Чем может помочь православный психолог больному алкоголизмом?

Н

Незарегистрированный

Guest
Чем может помочь православный психолог больному алкоголизмом? Если учесть, что человек воцерковлён, но ничего не может сделать со своей страстью, т.к. не признаёт себя алкоголиком, а считает "умеренно пьющим". Приводить примеры из Свящ. Писания о том, что "пьяницы... Царства Божьего не наследуют" бесполезно, т.к. человек не считает себя пьяницей.
Регулярно случающиеся запои считает неизбежными, "обычными" грехами.
 
Вряд ли человек, который не видит, что он имеет проблему, станет обращаться к психологу. Если он не считает себя алкоголиком, то у него и проблем нет.
Но они есть у близких ему людей.
По-настоящему, исцеление начинается только тогда, когда человек начинает признавать свое заболевание. И не только признавать, но и ощущать свое бессилие перед страстью. Только после этого он может активно начать содействовать своему исцелению. Психолог – не волшебник. Идти против воли человека, нарушать его свободу, используя методы гипноза или другие методы, которые исцеляют против воли – это противоречит православной психологии.
Конечно, можно ему говорить о том, что алкоголизм – это медленное самоубийство. А православная Церковь сурово осуждает самоубийц. Но и этот аргумент вряд ли на него подействует, поскольку, как Вы написали, он свои запои считает «обычными грехами».
Если алкоголик не желает идти к психологу на прием, то в этом случае можно начать работать с близкими этого человека.
Существует понятие созависимости. Это когда люди зависят от пристрастий своих близких.
Можно определить состояние созависимости как особое психическое состояние, возникающее у близких и членов семьи человека зависимого (страстного). Страсти – это разного рода наши зависимости.
Приставка «со» в слове «созависимость» означает совместно с кем-то. Для со-зависимых создаются специальные группы, проводятся семинары. Очень многое может открыться на этих занятиях нового и полезного, что впоследствии приведет к выстраиванию здоровых отношений в семье и к исцелению от зависимости вашего близкого.
Мне, как психологу-психотерапевту, одно время пришлось работать с зависимостями на базе медицинского центра. И тогда выявилась такая особенность: среди тех, кто обращался за помощью (напоминаю – они обращались сами) было много кто «запивал» свои психологические травмы. Это нарушенные взаимоотношения с близкими, участие в боевых действиях, и пр. Зачастую в процессе работы мы выходили на проблемы экзистенциального уровня - утрату смысла жизни. Процесс психотерапии строится не на основании диагноза. Это уже вторично. В центре психотерапевтической работы стоит личность человека, со всеми его особенностями.
Но всегда надо помнить, что подверженность страсти – это духовное заболевание. Одними психологическими методами страсти не лечатся. Обычно в этом случае одна страсть просто сменяет другую. Однако, глубинной трансформации личности, того что мы называем исцелением - этого не происходит.
Оно возможно в лоне Церкви. Человек должен исповедоваться в этой своей страсти, причащаться. Процесс покаяния открывает возможности на пути духовной трансформации личности.
В результате этого процесса меняется очень многое, в том числе выстраивается христианское мировоззрение.
Марина Легостаева.
Общество православных психологов Санкт-Петербурга.
 
Мне кажется, что в данном случае психологу его православное мировоззрение может помочь только в том, что он может отвечать на те вопросы православного пьющего человека, на которые специалист не православный ответить не может. А в общем случае человек пьющий если не готов к диалогу о своем пьянстве, то его очень трудно сподвигнуть к этому. Поэтому нужно начинать борьбу за его трезвый образ жизни с себя. Нужно понять, что за страсть такая алкоголизм, почему человек не хочет увидеть и избавиться от этой пагубной страсти. Найти сообщество, где могут помочь в первую очередь родственникам. Ведь алкоголизм это болезнь всей семьи. И поэтому если часть семь начинает меняться, то, скорее всего, начнет меняться и пьющий человек. К сожалению не понятно где Вы проживаете и есть ли рядом с вами братства или общества трезвенников.
Теперь хотелось бы обратить Ваше внимание на его понятие о неизбежном, как Вы говорите "обычном" грехе. Очень интересно как воцерковленный человек относится к этому. То есть он считает, что повторяющийся раз за разом грех это нормально? И думать о том, как с ним справиться не нужно? Получается, что человек приходит на исповедь не с покаянием, а с констатацией факта – опять согрешил. Ведь момент покаяния должен быть предварен осмыслением того что с ним происходит и переменой своего поведения.
Мне кажется, если поставить перед ним эти вопросы он может и задумается. Хотя вероятность того что алкоголь победит и в этот раз достаточно велика. Но тут может помочь духовник, если он у него есть. Хотя, к сожалению, в таких ситуациях некоторые священники не понимают всей проблемы отношений человека с алкоголем. Им кажется, что попытки ограничить себя сработают.
Но есть грань, после которой человек выпивающий становится человеком пьющим. И тут "обычный" грех становится стратью. И поэтому все тяжелее пьющему человеку увидеть себя и понять что с ним.

С уважением, Кузьмин Андрей Викторович
Общество православных психологов Санкт-Петербурга
 
Сверху