Чего можно мирянам и что не надо из православной практики?

г. Москва
Православный христианин
Добрый день!
Очень полезными оказались Ваши ответы на мои вопросы. Старательно борюсь с ленью. И есть результаты! Очень Вам благодарна за Ваши ответы, не только лично мне, но и прочитанные мной написанные Вами другим людям на форуме!
Борюсь с ленью, мне 43 года не работаю, домохозяйка. ( на работу не собираюсь устраиваться, но я немного занята в работе мужа). Таким образом коренным образом менять жизнь не собираюсь. к тому же очень довольна своей жизнью. Созрел такой вопрос. Я же не монахиня! Мне надо знать грань что можно мирянам, а что не рекомендуется, к тому же я замужем, дом, семья, и жесткая дисциплина даже наверное будет вредна, более чем окажет пользу! Где эта грань? Рекомендована ли книга Невидимая брань Никодима Святогорца, творения Феофана Затворника? Некоторых людей на их прочтение не благословляли священники, мне рассказывали. Мне эти книги оказывали пользу, но может я не права? Что из творений святых отцов не рекомендуется мирянам? Где можно давать себе послабление, а где нельзя? Как не перегнуть палку, что бы не было параноидальной мысли о Начале новой жизни выше моего "ресурса"? Как найти свою норму "нагрузки"?
 
Последнее редактирование модератором:
Дорогая Наталия!
Слава Богу, что вы оставили иллюзии о пути к спасению через монашество. При вашем хроническом заболевании этот максималистский путь вам абсолютно противопоказан. В то же время постоянное стремление к духовному совершенству — необходимое (но недостаточное!) качество любого христианина. В душеполезной книге Никодима Святогорца «Невидимая брань» этот тернистый путь детально обозначен и подробно разобран. Но насколько она будет полезна именно вам, женщине средних лет с болезненно искаженным шизофреническим восприятием реальности? По словам самого Никодима Святогорца, этой книгой «всякий человек, желающий спасения, научается, как побеждать невидимых врагов своих, чтоб стяжать сокровища истинных и божественных добродетелей, и за то получить нетленный венец и залог вечный, который есть единение с Богом и в нынешнем веке и в будущем». Книга не только подробнейшим образом рассказывает о кознях бесовских, об их лукавствах и способах нападения на нас, но и учит тому, как распознавать эти нападения и противоборствовать им. Но адресована книга в первую очередь духовно трезвым людям со здоровой психикой, а для шизофренического типа психики может на этой почве развиться бред овладения (одержимости), связанный с ощущением отчуждения собственных мыслей, чувств и действий, когда больному начинает казаться, что им кто-то управляет, в основном «бесы», колдуны и т.п.
И второе, о чём, считаю необходимым предупредить вас – благословенное стремление к христианскому совершенству для душевно нездорового человека может перерасти в такое явление невротического характера, которое называется «перфекционизм». Господь Иисус Христос для нас - недостижимый идеал святости, и Его стопроцентного совершенства достичь никому не удается, хотя все должны стремиться к Нему, и даже падая, вставать и вновь идти к Богу. Однако у перфекционистов сильный страх неудачи является психическим отклонением (атихифобией), а любое падение в духовной жизни приравнивается к катастрофе. Так во внешних проявлениях женщины-перфекционистки никогда не «соскакивают» с постов, не пропускают церковных богослужений, не ленятся каждый день вычитывать до йоты положенные молитвословия. Конечно, для этого требуется колоссальное количество энергии и душевных сил. Усугубляется ситуация тем, что личности, фанатично одержимые идеей «самосовершенствования», как правило, непримиримы как к собственным, так и чужим ошибкам и недостаткам. Они постоянно разочаровываются в людях, а потом и в жизни. Все это, в конечном итоге, приводит к проблемах в семье, в межличностных отношениях, к постоянному недовольству собой, а порой и к неврозам. Конечно, стремление к совершенству – благородная черта, она благодатно воздействует на нас, на нашу душу и нашу работу. А когда результата часто нет – горькая мысль о невозможности совершенства мешает начать делать хоть что-нибудь. Остаётся только бесконечное возбуждение, идущее от низкой самооценки, порожденной высокой тревогой. Поэтому, дорогая Наталия, не завышайте себе планку, не фанатейте - живите обычной жизнью благочестивой домохозяйки, верной супруги и доброй матери. Для христианина важно найти золотую середину: когда, с одной стороны, мы стремимся к духовному совершенству, а с другой – обязательно приходим к смиренномудрому пониманию, что никогда совершенными не будем.
 
Сверху