Читаем: "И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня..."
(Быт.3:8). - Это, словосочетание "во время прохлады дня", по мнению свят. Филарета, указывает на постоянство отношений, между Богом и первозданным человечеством. С другой стороны, надо осознавать, что Бог не объект созерцания, или визуального рассматривания, но причина всяческого блага, только приближение к Которому уже есть, высочайшее благо. Ибо Он созерцается сердцем, но не плотскими очами, или иными визуальными средствами.
"Послушай же, что следует далее: "Блаженны чистые сердцем", то есть те, кто чисты сердцем, "ибо они Бога узрят". Это - предел нашей любви. Предел, при котором мы достигаем совершенства, а не уничтожаемся. Пища имеет предел, одежда имеет предел: пища - потому что уничтожается во время еды, а одежда - потому что совершенствуется, когда ткется. Предел имеет и то, и другое: но один ведет к уничтожению, а другой - к совершенству. Что бы мы ни делали, как бы хорошо ни поступали, к чему бы ни стремились, чем бы похвальным ни возгорались, что бы безупречное ни жаждали, но после того, как пришли к созерцанию Бога, нам не требуется большего. Ибо что еще искать тому, в ком присутствует Бог? Или что будет достаточно тому, кому недостаточно Бога? Мы желаем узреть Бога, мы стремимся узреть Бога, мы горим желанием узреть Бога. А кто нет? Но заметь, что сказано: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Готовь то, чем ты узришь [Его]. Или, обращаясь к телесным образам, как ты хочешь [увидеть] восход солнца воспаленными очами? Если очи здоровы, этот свет будет наслаждением, а если нездоровы, то этот свет будет мучением. Ибо тебе не позволено созерцать нечистым сердцем то, что созерцается только чистым сердцем" (Августин Иппонский, Проповеди).