Близкие люди и ересь

Москва
Православный христианин
Здравствуйте, батюшка!
Мы с друзьями росли в советское атеистическое время и в своем духовном поиске куда нас только ни бросало. Сейчас я воцерковлена, регулярно хожу на службу, исповедь, причастие. А дорогие мне люди, с которыми долгие годы дружили семьями, пуды соли вместе съели, не видят противоречия между своим крещением в Православие и своим увлечением восточными духовными практиками, оккультизмом, считают себя православными христианами.

Вопрос: Требует ли наша вера, чтобы я считала их еретиками или прекратила с ними общение?

Мои попытки им что-то объяснить ни к чему не приводят. Я молюсь за них.
И они остаются друзьями, дорогими мне людьми, находящимися в заблуждении.
Грех ли это продолжение дружбы?
 
Москва
Православный христианин
По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит.3:10). «После первого и второго», — то есть, необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес.3:14-15). Так же ап. Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор.2:6). Предварительно предав его тело «…сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор.5:5). Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.3:15). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного. Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин.1:10-11). Ап. Иуда призывал гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд.1:23). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «…поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд.1:18). Но и весь строгий тон послания ап. Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» (Иуд.1:22).
 
Москва
Православный христианин
Спасибо, отец Олег. Более сложного решения мне в жизни принимать не приходилось.
И есть немало опасений, как оценить мой собственный вклад во всю эту историю. И если я не все вижу, значит, я не во всем покаялась...
Отец Олег, могу ли я поговорить я Вами лично?
 
Москва
Православный христианин
Спасибо, отец Олег. Я приеду в ближайшее воскресенье... Если будем живы и Господь позволит.
 
Москва
Православный христианин
Но! Нельзя забывать и о другом!
Об Иисусе Навине сказано в Писании: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?» (Нав.5,13).​
Этот вопрос очень актуален для каждого верующего человека. Когда мы сталкиваемся с любым человеком, прежде всего мы должны установить «наш ли» он или «из неприятелей наших?» Наш — это значит православный. Блаженный Иероним учил: «Писание повелевает повиноваться родителям; но кто любит их более, чем Христа, погубляет душу свою. Враг держит меч, чтобы поразить меня; я ли буду думать о слезах матери? Оставлю ли я для отца воинство Христово, тогда как ради Христа я не обязан даже похоронить его, хотя и обязан погребать всех ради Христа?.. «Мать Моя и братия Мои те суть, которые творят волю Отца Моего небесного» (Лк.8,21; Мф.12,49). Если они веруют во Христа, они будут благосклонно смотреть на мои намерения подвизаться во имя Его. Если не веруют, то пусть мертвые погребут своих мертвецов (Мф.8,23)». (Блаж. Иероним, Творения, ч. 1-я, изд. 2, Киев 1893 г., письмо 14, к монаху Илиодору, стр. 33). Он же писал: «…Итак, не должно следовать заблуждению ни отцов, ни предков, а должно следовать авторитету Писания и повелению Бога вразумляющего» (ч. 6-я, изд. 1880 г., толк. На прор. Иеремию, гл. 9, стр. 276). Апостол любви Иоанн Богослов наставлял верующих: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин.1,10). Апостол Иуда говорил: «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд.1,23). Апостол Павел, призывая верующих к целомудрию веры, говорил о нечестивых: «с таким даже и не есть вместе» (1Кор.5,11). Конечно, печально, если неверными являются и наши ближайшие родственники. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы попытаться обратить их в святую веру. Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5,8). Св. Иоанн Златоуст учил: «Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, доколе и отец и сын и брат, и кто бы то ни был, для нас еще не истинный сродник наш, так как он отделен от сродства горнего. Да и какая польза быть соединенными родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на небесах?» (Иоанн Златоуст, беседы на Евангелие от Иоанна, ч. 1-я, изд. 1862 г., беседа 25, стр. 294.).​
 
Последнее редактирование модератором:
г. Ижевск
Православный христианин
Отец Олег простите, можно я вас спрошу по теме:

У нас на работе есть женщина ей 58 лет.
Иной раз она пытается завести разговор про Бога, веру и т.п.
Один раз у нас разговор зашел, на тему: что Заповеди Божии нужно стараться соблюдать. А мне человек говорит: Кто Библию написал? И сам же отвечает: люди. И закон люди придумали. Я ей ответила, что Библию написали люди Божии, движимые Духом Святым. Закон дан Богом через пророка Моисея. На что мне сказали: ты в это веришь? Я ответила: Да.
Мне этот человек ответил: Катя я тебя умоляю. Где это написано? Ты же сама не видела как Библию писали. Она дошла до нас в искаженном виде. Отец Олег все мои попытки доказать обратное, не увенчались успехом. т.к человек просто нехотел ничего слушать. И что хуже всего, она мне сказала: когда душа моя разлучиться с телом, я устрою дебаты с Богом. Мы там с ним поговорим по душам и я выясню, что к чему.
Потом когда она пришла и завела разговор, такого толка, я говорю ей, поговорите с Батюшкой, он вам ответит на все ваши вопросы. На что получила ответ: А зачем мне разговаривать с Батюшкой? для меня они не авторитет. Они все придумали....
Я сказала: почитайте книжку, и даже ей принесла толкование Евангелия Св. Феофилакта Болгарского. Человек прочитал и сказал мне: я не согласна.
Ее просто видимо забавляют разговоры в данном духе. Она мне сказала, я верю в то что Бог существует, но не верю попам.
И как быть с таким человеком? От религиозных тем я стараюсь уклоняться в беседах с ней. Но она бывает настойчивой, ее видимо забавляет то, что она делает.
 
Москва
Православный христианин
Нигде не сказано, что всем подряд и без разбора надо рассказывать о нашей вере.
Но, напротив, сказано: "В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете... А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших" (Мф.10:11,14).
"Апостолы, входя в новый город, не могли знать, кто в нем каков. Поэтому следовало выбирать хозяина [дома] по молве о нем в народе и мнению соседей, чтобы достоинство проповеди не было опорочено дурной славой принимающего" (Иероним Стридонский, Комментарий на Евангелие от Матфея).

И еще: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф.7:6).
«Не давайте святыни псам», потому что даже если ее (т.е. нашу Святую Веру - О.С.) и нельзя растерзать и истребить и она остается целой и невредимой, следует принять во внимание тех, кто решительно и самым враждебным образом противодействует этому и, насколько в их власти, если бы можно было, пытается уничтожить истину. Свиньи же, хотя и не нападают, как собаки, кусая, однако оскверняют, вытаптывая все вокруг. Поэтому «не бросайте», сказано, «жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Таким образом, я считаю, что мы вполне справедливо назвали псами тех, кто нападает на истину, а свиньями тех, кто пренебрегает ею… Ведь и псы, и свиньи - нечистые животные. Поэтому следует остерегаться, чтобы не открыть ничего тому, кто не способен вместить. Лучше пусть он ищет то, что скрыто (т.е. ищет сам - О.С.), чем преследует или пренебрегает тем, что открыто (т.е. открыто было ему предложено, и он сам не принял - О.С.). И не нашлось другой причины, почему они не воспринимают то, что очевидно и важно (т. е. Святое Евангелие – О.С.), кроме ненависти и презрения, из-за которых одни названы псами, а другие свиньями» (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху