Цитата Исаака Сирина

Крещён в Православии
Здравствуйте, растолкуйте, пожалуйста, цитату Исаака Сирина (жирный шрифт)

Деятельность крестная двояка; по двоякости естества и она разделяется на две части. Одна, состоя в терпении плотских скорбей, производимых действованием раздражительной части души, и есть, и называется деятельность. А другая заключается в тонком делании ума и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее; она совершается вожделевательною частию души и называется созерцанием. И одна, то есть деятельность, очищает, по силе ревности, страстную часть души, а вторая — действенность душевной любви, то есть естественное вожделение, которое просветляет умную часть души. Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части переходит к сей второй, привлекаемый ее сладостию, не говорю уже — своею леностию, постигает гнев за то, что не умертвил прежде уды свои, яже на земли (Кол.3:5), то есть не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной. Сие–то и значит сказанное древними святыми, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувствилища его, исцелясь от немощи, придут в безмолвие, то постигает Божий гнев. Сие восхождение на крест, навлекающее гнев, бывает не в первой части претерпения скорбей, то есть распятия плоти, но когда человек входит в созерцание, — а это есть вторая часть, следующая за исцелением души. У кого ум осквернен постыдными страстями и кто поспешает наполнить ум свой мечтательными помыслами, тому заграждаются уста запрещением за то, что не очистил прежде ума скорбями, не покорил плотских вожделений, но, положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда сам слеп очами. Ибо и те, у кого зрение здраво, будучи исполнены света и приобретя себе вождей благодати, день и ночь бывают в опасности, между тем как очи у них полны слез, и они в молитве и в плаче продолжают служение свое целый день, даже и ночь, по причине ужасов, ожидающих их в пути и встречающихся им страшных стремнин и образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми призраками оной.

Что значит "ум взойдет на крест"?
Что за гнев Божий его постигает, и что значит "заграждаются уста запрещением"?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Екатерина!

В приведённых Вами словах Исаак Сирин предостерегает неподготовленных подвижников от довольно типичной ошибки: несвоевременного (преждевременного) стремления к высшим созерцаниям.

Давным-давно были такие еретики - мессалиане. Одной из главных ближайших целей своей "подвижнической" деятельности они ставили именно созерцания; прочим же подвигам веры не придавали столь важного значения. Более того, способностью созерцать предметы из области "духовного" они определяли уровень своего "духовного" совершенства. Не много нужно труда, чтобы догадаться, что созерцания, интерпретируемые ими как благодатные, в действительности формировались под действием воспаленного воображения, под влиянием бесовщины. Подробнее об этом Вы можете прочитать здесь:
Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?

Святой же Исаак Сирин напоминает, что залогом подлинного, возвышенного созерцания служит чистое сердце: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5:8). Чистота сердца достигается при содействии благодати через послушание воле Божьей, смирение, молитву, труд, бдение, постничество, духовную борьбу.

Вы спрашиваете:
Что значит "ум взойдет на крест"?
Взойти на Крест - значит не только последовать за Христом, но и уподобиться Ему в Его совершенствах, в Его добродетелях. Взойти на Крест умом - значит уподобиться Ему и умом (по чистоте, возвышенности стремлений, свободе от уклонений злу).

Вы недоумеваете:
Что за гнев Божий его постигает, и что значит "заграждаются уста запрещением"?
Гнев Божий может проявиться в том, в чём проявлялся в отношении мессалиан, в том, в чём он вообще проявляется в отношении гордецов и отступников. В какой-то мере средством заграждения уст еретиков может служить анафема.

Благодарю за вопрос!
 
Сверху