Брак с неверующим

Здравствуйте,
я хочу креститься в православную веру, молодой человек крещеный в детстве, но неверующий. Вообще хороший, добрый молодой человек, очень по-христиански себя ведет, если можно так выразиться, особенно на моем фоне :). Жили вместе. Совесть мучала меня время от времени (что ж так редко!) - так не надо больше жить. Либо жениться, либо разбежаться. Вот я и думаю. Мне мешать не будет - понимающий. А вот насчет детей не могу с ним договориться. Предлагает либо учить их абстрактному добру, вырастут - сами с религией определятся. Либо, если я знакомлю их с православием, то и он свою (неверующую) точку зрения выскажет, если спросят. Ставить ультиматум - либо воспитываем православными, либо до свидания - я не могу, потому что не понимаю его необходимости. Если пойму, обязательно поставлю :) Скажите, пожалуйста, встречались ли Вам примеры счастливых браков верующих с неверующими? Мне важно оценить свои силы - потяну ли я духовное одиночество, переживания за детей. Молодой человек изо всех сил просит остаться, переживает тоже. Я понимаю, что решение принимать мне, я просто буду очень рада комментариям, в одного думать тяжеловато :) Спасибо за возможность спросить и время, уделенное моему письму.
 
Спасибо большое! Думаю, нашла ответы на некоторые свои вопросы, очень рада! :) Извините, что не поискала сразу внимательно на сайте.
 
Милая Маша Ф.
Спасибо за вопрос. Я представляю, что в любом случае в Амстердаме Вы вряд ли найдете православного мужа:)
Нужно смотреть, заботлив ли этот человек? Слушает ли Вас, уважает ли Ваше мнение. Если да - Бог в помощь, идите под венец. В отношении детей позволю себе привести выдержку из нашей (с женой) книги "Воспитание ребенка в христианской вере". Надеюсь, Вы ее читали, если нет, почитайте, не пожалеете:


Если один из супругов – неверующий...
Отец Константин: Конечно, хорошо говорить о воспитании в духе христианского мировоззрения, если в семье мир и взаимопонимание в столь важном вопросе, как вера. Все по-другому, если один из супругов в Бога не верит или не ходит в церковь. Если бы речь шла только о посещении церкви, то еще ничего, но ведь вера – это мировоззрение, которое пронизывает все стороны жизни человека. Притом мировоззрение, требующее от человека усилий в его повседневной жизни. И ребенок оказывается перед выбором, что принимать: более легкую позицию неверующего или требующую труда позицию верующего? Но нельзя сказать, что свободный выбор тут вполне подходящее понятие. Ребенок, по естественному свойству человеческой натуры, скорее всего, будет тянуться к легкому.
Нужно ли настаивать в такой ситуации на приобщении ребенка к Церкви или, как мать блаженного Августина, принципиально оставить эту область на усмотрение ребенка, когда он вырастет? Думаю, что приобщать ребенка к вере с детства нужно. Чтобы у ребенка был именно свободный выбор, он должен быть знаком и с жизнью верующего человека достаточно глубоко. Первостепенную роль, конечно, играет пример верующего родителя, то, как он через себя представляет ребенку христианство. Но и проникновение в церковную жизнь, свой опыт жизни в Церкви тоже очень важен.

Самый плохой вариант – когда один из супругов не просто не ходит в Церковь, а настроен по отношению к ней агрессивно. Тогда на этой почве постоянно происходят откровенные или неявные сражения между супругами, а ребенку неверующий родитель всячески мешает знакомиться с церковной жизнью.

Что конкретно я могу предложить верующей супружеской половине в отношении приобщения к вере детей? (Неверующим может быть любой из супругов, как папа, так и мама, но для примера я возьму более распространенную ситуацию: неверующего отца.)

1. Супруги должны серьезно договориться о том, что никаких насмешек над верой допускаться в семье не будет. Никогда папа не должен иронизировать над тем, что мама постится, крестится, ходит в храм. Верующие же не смеются над неверующими, не называют их «тупыми безбожниками», хотя Священное Писание дает нам такие основания – «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 1).
В любой семье должно быть взаимоуважение и доброжелательность. Мириться с хамством нельзя.

2. Папа не должен препятствовать маме водить детей в храм. Самая лучшая и вернейшая форма посещение храма - раз в неделю. Мы говорили, что, если у мамы маленькие дети, не обязательно приходить на всю Литургию, можно прийти к Евхаристическому канону (к Херувимской). Причастившись, можно не оставаться на проповедь, молебны, а идти домой. То есть, аргументы папы, что «в единственный день, когда он может побыть с детьми, жена его лишает общения с ними…» не работают. Мама «лишает» папу максимум на 2 часа (дорога в храм и время, проведенное в храме) общения. И может пообещать папе, что он по возвращении детей из храма может провести с ними все оставшееся время. (Понятно, что ссылка на нехватку времени для общения с детьми – просто удобный аргумент. Пообещав папе дать возможность провести весь оставшийся день с детьми, посмотрите на выражение его лица.)

3. Если папа имеет четкую атеистическую позицию (чрезвычайно редкая ситуация), мама должна обсудить с ним, что никаких насмешек над верой он себе не позволит. (Еще раз повторю, что мы ведь не смеемся над неверующими, не унижаем их неверие, могут и они держать себя в рамках уважительного поведения.) Но если папа хочет, он может с детьми проводить беседы, в которых будет рассказывать о материалистической модели мира.
Едва ли папа будет это делать, но, если и соберется (не на словах, а на деле), надо проконтролировать, чтобы в этих беседах не было насмешек над верой. Пусть папа рассказывает об устройстве мира с точки зрения науки, это ребенку будет только полезно. Мама-христианка должна понимать, что научная картина мира никак не может опровергать веру, основание нашей веры лежит в другой плоскости, не в сфере физико-химических законов и астрономических парадигм. Христианская религия не отрицает научных достижений, напротив, рассматривает мир как великую книгу Откровения, в которой написано о Могуществе и Величии Бога. (Любому христианину следует помнить прекрасные слова М. Ломоносова из его статьи «Явление Венеры на Солнце»: «Творец дал нам две Книги: первая Книга – это Природа, и в ней Он отразил Свое Величество, вторая Книга – Библия, в ней Он выразил Свою волю».)

4. Хотя дальнейшие мои советы выходят за рамки нашей темы, не могу не сказать, что пример доброжелательной жены-христианки, не скандальной, мудрой, любящей… лучше всего «работает» в направлении того, чтобы и супруг христианки стал терпимо относиться к вере.
Почти десять лет назад я принял участие в подготовке небольшой книжечки с характерным названием: «Как жить с неверующим супругом?» Книга состояла из грустных свидетельств христиан, вторая супружеская половина которых была неверующей. Я давал какие-то советы, разбирал позиции супругов. И вот прошли годы, и я, зная авторов писем, вошедших в книгу, наблюдал жизнь их семей. И я был приятно удивлен, когда с годами сначала один, потом другой неверующий супруг становились верующими. Спустя десять лет почти во всех семьях, откуда писались письма: «что делать?.. как жить?» установилась благодать и мир. Но не просто так все это далось, а благодаря мудрой позиции христианской супружеской половинки.



И если что - пишите!
Ваш прот. К.
 
Сверху