Эпос о Гильгамеше и его связь с Библией

Крещён в Православии
После изучения «Эпоса о Гильгамеше» возникает вопрос- история потопа, изложенная в Библии, является ли лишь пересказом более древней легенды, созданной в Двуречье.?
Как в Библии, так и в эпосе речь идет о потопе, о ковчеге, о Боге (а в эпосе - о богах), который предупредил Ноя - в Библии и Утнапиштима - в эпосе о предстоящем потопе, о строительстве ковчега-корабля. Потоки дождя обрушились на землю, затопили ее, уничтожили все живое, кроме тех людей, животных и птиц, которых успел захватить с собой Ной - Утнапиштим. После долгого плавания ковчег (по Библии) останавливается у горы Арарат, а в эпосе - у горы Нисир. И в Библии, и в эпосе выпускают птиц, чтобы они нашли землю. После этого спасенные начинают новую жизнь.Исследователи находят в Библии и другие параллели с «Эпосом». В частности, существует сходство между историями Энкиду(создан из глины) и Шамхат и библейским повествованием об Адаме и Еве[40].
Многое в библейских сюжетах становится понятным через шумерскую литературу: особенно первая глава Библии - Бытие, восходящая к древнейшему эпосу о Гильгамеше. Этот эпос известен был уже в III тысячелетии до н. э., а Библию начали писать в XIII веке до н. э. и закончили во II веке н. э. Ученые еще и сегодня не пришли к единому выводу о том, какими путями этот эпос попал к составителям Ветхого завета - древнейшей части Библии. Одни считают, что он мог попасть к евреям, пришедшим с Аравийского полуострова и кочевавшим по Вавилонии и Ассирии, другие утверждают, что они попали к ним во время пленения ассирийским царем Саргоном II (722- 705 годы до н. э.) или во время вавилонского пленения.
Кто понимает эту тему помогите разобраться.
 
Православный христианин
После изучения «Эпоса о Гильгамеше» возникает вопрос- история потопа, изложенная в Библии, является ли лишь пересказом более древней легенды, созданной в Двуречье.?
Как в Библии, так и в эпосе речь идет о потопе, о ковчеге, о Боге (а в эпосе - о богах), который предупредил Ноя - в Библии и Утнапиштима - в эпосе о предстоящем потопе, о строительстве ковчега-корабля. Потоки дождя обрушились на землю, затопили ее, уничтожили все живое, кроме тех людей, животных и птиц, которых успел захватить с собой Ной - Утнапиштим. После долгого плавания ковчег (по Библии) останавливается у горы Арарат, а в эпосе - у горы Нисир. И в Библии, и в эпосе выпускают птиц, чтобы они нашли землю. После этого спасенные начинают новую жизнь.Исследователи находят в Библии и другие параллели с «Эпосом». В частности, существует сходство между историями Энкиду(создан из глины) и Шамхат и библейским повествованием об Адаме и Еве[40].
Многое в библейских сюжетах становится понятным через шумерскую литературу: особенно первая глава Библии - Бытие, восходящая к древнейшему эпосу о Гильгамеше. Этот эпос известен был уже в III тысячелетии до н. э., а Библию начали писать в XIII веке до н. э. и закончили во II веке н. э. Ученые еще и сегодня не пришли к единому выводу о том, какими путями этот эпос попал к составителям Ветхого завета - древнейшей части Библии. Одни считают, что он мог попасть к евреям, пришедшим с Аравийского полуострова и кочевавшим по Вавилонии и Ассирии, другие утверждают, что они попали к ним во время пленения ассирийским царем Саргоном II (722- 705 годы до н. э.) или во время вавилонского пленения.
Кто понимает эту тему помогите разобраться.
Вообще в эпосе многих народов можно найти сходные истории с Библейским повествованием. Мое мнение - это только подтверждает истинность Св. Писания.
Для меня многое непонятное в Св. Писании прояснилось с изучения например эпохи Хамураппи из истории государства и права. Вот просто многое встало на свои места. Шумеры, те же халдеи-эмигранты. а Аврам из Ура халдейского...
 
Крещён в Православии
Вообще в эпосе многих народов можно найти сходные истории с Библейским повествованием. Мое мнение - это только подтверждает истинность Св. Писания.
Для меня многое непонятное в Св. Писании прояснилось с изучения например эпохи Хамураппи из истории государства и права. Вот просто многое встало на свои места. Шумеры, те же халдеи-эмигранты. а Аврам из Ура халдейского...
Знал ли Авраам о потопе и сотворении первых людей?
 
Знал ли Авраам о потопе и сотворении первых людей?
Авраам мог узнать о потопе непосредственно у Шема, сына Ноя, ведь он тогда еще был жив. В нашей традиции говорят, что была школа Шема и Эвера, где учились все праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков. Можно, конечно, истолковать долгие годы жизни первых людей аллегорически, как жизнь неких мировоззренческих сообществ, но и тогда получается, что школы, названные их именем, все это время существовали.
 
Православный христианин
После изучения «Эпоса о Гильгамеше» возникает вопрос- история потопа, изложенная в Библии, является ли лишь пересказом более древней легенды, созданной в Двуречье.?
Вероятно, древняя легенда о Гильгамеше является испорченным пересказом истории о нашем праотце Ное. До письменной Библии у народов было Предание. Сохранилось оно в неискажённом виде только у Авраама и его потомков.
Авраам халдеем не был, хоть и жил среди них до переселения в Ханаан.

Этот эпос известен был уже в III тысячелетии до н. э., а Библию начали писать в XIII веке до н. э.
Пятикнижие Моисей написал при своей жизни, вероятно, не ранее начала Исхода в 1571 году до Р.Х. Книга Иова, возможно, была написана чуть ранее.

Авраам мог узнать о потопе непосредственно у Шема, сына Ноя, ведь он тогда еще был жив. В нашей традиции говорят
Верно сказали. В Православной традиции Аврам(Авраам) родился 680 годами позже смерти Сима. Можно посчитать по церковнославянской Библии- переведённой с греческой Септуагинты. Здесь приведена хорошая сравнительная схема.
Об этом можно узнать и в этой книге.
 
Вероятно, древняя легенда о Гильгамеше является испорченным пересказом истории о нашем праотце Ное. До письменной Библии у народов было Предание. Сохранилось оно в неискажённом виде только у Авраама и его потомков.
Авраам халдеем не был, хоть и жил среди них до переселения в Ханаан.

Пятикнижие Моисей написал при своей жизни, вероятно, не ранее начала Исхода в 1571 году до Р.Х. Книга Иова, возможно, была написана чуть ранее.
В любом случае, между легендой о Гильгамеше и библейским рассказом о Потопе есть существенная разница: первую передавали люди из уст в уста, а библейский рассказ был написан Моисеем "под диктовку Бога", при Его личном присутствии и контроле. Так что, если в этом рассказе и есть ошибки, то разве что по вине переписчиков, которые иногда (очень-очень редко) путали или пропускали похожие буквы. Очень маловероятно, что это могло бы исказить суть рассказа.

Я был весьма поражен, когда, прочтя впервые этот рассказ на иврите, обнаружил, что его можно понять двумя способами - и как общепланетную катастрофу, и как локальный потоп в Месопотамии. Я задавал Богу вопрос: Господи, неужели Тебе была нужна глобальная суперкатастрофа и тотальное истребление почти всех живых существ, чтобы направить на путь истинный Ноя и его потомков? Ответ был такой: для Него было гораздо проще (и, понятно, милосерднее) создать у потомков Ноя впечатление, что все было именно так, аккуратно составив текст. Нравственный урок рассказа получился тот же самый: поколения наших предков свято верили, что своими грехами человечество довело весь мир до гибели. А сегодня, когда ученые наконец разобрались в истории планеты и биосферы, составили таблицы уровня океана за последние миллионы лет и прочее - выяснилось, что текст вовсе не противоречит научным данным, просто его нужно прочесть чуть иначе. Не меняя, разумеется, ни одной буквы!

Для меня это очередное чудо, показывающее, что Бог всегда выбирает наилучший способ решения любой задачи.

Верно сказали. В Православной традиции Аврам(Авраам) родился 680 годами позже смерти Сима. Можно посчитать по церковнославянской Библии- переведённой с греческой Септуагинты. Здесь приведена хорошая сравнительная схема.
Об этом можно узнать и в этой книге.
Да, я знаю о разнице хронологий, спасибо.
 
Сверху