Человеческая природа Христа

Интересующийся
Здравствуйте, Алексей Михайлович. Мои вопросы, вероятно, христологического порядка.

1) Поскольку Иисус Христос равночестен Отцу, Он должен обладать теми же божественными атрибутами, что и Безначальный, в частности вездесущностью. Как следует понимать это свойство применительно к человечности Сына? Рассуждая в привычных нам категориях, в пространственном плане всякий человек ограничен собственным телом. (Мы не в состоянии одновременно находиться в двух разных точках или взаимодействовать с двумя объектами, расположенными в разных местах.)

В 1 Кор.15:6 же сказано, что воскресший Христос «…явился более нежели пятистам братий в одно время…». Нужно ли это понимать так, что воплощенный Бог Сын способен физически, а не просто духовно, одновременно пребывать в бесконечном множестве мест материальной вселенной? Так же, как в Святых Дарах Он реально физически присутствует одновременно в тысячах храмах мира?

Дело в том, что множество христиан надеются на личное общение со Христом в пакибытии. Каким образом это будет осуществляться? Ведь даже общаясь с апостолами, Господь (в состоянии кенозиса) не мог одновременно взаимодействовать лично с каждым из них. Можно ли надеяться, что в Своем прославленном теле, в вечности, Христос непосредственно будет одновременно доступен каждому спасенному человеку, никого «не обделяя» Своим вниманием? Или богообщение в вечности будет носить духовный характер?



2) Воплощение Слова, согласно Символу веры, произошло «нас ради человек и нашего ради спасения». Это было вызвано необходимостью принесения совершенной Жертвы за грех человечества (смертью непорочного Агнца - Богочеловека) или еще чем-то? Почему, совершив искупление, Слово не «развоплотилось»? Останется ли Христос навеки вечные не только Богом, но и Человеком? Если да, значит, безначально-бесконечная вечность как бы «разделилась» на две эпохи: до воплощения Сына Божия и - после Его вочеловечения?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Виталий!

Христос - Совершенный Бог и Совершенный Человек. По Божескому естеству Он обладает всеми сущностными свойствами, которыми обладает Отец, обладает Святой Дух. Разумеется, как Бог, Христос обладает и свойством неизмеримости и вездеприсутствия. Однако как Человек Он обладает свойствами, характерными для ограниченной человеческой сущности. Что касается приведенного Вами свидетельства о явлении Христа одновременно более, чем 500-м братий, его следует понимать так, как это предполагает прямое толкование слов: намеков на то, что будто бы в это время Он находился в разных местах, цитата не даёт. Другое дело, что по святоотеческому толкованию допустимо рассматривать две версии явления: явился людям сыше, то есть с Небес, или явился, находясь на земле (в конкретном месте земли).

В каких именно формах будет осуществляться общение Христа с праведниками после Страшного Суда, нам обстоятельно не известно: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор.2:9). Между тем, обращаю ваше внимание, что верующие и сейчас могут зреть и даже вкушать неделимое Тело Христово, участвуя в Таинстве Евхаристии, находясь в разных точках Земного шара. Не все, что происходит в этом Таинстве, доступно нашему пониманию.

Что касается вопроса, "останется ли Христос навеки вечные не только Богом, но и Человеком?", скажу так: согласно Соборному определению, естества во Христе соединены неразлучно. Это значит, что Сын Божий вочеловечился навсегда. Почему навсегда, знает Он Сам. Во всяком случае в этом замысле обнаруживается, как Бог относится к человеку.

Благодарю за вопрос!
 
Интересующийся
Благодарю, Алексей Михайлович. Богочеловечество Христа, безусловно, великая тайна. Не знаю, что хуже: задаваться вопросами о Его природе или вообще не размышлять об этом… Очевидно, что Бог дал нам куда больше поводов спрашивать, нежели способностей находить истинный ответ. (Примечательно, что мысль, заключенная в тексте 1Кор.2:9, к которому практически все обращаются, подчеркивая тайну Грядущего, имеет продолжение в 1Кор.2:10. Но этот стих традиционно игнорируется)

Могли бы Вы уточнить, как Церковь объясняет взаимоотношение внутри Троицы в период кенозиса? Пребывая в человеческом Теле, с момента воплощения до дня воскресения, Бог - Слово продолжал править вселенной вместе с Отцом и Св. Духом или на 33 года вторая Ипостась Троицы в буквальном смысле «локализовалась» в Богочеловеке Иисусе?

Недоумение вызывает, в частности, Лк.23:43. Христос сказал разбойнику: «Сегодня (сэмэрон) со мной будешь в раю». Если понимать это непосредственно, то – «до исхода текущих суток»; хотя, как известно, Господь после смерти сошел в ад. Что же Иисус подразумевает под раем – рай небесный или «лоно Авраамово»? Если рай небесный, то быть там с разбойником уже «сегодня» мог только Слово-Бог, «неотлучно» пребывающий везде и во всем.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Виталий!

Что касается вашего вопроса об уместности размышления о природе Христа, замечу: Божественная природа Христа (она же - природа Отца и Святого Духа), как таковая, для нас не постижима. Тем не менее мы вправе размышлять о её свойствах, о формах проявления этих свойств в мире (но размышлять, не переходя за рамки благочестия). Вправе мы размышлять и о человеческом естестве, заключенном в Ипостаси Сына Божия, опять же, не нарушая установленных (признаваемых) Церковью границ.

По поводу вопроса о взаимоотношениях Лиц Пресвятой Троицы "в период кенозиса", скажу: Бог неизменяем. Неизменяемость - одно из свойств Божеской сущности. Исходя из учения о Божественных свойствах необходимо выводится заключение, что и до сотворения мира, и после, и в период осуществления Богом Домостроительства Спасения, Бог (по Своей Божественной природе) всегда оставался тождественным Самому Себе. См. об этом подробнее в статьях: Догмат о Пресвятой Троице , Сколько у Бога свойств? .

Благодарю за вопрос!
 
Сверху