Достоевский Ф.М. - Братья Карамазовы

Здравствуйте!

Я сейчас читаю замечательную книгу "Братья Карамазовы" Федора Михайловича Достоевского, хотелось бы обсудить мысли, высказанные в ней автором. Не все конечно, книгу можно обговаривать бесконечно и все равно что-то забыть или не заметить из того, что хотел поведать автор. Для начала хотела бы обсудить эти мысли:

1."...Когда же познает, что не только он хуже всех мирских, но и пред всеми людьми за всех и за вся виноват, за все грехи людские, мировые и единоличные, то тогда лишь цель нашего единения достигнется. Ибо знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека. Ибо иноки не иные суть человеки, а лишь только такие, какими и всем на земле людям быть надлежало бы. Тогда лишь и умилилось бы сердце наше в любовь бесконечную, вселенскую, не знающую насыщения. Тогда каждый из вас будет в силах весь мир любовию приобрести и слезами своими мировые грехи омыть... "

Это слова умирающего старца из романа, адресованные инкам, "да и всякому на земле человеку". Новой для меня была мысль "каждый перед всеми виноват". Её очень трудно понять и принять. Что скажете?

2. "...любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная - это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука..."

Читая эти строки, адресованные тем же старцем молодой женщине, я увидела себя, "жаждущую подвига скорого" и призадумалась. Наверное, что-то поняла... Но все равно сложно...
 
В этом произведении моя любимая цитата, как же вы ее пропустили:
"Уничтожьте в человечестве веру в бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь".
Как кратко и точно сказано...
Еще Толстой нравится: "Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать"
 
В этом произведении моя любимая цитата, как же вы ее пропустили

Я пропустила её, и много других, потому что даже не столько интересна цитата, сколько образ человека, которому приписал автор эти слова. Иван Карамазов: человек на грани, циник, который "принимает Бога", но "не принимает Его мир". Это так... привычно для нашего времени: этот образ... Образ человека, который верит, который хочет верить, но который не может принять мир, созданный Богом, видит его недостатки, боль, слезы, и потому не может полностью подчиниться, довериться и смириться... Бунтарь... Он говорит: "фашист выстрелил в лицо смеющемуся младенцу", и тут же спрашивает - "Почему Бог это допустил?" Я так часто слышу подобные вопросы от знакомых... И, чего кривить душой, сама часто задаю их себе...
 
Великий Новгород
Православный христианин
Спасибо вам огромное, Татьяна Вл, за возможность задуматься над приведенными вами цитатами из Достоевского. Почему-то с возрастом Достоевский открывается глубже и ярче, каждый возраст имеет свое понимание этого автора. Попытаюсь выразить свое субъективное понимание выбранных цитат.
Мысль "каждый перед всеми виноват", на мой взгляд, как-то перекликается со словами Серафима Саровского "стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи". Вокруг святых люди спасаются, потому как святой живет по воле Божией и в духе истины, люди видят свет и стремятся к нему. Те кто идет к свету, влияет на своих близких, свое окружение и это просто как цепная реакция. Если же мы не живем по воле Божией, а ходим во тьме, то и наше влияние на наших ближних, увы, не хорошее, уводящее от жизни, от Бога. И увы, тоже имеет свойство цепной реакции. Мы наверное и сами не догадываемся как наши поступки влияют на наших ближних, имея свойство передаваться от человека к человеку. Вот и получается, что если мы не имеет духа истины в себе, то виноваты перед всеми.
 
Великий Новгород
Православный христианин
""...любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная... "

Легко любить мечту, а вот реального человека с его грехами, страстями, тяжелым характером... К примеру, молодая пара прожив год совместной жизни, начинают видеть недостатки друг друга. И если человек романтик и имеет мечтательную любовь, то думаю его любовь разобьется о семейные будни. Или если взять меня, то часто видя недостатки некоторых близких у меня пропадает желание общаться с ними, тоже значит имею мечтательную любовь, а настоящей не имею. То есть, чтобы научиться любви деятельной, надо увидеть реальность как в себе, так и в окружающих, а она реальность, увы, далека от того идеала, который мы о себе, о ближних намечтали. Самое важное, научиться любить(жалеть, помогать) зная реальность.
 
Армавир
Крещён в Православии
Здравствуйте.
Достоевского не читал, но смотрел фильмы по его книгам. Разные, Братьев Карамазовых тоже смотрел. Наверное, надо книгу попробовать прочитать, хотя бы местами. Я вот про то, что каждый перед всеми виноват думаю, что это как отдельный случай того, что все люди это одно живое и целое что то. И живые и мёртвые. И дети и взрослые. Люди видят мир изнутри себя. А ещё есть мир такой, каким его видят другие. А ещё есть мир такой, какой его видит Бог. Вот Бог и видит, что каждый перед всеми виноват. Потому что сами этого не видим, потому что не хотим смотреть на себя как на часть целого мира. Мы отделяем себя и рассуждаем так- отдельно это я, отдельно это всё другое. А для Бога всего другого нет, для него всё что есть это Он. То есть не только каждый перед всеми виноват, но и каждый перед всеми достоин. А то, что каждый перед всеми виноват это только одна часть общего. Ну и там уже нужна поэтому мера. А мера меряется совестью. То есть типа думать что каждый перед всеми виноват этого мало, нужна совесть, чтобы видеть, чем виноват и чего достоин не только сам по себе, но как часть всего сущего. Такие мысли, может быть что не так? Объясните. Достоевский всё таки, а я вроде как перечу. Или нет?
А второе вроде бы всё понятно- На миру и смерть красна. Это от тщеславия. В данном контексте. Бывает, что вынужденно на миру погибали мученики, но не от тщеславия, просто так получилось, что на миру.
Спасибо.
 
Под МКС
Православный христианин
Здравствуйте.
Ну и там уже нужна поэтому мера. А мера меряется совестью. То есть типа думать что каждый перед всеми виноват этого мало, нужна совесть, чтобы видеть, чем виноват и чего достоин не только сам по себе, но как часть всего сущего.
Как же Вы правильно и точно выразились. Только сейчас начинаю подходить к мысле о "мере". Неуважение к себе придает человеку способность к совершению любой низости. Но, что я могу уважать в себе???.
 
Святая Русь
Православный христианин
2. "...любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная - это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука..."

Читая эти строки, адресованные тем же старцем молодой женщине, я увидела себя, "жаждущую подвига скорого" и призадумалась. Наверное, что-то поняла... Но все равно сложно...
Один из святых сказал "Умеренному подвигу, деланию (добрых дел) цены нет". Это означает, что во много раз легче один раз совершить что-то непосильное, а потом скатиться вниз, чем всю жизнь делать небольшие добрые дела, но постоянно, стабильно, до конца жизни.

Как много неофитов начинают духовную жизнь очень резво, а через несколько лет хорошо, если хоть "Отче наш" вычитывают и изредка в храм заходят. Как у Высоцкого о бегуне на короткую дистанцию, которого заставили бежать длинную: "А я увлекся, на десять тыщ рванул, как на пятьсот - И спекся..."

Есть и другой аспект. Вспомните того же гоголевского помещика Манилова. В мечтах он совершал великие дела, а на деле ленился сделать даже то, что его немечтающие о великих делах соседи (хотя возможности имел не меньшие).
 
г. Москва
Православный христианин
Один из святых сказал "Умеренному подвигу, деланию (добрых дел) цены нет". Это означает, что во много раз легче один раз совершить что-то непосильное, а потом скатиться вниз, чем всю жизнь делать небольшие добрые дела, но постоянно, стабильно, до конца жизни.

Как много неофитов начинают духовную жизнь очень резво, а через несколько лет хорошо, если хоть "Отче наш" вычитывают и изредка в храм заходят. Как у Высоцкого о бегуне на короткую дистанцию, которого заставили бежать длинную: "А я увлекся, на десять тыщ рванул, как на пятьсот - И спекся..."

Есть и другой аспект. Вспомните того же гоголевского помещика Манилова. В мечтах он совершал великие дела, а на деле ленился сделать даже то, что его немечтающие о великих делах соседи (хотя возможности имел не меньшие).

Как я с Вами согласна, Валерий! на себе все это испытала. Сначала "резво" ездила за тридевять земель в храм, пела в хоре. Потом.... Вообще никаких молитв. И все ниже, ниже, быстрее и быстрее! Скоро год, как "вернулась". Боюсь "дышать, чтоб не сглазить" - ничего сама не смогу, только с Ним, только с Его помощью!

А Достоевский - гений безусловно. Только вчера закончила "Братьев Карамазовых". Как там прописаны все портреты! И сладострастный старик, и Дмитрий, и Грушенька! А размышления Ивана в разговоре с Алешей? Это же может быть отдельным романом!
 
Мысль "каждый перед всеми виноват", на мой взгляд, как-то перекликается со словами Серафима Саровского "стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи".
Хм... А ведь и правда, очень даже перекликается. И так даже понятнее намного. Спасибо большое!
 
Мы отделяем себя и рассуждаем так- отдельно это я, отдельно это всё другое. А для Бога всего другого нет, для него всё что есть это Он.
Мне вспомнился фрагмент из к/ф «Укрощение строптивого»: «Это не я ударил, это ведро [в руке]». Наверное, человечество в целом смотрится так же глупо, когда кто-то из людей говорит: «Это не я согрешил, это все он!»)
 
Вспомните того же гоголевского помещика Манилова. В мечтах он совершал великие дела, а на деле ленился сделать даже то, что его немечтающие о великих делах соседи (хотя возможности имел не меньшие).
Я одна здесь увидела себя?..
 
Интересующийся
"Мы думали, что каждый из нас есть нечто изолированное, каждый — в своей шкуре со своим «внутренним» и «внешним», с индивидуальным и коллективным, каждый — вотчина со своими пределами, похожими на смехотворные границы нашей политической географии, — но оказывается, что все связано! Нет ни одного извращения, ни одной болезни в мире, которые не имели бы корней и в нас, нет ни одной смерти, соучастниками которой мы бы не были. Все мы одинаково вовлечены во все и виноваты во всем — никто не спасен, пока не спасены все!"
(c) Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания
 
Сверху