О правомочности применения оружия и военной хитрости:
Господь сказал: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут»
(Мф. 26, 52). Но эти слова, особенно во второй своей части: «взявшие меч, мечом погибнут» являются интерпретацией уже известных нам слов: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека»
(Быт. 9, 6).
Блаженный Августин обращает внимание именно на слова: «взявшие меч», воспринимая этих первых как агрессоров, заслуживших адекватный ответ: «мечом погибнут». Именно так и понимал эти евангельские слова святой благоверный князь Александр Невский, перефразировав их следующим образом: «Кто на Русь с мечом пойдет, от меча и погибнет».
В понимании Августина обращение за помощью к мечу по приказу государя или лиц, от него назначенных, означает не «взять меч», а именно использовать его по праву власти, о чем выше мы уже прочитали: «ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые»
(Рим. 13, 6).
Некоторые, возражая против применения оружия, приводят известные слова: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»
(Мф. 5, 39). Или: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»
(Рим. 12, 19).
По мнению Августина, подобные наставления имеют глубоко личный характер и касаются проступков, совершаемых лично против нас самих и не имеющих общественного значения. Святитель Филарет (Дроздов) выразил суть этих наставлений Христа словами: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь».
Блаженный Августин учит, что «с теми, кого нам надлежит с благожелательной строгостью наказывать, приходиться часто и многообразно обходиться против их воли. Ведь когда мы очищаем человека от беззаконий греха, ему благо быть побежденным, поскольку нет ничего более безысходного, чем торжество грешника, из которого, подобно внутреннему врагу, возникают безнаказанность вины и злобность воли».
Пророк Исаия сформулировал эту же мысль и более решительными словами: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову»
(Ис. 1, 17).
Совершающий военные действия против угнетателей и поработителей не противостоит миру, но, напротив, силою своего оружия устанавливает и утверждает его. Эти мотивы мы обнаруживаем и в словах Сына Божия, сказавшего: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его»
(Мф. 10, 34–36).
Настаивая на необходимости воинской хитрости (что кто-то назвал бы и военным коварством) во время ведения военных действий,
блаженный Августин писал: «Главное, чтобы была праведна сама война, а ведется ли она открыто или с использованием засад не имеет никакого отношения к праведности». В подтверждение своей позиции Августин далее приводит слова Бога, приказавшего Иисусу Навину сделать «засаду позади города» Гая
(Нав. 8, 2).
Совершенно очевидно, что ведение военных действий христианами не должно принимать форму неоправданной жестокости, что мы наблюдаем у современных нам агарян. Пророк Иаков проклинал чрезмерную жестокость и ярость, проявляемую даже во время ведения заведомо оправданных военных действий. Читаем: «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа…»
(Быт. 49, 7)
Святитель
Амвросий Медиоланский настаивает, что должны быть «правила войны и договоров, которые должно блюсти, даже имея дело с врагами».
При этом совершенно очевидно, что человек имеет право на самозащиту, и если в необходимых случаях он не прибегает к этому праву, то он совершает грех самоубийства. Под самозащитой надо понимать не только защиту своей собственной жизни, но и жизни своей семьи, своих соседей, своей этнической группы, и, если хотите, своей области, города, дома, своей квартиры или подъезда.
Необходимо блюсти и военную тайну, не раскрывая заранее пред противником планы ведения компании, на что косвенно может указывать призыв: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»
(Мф. 7, 6). Если есть тайны нашей веры, которые не предназначены для чужих ушей, то тем более вопросы, связанные с национальной безопасностью необходимо оберегать и не раскрывать как перед явными, так и потенциальными врагами нашими!
Ведение военных действий не приостанавливается даже тогда, когда наступают религиозные праздники. Это как священник, совершая службу на праздник, фактически не нарушает его покоя. Вот так и воин, обеспечивающий другим верующим соплеменникам возможность соблюдать и сохранять религиозные празднества во время войны, сам как бы священнодействует с мечом в руках.
Читаем: «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?»
(Мф. 12, 5). И еще: «Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ. Когда узнал о том Маттафия и друзья его, горько плакали о них; и говорили друг другу: если все мы будем поступать так, как поступали эти братья наши, и не будем сражаться с язычниками за жизнь нашу и постановления наши, то они скоро истребят нас с земли. И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах. Тогда собрались к ним множество Иудеев, крепкие силою из Израиля, все верные закону»
(1Мак. 2, 38–42).