Богородица и страдания Христа

Православный христианин
Здравствуйте, отец Герман.

Давно не дает покоя следующий вопрос. Лично для меня в Евангелии есть эпизод, еще более страшный, чем слова Христа, о том, что если кто не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. А это наверно самое страшное место в Новом Завете.

Эпизод, о том, что Матерь Христа Мария пошла с ним до самой его Крестной смерти, сопровождая Его с момента ареста. Понятно, что материнское сердце не может оставить свое дитя ни в какой момент его жизни, но неужели так было необходимо разрывать свое сердце, и испить эту чашу до конца. Своим присутствием Она облегчала мучения Спасителя?
Но, тогда насколько горше и тяжелее принимать свой конец, видя как страдает твоя мама?
Да, безусловно это смиренное выполнение воли Бога, выбравшего Ее, как Матерь Спасителя мира. Но, ведь стоило Христу сказать слово, попросить уйти, она бы безропотно повиновалась бы. Неужели единственным для Нее утешением были слова: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

Конечно, к этому эпизоду можно отнести иконографический образ и слова канона "Не рыдай Мене, Мати", но ведь он все таки повествует уже о нахождении Христа во гробе.

Буду очень благодарен, если поясните этот эпизод.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Простите, но на Ваши вопросы у меня нет ответов. Рассматривая тот или иной эпизод мы пытаемся посмотреть на события глазами их участников. Я могу представить себя на месте, например, св. Иоанна Богослова и представить, что он мог чувствовать в те минуты. но посмотреть глазами Богородицы или Самого Спасителя - не могу. Просто не представить, что мог думать или ощущать Христос, будучи одновременно и человеком и Богом, мозги, грубо говоря, заворачиваются.
Насколько мне известно, восточные отцы не оставили подробных комментариев на этот момент священной истории с позиции психологии. Что же касается западных авторов, то там эта тема намного более проработана. Более того, некоторые современные католические богословы приходят к выводу, о том, что переживаемые Марией страдания имели принципиальное значение в искуплении человечества, а Богородицу надо воспринимать как "соискупительницу". Однако такой взгляд вызывает критику и среди православных, и протестантов, и, даже, других, более ортодоксальных католиков (подробнее ознакомиться с этой темой можно вот тут http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-ent...bogorodicy-v-pravoslavnom-bogosluzhenii.2012/)
 
Сверху