Духовность социологии и политологии (?)

Киев
Православный христианин
Отец Сергий, интересна Ваша позиция.
О возможности и желании публичного человека иногда косвенно (и акцентирую на этом "косвенно") упоминать о христианской морали в ходе общения с большой аудиторией людей, собравшихся по поводу другой специфической учебной или научной темы. Полномочий на просветительство и миссионерство конечно же нет. Темы лекций и семинаров касаются аспектов социально-экономического развития общества. И надо сказать, что нужно при этом следовать рабочей учебной программе и т.д. Я не имею в виду, что сам лектор хочет вставлять цитаты из Священного Писания, или цитировать Святых Отцов с аудиторией, которая собралась слушать лекцию по социологии. Но как быть с желанием озвучить некоторые христианские истины в своих выводах ? Можно не иметь права на такую самодеятельность. Да. А с другой стороны - это наполнение близким для верующего лектора-социолога духовным смыслом самой "социологии". Как знать, что полезнее ? Тщательно скрывать свою позицию или говорить о ней открыто ?
Ведь часто во время общения с аудиторией приходят на ум такие понятия как "любовь к ближнему", "необходимость удаления от пороков", "смирение", "смирение гордыни", "милосердие", "целомудрие" и т.д. Которые хочется озвучить в контексте политологии и социологии. Как думаете, отец Сергий, как здесь поступать ?
 
О возможности и желании публичного человека иногда косвенно (и акцентирую на этом "косвенно") упоминать о христианской морали в ходе общения с большой аудиторией людей, собравшихся по поводу другой специфической учебной или научной темы.знать, что полезнее ? Тщательно скрывать свою позицию или говорить о ней открыто ?
Свидетельствовать о Боге надо везде - просто потому, что мы, христиане, - "соль земли" (Мф.5,13). А соль предохраняет общество от гниения. Но наше свидетельство должно быть многообразным: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби". (Мф.10,16).
Господь говорил: "Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф.7, 6). Поэтому надо поступать с разумением, учитывая характер аудитории. Если собрались "свиньи", то любые слова будут истолкованы во вред - вас в лучшем случай посчитают "блаженной". И совсем другое дело, если вы чувствует в человеке какой-то интерес к жизни души - "дуновение Иисусово". Насильно человека обратить к Богу невозможно - нужно пробудить в нем любопытство, собственное желание. А сделать это лучше всего личным прмером праведной евангельской жизни. Апостол сказал: "Вера действует любовью" (Гал.5, 6), и если вы явите в себе эту любовь - это будет лучшим вашим апостольским свидетельством. И в лекциях не будьте навязчивы - Слово Божие должно легко, органично (и даже весело!) вписываться в тему, возможно как краткое лирическое отступление, исторический экскурс или подборка соответсвующих стихов. Для вашей специфической аудитории скорее всего будут более понятны научные ссылки, например, приснопамятного профессора политологии А.С.Панарина (известна его книга "Православная цивилизация в глобальном мире"). В этом искусство владения аудиторией. Упражняйтесь!
 
Киев
Православный христианин
Спасибо,
отец Сергий, я просто заметила, что когда в контексте учебной или тренинговой темы "отступать" к темам душевным и человеческим, это вызывает абсолютное (или просто большее) внимание у аудитории. Вот я и подумала об ответственности вкладывания в десятки неокрепших душ своего возможно ошибочного представления о чем-либо, например: о последствиях медиа-манипуляции сознанием, или сколько десятков тысяч детей ежедневно умирает от голода и почему, об обществе всевозрастающего потребления и экологических катастрофах и т.д. Но... А вдруг - и на все эти проблемы - Воля Божия ? Ведь у нас "и волосы на голове все сочтены" (Лк.12:7). Что я пытаюсь изменить ? Общественный строй, государственную политику, глобализационные процессы ? Тогда, я - мятежница...
 
Но... А вдруг - и на все эти проблемы - Воля Божия ? Ведь у нас "и волосы на голове все сочтены" (Лк.12:7). Что я пытаюсь изменить ? Общественный строй, государственную политику, глобализационные процессы ? Тогда, я - мятежница...

Вот ответ свт Феофана Затворника: «Антихрист явится, как учат Св. Отцы, не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его, и последствия того. Не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что люди сами себя до того доведут. Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться. Когда уже некого будет ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится»

Апостол Павел прямо говорит о невозможности наступления конца мира, пока не «взят от среды удерживающий теперь» (2Фес.2,7) Поэтому мы, христиане последних времен, должны по благодати Святого Духа подвигом Евангелия изо всех сил удерживать пришествие Зверя.
 
Сверху