
почему отцы церкви узаконили именно эти 12 догматов, именно этими словами и в таком объеме.
Символ веры потому и назван "Символом", а не самой верой, потому что он символизирует единство веры Вселенской Церкви.

СВ - это "пароль", который позволяет отличить православного христианина от инославного, чтобы даровать ему спасительную благодать. Обратите внимание, что СВ мы исповедуем практически перед всеми Таинствами.

Сама же вера вера Церкви не исчерпывается Символом, так как есть другие соборные догматы (например, Халкидонский), есть Священное Писание, наконец, есть великая книга дел Бога - это окружающая нас действительность.

Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь (Иоан.21:25)
 
Сверху