Дорогой Андрей!
Преподобный
Макарий Оптинский словно для вас писал:
«Вижу, что вы читаете книги святых учителей; но писание есть лес, в котором без искусного путеводителя можно заблудиться и быть в опасности; что многие и пострадали по своей самонадеянности: кто принимается за высокое жительство и ищет в себе духовных видений и наслаждений, на того находит гнев Божий, за то, что, не исцелив прежде страстную часть души "деланием терпения досады креста, возмечтал в уме славу креста" (Исаак Сирин, Сл.2); пишет тот же св. Исаак Сирин: "прежде даже не внидеши во град смирения, да не поверуеши, яко почил еси от страстей; подсаду убо некую готовит тебе сопротивный, но по покои оном многа стужения имети будеши" (Сл. 74). Вы, читая оные святые книги, не беритесь за высокое жительство или за умную молитву, но держитесь более животворных заповедей Христовых и, зря высоту их и свое недостоинство, погружайте мысль свою во глубине смирения, на которое призрит Господь...»
Да, обожение – это всегда дар Бога. Оно недостижимо одними только человеческими усилиями. И чтобы человеку получить этот великий дар, ему необходимо ревностно подвизаться в борьбе с грехом и в стяжании добродетелей, в покаянии, молитве, смирении, трезвении, воздержании, любви Архимандрит Георгий (Капсанис) так говорит об этом: «…нам надо помнить, что это дар Божий, а не то, чего можно добиться одним своим усилием. Естественно, необходимо наше желание, наше борение и готовность, чтобы принять и с ревностью сохранить это удивительное дарование, ибо Бог ничего не хочет делать без нашего согласия. И всё же, дар остаётся даром. Вот почему святые отцы говорят, что мы «испытываем» обожение, в то время как Бог «соделывает» его в нас».
Однако существуют необходимые «предпосылки», которые ставят человека на путь обожения. Первейшее условие для обожения, согласно святоотеческой традиции это –
смирение. Невозможно встать на путь обожения, принять божественную Благодать, сделаться другом Божиим без святого смирения. Даже для того, чтобы просто осознать, что смыслом жизни является ни что иное как обожение, нужна известная доля смирения. А как иначе увидеть свою жизненную цель вне нас самих – не в себе, а в Боге? ...Смирение окажется необходимым и для того, чтобы увидеть, что мы больны, повреждены страстями и слабостями.
Далее Отцы отмечают, что обожение имеет свои ступени, от самых начальных и до самых высоких. Научившись смирению, мы начинаем труд по практическому исполнению Христовых Заповедей в нашей повседневной жизни, с покаянием и великим терпением, ради очищения от страстей - это первая ступень к обожению, именуемая
деланием. Это – аскетическое руководство, начало пути. Святые отцы разработали глубочайшее и точнейшее учение об устроении души и человеческих страстях, и о том, как их преодолевать. Подробно вы самостоятельно можете ознакомиться с деталями аскетического учения - краткая же идея аскетики заключается в том, что если три силы души – умная, раздражительная и желательная - не будут очищены, то человек не сможет вместить в себя благодать Божию, а следовательно не сможет быть обожен. Умная сила очищается трезвением, которое есть непрестанное внимание к своему уму и рассуждение помыслов, т.е. отсекание мыслей и чувств, внушаемых врагом, и взращивание других, приходящих от Бога. Раздражительную силу врачует любовь. И, наконец, сила желания очищается воздержанием. Для очищения и освящения всех их служит молитва.
И следующее условие обожения говорит, что Христос вселяется в человеческое сердце через ц
ерковные таинства – святое крещение, миропомазание, исповедь, Божественную евхаристию. Те, кто Христовы, носят в себе Бога и имеют в сердцах своих Его Благодать, будучи крещены и приступая к исповеди и святому причащению».
Святые отцы утверждают, что обожение возможно для человека потому, что он изначально создан по образу и подобию Божию. Обожение – это то состояние, ради которого Бог и сотворил человека Зная, что человек призван стяжать высокий дар обожения, христианину, тем не менее, надо стремиться не к высоким духовным состояниям, а к исполнению заповедей, покаянию, смиренной молитве, зрению своих грехов и к борьбе с ними. Бог даёт Свои дары не тогда, когда ждёт человек, а только по мере стяжания христианином смирения, когда он готов принять дар благодати без вреда для своего духовного устроения, то есть смиренно. Святые отцы учат, что благодать приходит тайно, неощутительно для человека. Тот же, кто ищет высоких и утешительных состояний, неизбежно бывает обманут бесами и впадает в прелесть. Или, подобно вам – в отчаяние.
Но не подавайтесь сомнениям - по учению святых отцов обожение возможно для человека благодаря нетварным Божиим энергиям. Да, сущность Божия неприступна и невыносима для человека, но энергии Божии божественны, хотя они и не сущность Его. Если бы эти энергии не были божественны, нетварны, то они не были бы способны дать нам обожение, соединить с Богом. Душа человека – это сотворённый Богом дух, подобный по природе ангелам, ограниченный пространством и временем и отнюдь не являющийся частью Божества. Человек может достигнуть обожения во Христе Иисусе и стать богом по благодати. Обожение возможно для него по причастию Божественного озарения, благодати, а не путём претворения в Божию Сущность. Душа - создание, и нет никакого подобия между её естеством и естеством, сущностью Бога. Обожение – это приобщение Божией благодати, а не изменение естества человека, и богом человек может стать не по естеству, а по благодати, «по усыновлению».
И резюмируя все, чтобы укрепить вас в возможности обожения, процитирую выписку из письма Священного Кинота Святой Горы Афон от 25 мая 2016 года:
«Необходимым условием для этого служат личное совершенство, общение с Богом и Его откровение, которые возможны только в лоне Церкви. Аскетический подвиг в своей совокупности осуществляется только по благодати Божией, а не в независимости от нее (т.е. путем применения различных техник, встречающихся в различных древних и современных мистических течениях или независимым развитием человеческого мышления и знания). Бог не остается недоступным для человека, но, благодаря Своим нетварным энергиям, вступает в непосредственную с ним связь и личное общение. Таким образом, человек становится причастником божественной жизни и богом по благодати. Энергия Божия не есть какая-то неопределенная сила или сверхсила: это Живой, Личный Бог в Троице, Который для человека становится доступным и причастным, Он входит в его историю и жизнь, чтобы сей стал «причастником божеского естества», нося в себе «образ Божий», и через аскезу, добродетельную жизнь и бесстрастие следуя по пути достижения «подобия». Этим боготворящим путем, описанным выше, в сердце человека входит мир Христов, «мир свыше».
Желаю вам такого боготворящего пути!