Дорогая Екатерина!
Многим людям, особенно подросткам в наше время, приходится сталкиваться с оскорблениями, травлей и унижением одного человека группой других. Официальное название этого явления - буллинг. Проявляется в любых группах, коллективах и компаниях. Почему же семинария должна быть исключением? Почитайте «Очерках бурсы» Помяловского с описанием быта дореволюционного духовного училища, где «буллинг» был самым обычным делом. Неудивительно, что немалое число богоборцев вышло именно из стен семинарий… Что ж, человеческие пороки универсальны: вследствие первородного греха люди более склонны слепо катиться вниз ко дну преисподней , чем с великими ограничениями и усилиями восходить к Небесам. Поэтому не удивляйтесь, что среди ваших соратников по поиску небесного блаженства будет и впредь немало таких, кто принимает христианство в лучшем случае, как оригинальную философскую теорию, либо, что чаще, как средство безбедного материального существования, не погружаясь полностью в него, как в трудную жизнь Церкви. В жизни наверняка вам встретятся наивные и чистые, верящие в реальность Божией Любви между людьми; будут на пути и притворщики, циники, сатиры, умеющие религиозной условностью пользоваться, как соусом для вкусного блюда. И будут очень немногие, которые, ищут пути к безгрешному сближению с Богом, полагая жить в вечности, как святые праотцы до грехопадения.
Да, буллинг приводит к тому, что оскорблённый человек теряет уверенность в себе, и не может избавиться от злых наветов, унижений и пакостей. Он способен уничтожить желание человека жить дальше, а последствия буллинга могут терзать через много лет после того, как обидчики и думать забудут о происшедшем. Понимаю ваше холодное отчаяние: где же широкая, благородная и благочестивая христианская душа? Не все же люди вокруг себялюбивы и грубы, не все они, походя, оскорбляют друг друга грязной бранью? Тут включаются порочные и бессердечные законы психологии толпы, когда мы так легко поддаёмся внешним давлениям, быстро и неузнаваемо искажающим наше самосознание. По-видимому из-за зашкаливающей религиозности, природной интраверсии и личных странностей вы стали «белой вороной» в семинарском социуме.
Но, пожалуйста, не отчаивайтесь, вы очень молоды - у вас всё впереди, а в этом неофитском искушении вам предпослан необходимый жизненный опыт, чтобы научились отличать внешнее от внутреннего, условное от безусловного. Вспомните святоотеческое наставление:
«Если увидишь юношу, восходящего на небо по своей воле, схвати его за ногу и стяни вниз». Может, дорогая Екатерина, таким силовым действием сверстники вас возвращают на землю?
Нет ли в вашей вере в Бога фарисейской лжи и книжного лицемерия - ведь Любовь к Богу испытывается на любви к ближнему: «
Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити»(1 Ин 4, 20).
«Любяй брата своего во свете пребывает» (1 Ин 2, 10). Без любви к ближнему нет любви к Богу!
«Не отворачивай нос от других, не лицемерь перед ними, но люби их; смири свое «я» (смирение и любовь выше дара умной молитвы), исполни заповедь: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Мф 22, 39). Нужно просто меньше о себе думать, но больше - о других, являя тем самым любовь к ним.
И мне ещё думается, что зачатки любви к ближнему зачахли у вас под изнуряющим суховеем скрытой самоагрессии - вспомните ваше граничащее с садизмом отношение к собаке. Признайтесь, как на Духу - насколько часто в вечерних молитвах вы желаете жестокого отмщения вашим обидчикам, злострастно мечтая об их унижении? А как же тогда понимать -
«Никому не воздавайте злом за зло, а делайте только доброе перед всеми людьми. Если возможно с вашей стороны, живите в мире со всеми. Друзья мои, не мстите за себя, лучше оставьте место для гнева Божьего, ведь Господь говорит в Писании: Предоставьте месть Мне, Я воздам».
(Рим.12:17-21)
Вы ещё так молоды - так повернитесь же навстречу другим проявлениям любви: к родителям, друзьям, своему ремеслу, ко всему, что греет сердце… Уходите от соблазна, вплоть до смены места учёбы и учителя - после буллинга вам ещё нужно восстановить духовное равновесие. Имейте в виду, что только личный конфликт может быть разрешён самостоятельно покаянием конфликтующих сторон. При групповом же буллинге единственный путь – вмешательство извне, поэтому изложите без лишних эмоций сложившуюся ситуацию инспектору семинарии. Если он не формально назначенный церковный чиновник, то должен знать, что
христиане призваны любить других и заботиться о более слабых, а не запугивать или манипулировать людьми (Иак.1:27; 1 Иоан. 3:17-18; Гал. 6:9-10).
И все же повторю, что самое главное для вас - научиться любоваться человеком, как самым красивым и чудным Божьим явлением на планете нашей. Без этого вы, может быть будете работать неплохим ремесленником, но никогда не станете Божьим иконописцем!
А для начала выгляните из себя - и вам покажется такое, чего никак не заметишь, когда только свою персону считаешь человеком, а других просто мелкими негодяями и пакостниками. Очень-очень много духовных сил нужно будет вам приложить, чтобы освободить душу от всей мерзости и лжи нашей жизни, и чутким сердцем заключить в любящие объятья всех заблудших, злословящих и поносящих вас, выражая восхищённым воображением иконописца истинную красоту мира Божьего!