Вряд ли человек, который не видит, что он имеет проблему, станет обращаться к психологу. Если он не считает себя алкоголиком, то у него и проблем нет.
Но они есть у близких ему людей.
По-настоящему, исцеление начинается только тогда, когда человек начинает признавать свое заболевание. И не только признавать, но и ощущать свое бессилие перед страстью. Только после этого он может активно начать содействовать своему исцелению. Психолог – не волшебник. Идти против воли человека, нарушать его свободу, используя методы гипноза или другие методы, которые исцеляют против воли – это противоречит православной психологии.
Конечно, можно ему говорить о том, что алкоголизм – это медленное самоубийство. А православная Церковь сурово осуждает самоубийц. Но и этот аргумент вряд ли на него подействует, поскольку, как Вы написали, он свои запои считает «обычными грехами».
Если алкоголик не желает идти к психологу на прием, то в этом случае можно начать работать с близкими этого человека.
Существует понятие созависимости. Это когда люди зависят от пристрастий своих близких.
Можно определить состояние созависимости как особое психическое состояние, возникающее у близких и членов семьи человека зависимого (страстного). Страсти – это разного рода наши зависимости.
Приставка «со» в слове «созависимость» означает совместно с кем-то. Для со-зависимых создаются специальные группы, проводятся семинары. Очень многое может открыться на этих занятиях нового и полезного, что впоследствии приведет к выстраиванию здоровых отношений в семье и к исцелению от зависимости вашего близкого.
Мне, как психологу-психотерапевту, одно время пришлось работать с зависимостями на базе медицинского центра. И тогда выявилась такая особенность: среди тех, кто обращался за помощью (напоминаю – они обращались сами) было много кто «запивал» свои психологические травмы. Это нарушенные взаимоотношения с близкими, участие в боевых действиях, и пр. Зачастую в процессе работы мы выходили на проблемы экзистенциального уровня - утрату смысла жизни. Процесс психотерапии строится не на основании диагноза. Это уже вторично. В центре психотерапевтической работы стоит личность человека, со всеми его особенностями.
Но всегда надо помнить, что подверженность страсти – это духовное заболевание. Одними психологическими методами страсти не лечатся. Обычно в этом случае одна страсть просто сменяет другую. Однако, глубинной трансформации личности, того что мы называем исцелением - этого не происходит.
Оно возможно в лоне Церкви. Человек должен исповедоваться в этой своей страсти, причащаться. Процесс покаяния открывает возможности на пути духовной трансформации личности.
В результате этого процесса меняется очень многое, в том числе выстраивается христианское мировоззрение.
Марина Легостаева.
Общество православных психологов Санкт-Петербурга.