Актуальная заповедь "Не убий"

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Отец Олег!

Никак не могу разрешить личное противоречие, помогите.
Известный Вам и многим Сергей Худиев, которого я очень уважаю и порой восхищаюсь его лекциями, с завидным упорством пишет у себя в Живом Журнале небольшие посты об Украинских событиях, в которых призывает обе стороны украинского конфликта к исполнению заповеди "Не убий".

Порой эти призывы выливаются в то, что он начинает говорить о недопустимости убийства вообще, в любых ситуациях убийство есть убийство и оправдать его нельзя ничем... С одной стороны, в его позиции я слышу отголоски уранополитизма о. Даниила Сысоева - и вроде бы все правильно, по-христиански, но...

Мне кажется, что в этом есть какая-то неправда, меня это раздражает. Но я человек несовершенный, подверженный страстям, и могу ошибаться.

Не могли бы Вы сказать несколько слов на эту тему именно с Библейской точки зрения.
 
Москва
Православный христианин
Библейские законы ведения войны касались самых разных вопросов. Прежде всего, Библия устанавливает возраст призыва на военную службу. Сказано: «Исчислите все общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех годных для войны у Израиля» (Числ. 26, 2).
Существовали и группы людей, которых на войну не брали, — это левиты, некоторые категории людей и трусы. Сказано: «А левиты по поколениям отцов их не были исчислены между ними (то есть между призванными на войну, — О. С.(Числ. 1, 47).
О некоторых категориях лиц, сказано: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее» (Втор. 20, 5–7).
О трусах Закон Божий устанавливал следующее: «И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Втор. 20, 8).
Все эти группы людей освобождались от службы в армии.
Закон Божий устанавливал и то, как надо поддерживать духовную и физическую чистоту в воинском лагере. Читаем: «И пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши; и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите» (Числ. 31, 19–20).
И еще: «Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого. Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан. Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор. 23, 9–14).
Правила ведения сражения касались и нравственных, и даже экологических аспектов. Читаем: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир» (Втор. 20, 10). И еще: «Если долгое время будешь держать в осаде [какой-нибудь] город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его» (Втор. 20, 19–20).
Призыв «выбери нам мужей [сильных]» имел в виду сильных телом и духом людей, естественно исключал из их ряда трусов, чтобы трус «не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» (Втор. 20, 8). Современной Российской армии очень не хватает вот таких вот законов, которые оберегали бы и брачное ложе призывника, и его надел земли, и его дом, — законов, которые касались бы нравственных и экологических аспектов.
 
Москва
Православный христианин
О правомочности применения оружия и военной хитрости:
Господь сказал: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Но эти слова, особенно во второй своей части: «взявшие меч, мечом погибнут» являются интерпретацией уже известных нам слов: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9, 6).
Блаженный Августин обращает внимание именно на слова: «взявшие меч», воспринимая этих первых как агрессоров, заслуживших адекватный ответ: «мечом погибнут». Именно так и понимал эти евангельские слова святой благоверный князь Александр Невский, перефразировав их следующим образом: «Кто на Русь с мечом пойдет, от меча и погибнет».
В понимании Августина обращение за помощью к мечу по приказу государя или лиц, от него назначенных, означает не «взять меч», а именно использовать его по праву власти, о чем выше мы уже прочитали: «ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13, 6).
Некоторые, возражая против применения оружия, приводят известные слова: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39). Или: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12, 19).
По мнению Августина, подобные наставления имеют глубоко личный характер и касаются проступков, совершаемых лично против нас самих и не имеющих общественного значения. Святитель Филарет (Дроздов) выразил суть этих наставлений Христа словами: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь».
Блаженный Августин учит, что «с теми, кого нам надлежит с благожелательной строгостью наказывать, приходиться часто и многообразно обходиться против их воли. Ведь когда мы очищаем человека от беззаконий греха, ему благо быть побежденным, поскольку нет ничего более безысходного, чем торжество грешника, из которого, подобно внутреннему врагу, возникают безнаказанность вины и злобность воли».
Пророк Исаия сформулировал эту же мысль и более решительными словами: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 17).
Совершающий военные действия против угнетателей и поработителей не противостоит миру, но, напротив, силою своего оружия устанавливает и утверждает его. Эти мотивы мы обнаруживаем и в словах Сына Божия, сказавшего: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 34–36).
Настаивая на необходимости воинской хитрости (что кто-то назвал бы и военным коварством) во время ведения военных действий, блаженный Августин писал: «Главное, чтобы была праведна сама война, а ведется ли она открыто или с использованием засад не имеет никакого отношения к праведности». В подтверждение своей позиции Августин далее приводит слова Бога, приказавшего Иисусу Навину сделать «засаду позади города» Гая (Нав. 8, 2).
Совершенно очевидно, что ведение военных действий христианами не должно принимать форму неоправданной жестокости, что мы наблюдаем у современных нам агарян. Пророк Иаков проклинал чрезмерную жестокость и ярость, проявляемую даже во время ведения заведомо оправданных военных действий. Читаем: «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа…» (Быт. 49, 7)
Святитель Амвросий Медиоланский настаивает, что должны быть «правила войны и договоров, которые должно блюсти, даже имея дело с врагами».
При этом совершенно очевидно, что человек имеет право на самозащиту, и если в необходимых случаях он не прибегает к этому праву, то он совершает грех самоубийства. Под самозащитой надо понимать не только защиту своей собственной жизни, но и жизни своей семьи, своих соседей, своей этнической группы, и, если хотите, своей области, города, дома, своей квартиры или подъезда.
Необходимо блюсти и военную тайну, не раскрывая заранее пред противником планы ведения компании, на что косвенно может указывать призыв: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6). Если есть тайны нашей веры, которые не предназначены для чужих ушей, то тем более вопросы, связанные с национальной безопасностью необходимо оберегать и не раскрывать как перед явными, так и потенциальными врагами нашими!
Ведение военных действий не приостанавливается даже тогда, когда наступают религиозные праздники. Это как священник, совершая службу на праздник, фактически не нарушает его покоя. Вот так и воин, обеспечивающий другим верующим соплеменникам возможность соблюдать и сохранять религиозные празднества во время войны, сам как бы священнодействует с мечом в руках.
Читаем: «Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» (Мф. 12, 5). И еще: «Нападали на них по субботам, и умерло их, и жен их, и детей их со скотом их, до тысячи душ. Когда узнал о том Маттафия и друзья его, горько плакали о них; и говорили друг другу: если все мы будем поступать так, как поступали эти братья наши, и не будем сражаться с язычниками за жизнь нашу и постановления наши, то они скоро истребят нас с земли. И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах. Тогда собрались к ним множество Иудеев, крепкие силою из Израиля, все верные закону» (1Мак. 2, 38–42).
 

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Отец Олег...
Это прекрасный ответ!
Просто слов нет, чтобы выразить благодарность!

Наконец-то все встало на свои места, огромное Вам спасибо!
Такой труд колоссальный. Все, что вы делаете на этом сайте, отвечая на вопросы, приносит огромную пользу людям, и не только тем, которым Вы отвечаете.

Дай Вам Бог крепкого здоровья, чтобы продолжать эти труды, радости, сопутствующей доброму делу, в Боге сделанному, и благополучия - чтобы не отвлекаться от главного на житейское.:)

PS Можно Ваш ответ перепостить у себя в блоге?
 
Москва
Православный христианин
32035.p.jpg


Иисус Навин


«Неужели воинский чин лишен надежды на спасение? Неужели нет ни одного благочестивого сотника? Припоминаю первого сотника, который, стоя при кресте Христовом и по чудесам сознав силу, когда еще не остыла дерзость иудеев, не убоялся их ярости и не отказался возвестить истину, но исповедал и не отрекся, что воистину был Божий Сын (Мф.27:54). Знаю и другого сотника, который о Господе, когда был еще во плоти, познал, что Он Бог и Царь сил и что Ему достаточно одного повеления, чтобы чрез служебных духов посылать пособия нуждающимся. О вере его и Господь подтвердил, что она больше веры всего Израиля (Мф.8:10). А Корнилий, будучи сотником, не удостоился ли видеть ангела и напоследок через Петра не получил ли спасение?» (Василий Великий, беседа 18-я. На день святого мученика Гордия);

«Разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с той целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной дружбы, не творили даже и молитв. Таким образом, это вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости... Они составляют как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри» (Иоанн Златоуст, Фрагменты).
 
Сверху