Айзек Азимов

В статьях В.Питанова создается впечатление, что Библия, в частности, Ветхий Завет - это что-то древнее и неизменное. ПРочтите сами!

ВО многом соглашаясь с ним, считаю, что такие передергивания только умаляют и даже делают ничтожными вполне верные истины. Ведь врать грешно!

Ведь юные могут и не знать того, что Ветхий завет не является чем-то пришедшим через откровения и пророков, а сделанная на основе древних сказаний - -- "Яхвист" и "Жреческий
кодекс" соответственно. ДАЛЕЕ ЦИТАТА ИЗ ТРУДА САМОГО ИЗВЕСТНОГО СОВРЕМЕННОГО УЧЕНОГО А.АЗИМОВА "Яхвист" -- более древний и содержит легенды, имевшие хождение среди
людей, населявших Израиль и Иудею. Тексты, возможно, были записаны и обрели
тот вид, в котором дошли до нас, ранее 700 года до нашей эры, когда Ассирия,
располагавшаяся в междуречье Тигра и Евфрата, была самым могущественным
царством Западной Азии.
Задолго до того, как оно достигло могущества, культура Двуречья уже
занимала доминирующее положение в Западной Азии (она восходит еще к 3400
году до нашей эры, когда жившие там шумеры изобрели письменность). Легенды
шумеров, их воззрения на сотворение Вселенной и раннюю историю Земли
распространились среди всех окружающих народов, оказав на них сильнейшее
влияние, подобно тому как сегодня распространились повсюду западные теории о
происхождении Вселенной и ранней истории Земли.
"Жреческий кодекс" -- более позднего происхождения, он был составлен в
те времена, когда народ Иудеи (евреи) находился в вавилонском плену (VI век
до нашей эры). В ту пору доминирующими племенами данного региона были
халдеи, столицей им служил Вавилон, таким образом, "Жреческий кодекс"
обобщил халдейские, или вавилонские, воззрения на космическую историю. За
ними, в свою очередь, стояла мысль почти трех тысячелетий, восходившая к
шумерам.
Оба документа были с почтительностью соединены в один труд, причем
редакторы особенно заботились о том, чтобы нанести как можно меньший урон
обоим источникам. Первые одиннадцать глав книги Бытие обрели современный вид к тому времени, когда евреи вернулись в Иерусалим после вавилонского плена.

ТАким образом, Библия является компиляцией, совершенной умными и честными, но людьми, а также подверглась немалому числу изменений, уничтожений вариантов и редактирования, купюрам в угоду политической коньюнктуре (вспомните недавнее открытие - добавление вавилонянами "ВСУЕ" к "Не ГНЕВИСЬ" , что поменяло политику и явилось причиной репрессий.

С уважением,
Тохир
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
ДАЛЕЕ ЦИТАТА ИЗ ТРУДА САМОГО ИЗВЕСТНОГО СОВРЕМЕННОГО УЧЕНОГО А.АЗИМОВА С уважением, Тохир
Спасибо за ремарку. Однако хочется заметить, что мнение А. Азимова не является для христиан авторитетным в вопросах библеистики. А. Азимов не был ученым-востоковедом и не обладал должной компетенцией для вынесения суждений по вопросам экзегезы Ветхого Завета.

Напомним, что Азимов Айзек (Asimov, Isaac; Исаак Озимов; 1920, местечко Петровичи, Белоруссия, – 1992, Нью-Йорк), американский биохимик и писатель - фантаст. В 1923 г. его семья уехала из Советского Союза в США. В 1939 г. окончил Колумбийский университет по специальности естественные науки. Мировая популярность пришла к Азимову благодаря его научно-фантастическим романам и рассказам. Он считается одним из крупнейших научных фантастов второй половины 20 в.

Мнение биохимика и писателя-фантаста в вопросах библеистики не обладает авторитетом не только для христиан, но и для ученых-востоковедов. История востоковедения знает много прекрасных имен настоящих ученых, свидетельствовавших в пользу целостности и Божественного происхождения Ветхого Завета, ученых, глубоко изучивших ближневосточные языки и подтвердивших свои знания научными открытиями.
В качестве примера приведем следующие имена русских исследователей:

Никольский Михаил Васильевич (1848-1917), рус. правосл. библеист, востоковед, родоначальник рус. ассириологии, Тураев Борис Александрович (1868-1920), академик, рус. правосл. востоковед, историк Церкви, литургист, выдающийся египтолог, Порфирий (Успенский) (1804-1885) – епископ, востоковед, переводчик Библии, археолог. Открыл Синайский кодекс…
Среди зарубежных исследователей Ветхого Завета:
Брайт Джон (род. 1908) - англо-американский библеист и гебраист; Главный труд – "История Израиля" (1-е изд. 1960), Гальбиати Энрико – современный итальянский библеист; Главный труд – "Трудные страницы Библии" (совместно с А. Пьяцца), Гольцман Оскар (1860-1920) – немецкий гебраист и экзегет. Главный труд ("Падение иудейского государства" русск. пер. 1899) посвящен истории эпохи Второго Храма, Гролленберг Лука (род. 1916) –голландский специалист по библейской археологии. Главный труд – "Библейский атлас" (1-е изд. 1959), Де Во Ролан (1903-1971) –французский библеист, кумрановед, специалист по библейской археологии (Главный труд – "Древний Израиль" (1-е изд. 1957), Делич Франц (1813-1890) – немецкий экзегет и востоковед; автор многотомного толкования на Ветхий Завет, Рад Герхард фон (1901-1971) – один из ведущих немецких библеистов. Главный труд – "Богословие Ветхого Завета" (1960), Райт Джон Эрнест (род. 1914) –американский библеист и археолог. Главный труд – "Библейская археология" (1-е изд. 1957) и МНОГИЕ ДРУГИЕ, так, что перечисление их имен займет не одну страницу.

Что же касается позиции А. Азимова в приведенной Вами цитате, то она в высшей степени некомпетентна.
Употребление слов «Яхвист» и «Жреческий кодекс» у А. Азимова носит вульгарно-критический характер. Так, «Яхвист» - «содержит легенды, имевшие хождение среди людей,..» , а «Жреческий кодекс» - «обобщил халдейские, или вавилонские, воззрения на космическую историю».
Здесь А. Азимов демонстрирует свое мастерство писателя-фантаста. Напомним, что термины «Яхвист» и «Жреческий кодекс» сами по себе лишены критического значения. Термин «Жреческий кодекс» ввел протестантский библеист Велльгаузен (который в отличие от А. Азимова не был атеистом). Велльгаузен предложил новое название - Жреческий кодекс, т.е. кодекс богослужебных и прочих законов, выработанный жрецами или священниками – левитами Бога Яхве. Это название закрепилось в библейской науке и сокращенно обозначается латинской буквой P - первой буквой немецкого слова "Priesterkodex" (priester – священник). Прибавление же к «Жреческому кодексу» шумерийских и прочих сказаний, как и обобщение халдейской мудрости – домысел А. Азимова. Также слово «Яхвист» (в библеистики обозначается лат. J ) означает лишь АВТОРА Пятикнижия согласно документарной теории происхождения, а не «легенды».
Существуют несколько интерпретаций яхвистско-документарной теории происхождения Пятикнижия, причем они высказываются христианскими теологами и библеистами. Например:
1) традиция Яхвиста есть неотъемлемая часть текста, написанного самим Моисеем.
2) Моисей использовал существовавшие до него писания Яхвиста (Астрюк и др. католич. авторы).
3) традиция Яхвиста допленного периода существовала гл. обр. в форме устной традиции (протестантская скандинавская школа)
4) традиция Яхвиста записана в послемоисеево время, хотя по содержанию восходит к Моисею. (эту т.зр. разделяет большинство совр. библеистов всех исповеданий. Согласно этой гипотезе, Яхвист писал после разделения царств: либо в 9 в. до н.э. (Велльгаузен и его школа), либо в 10 в.
Документарная теория также не является единственной, поскольку ее многократно критиковали за «атомизацию» текста, например. Вигуру, Елеонский, Юнгеров и др. библеисты.

Соединение традиции «Яхвиста» и «Жреческого кодекса» в библеистических исследованиях никогда не служило аргументом в пользу критики Библии, не опровергает ее смысловой целостности. Очевидно, что Библия – итог многотысячелетнего творчества людей в сотворчестве с Богом, и имеет множество структурных подразделов и смысловых пластов. Однако в ангажированных работах атеиста А. Азимова даже христианское исследование библейского текста преднамеренно искажается и превращается в «критику».
 
россия
Православный христианин
Мухаммедом была отвергнута как тайна Три-единства, открывающая христианам возможность неуничтожения "я" человека при соединении с "Я" Бога; так и тайна Боговоплощения, позволяющая христианам уповать на целокупное преображение человеческой личности - души и тела, и являющаяся оправданием Воскресения с точки зрения христианства.
 
Дорогая Лидия,

Дело не в ученом, хотя мы и должны уважать знания. Это реальные факты, отрицать которые не стоит. Мы же ищем истину, она в БОге, но не в фальши.
Мухаммедом была отвергнута как тайна Три-единства, открывающая христианам возможность неуничтожения "я" человека при соединении с "Я" Бога; так и тайна Боговоплощения, позволяющая христианам уповать на целокупное преображение человеческой личности - души и тела, и являющаяся оправданием Воскресения с точки зрения христианства.

Да, конечно. Но ведь, как известно, тайна три-единства была принята голосованием при минимальном перевесе только около 300 г н.э., во времена, когда Иисус Христос жил на земле, о таком и речи не было.
МНе кажется, нельзя понимать тексты механистически. Железная птица - самолет, но глупо искать у самолета перья. Наука идет по пути познания Бога, ведь все в природе Богу подчиняется.

Спасибо за ремарку. Однако хочется заметить, что мнение А. Азимова не является для христиан авторитетным в вопросах библеистики.

Во многом по сути согалшаясь с Вами, не могу не упомянуть, что в данном случае не всегда стоит меряться авторитетами, а взглянуть по сути. А по сути вопроса невозможно же отрицать факт написания современного текста Ветхого завета группой ученых!

С уважением,
Тохир
 
Москва
Православный христианин
Дорогая Лидия,
Мы же ищем истину, она в БОге, но не в фальши.
С уважением, Тохир
Вот Богу я и верю, а тому что вы говорите - не верю.Тайна Пресвятой Троицы была раскрыта Христом, Его откровением о Себе, Отце и Святом Духе.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Во многом по сути согалшаясь с Вами, не могу не упомянуть, что в данном случае не всегда стоит меряться авторитетами, а взглянуть по сути...
Тохир Хакимович, данная тема называется "ислам". Для обсуждения Библии на сайте есть раздел "Священное Писание".
Или лучший способ защиты - нападение? Увы, научные исследования Библии значительно более развиты, чем исследования Корана, который появился на много веков позже.
Сам Спаситель сказал "Исследуйте Писания" и христианские учёные-богословы никогда не накладывали табу на исследования библейского текста, в то время, как критические исследования Корана запрещались в исламском мире в средние века и по сегодняшний день, поскольку мусульмане верят, что Коран существует вечно, наподобие самого Аллаха.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Во многом по сути согалшаясь с Вами, не могу не упомянуть, что в данном случае не всегда стоит меряться авторитетами, а взглянуть по сути. А по сути вопроса невозможно же отрицать факт написания современного текста Ветхого завета группой ученых!
Но разве это не обман, когда для критики Библии приводится мнение атеиста, умершего от спида и через мнение атеиста пытаются защищать ислам. Разве это не фальш и не игра в лицемерие?
Также христиане могут без конца приводить мнения критиков Корана, являющихся атеистами. Однако будет ли это честно? Верующие должны приводить мнения критиков, которые не принадлежат к атеистическому лагерю. Для сравнения приведу ибн Варрака и Л. И. Климовича.
Например, ибн Варрак ((Ibn Warraq, род. 1946) – ученый пакистанского происхождения (родился в мусульманской семье в Индии, эмигрировавшей в Пакистан, знаменитый своими исследованиями Корана и борьбой с исламским экстремизмом. Автор книг «Почему я не мусульманин»(1995), «Происхождение Корана» (1998), «Вопрос об историческом Мухаммеде» (2000)), который уже издает 3-ий том своих сочинений, доказывая, что Коран – противоречивый плагиат. Причем, в отличие от А. Азимова, ибн Варрак хотя бы БЫЛ МУСУЛЬМАНИНОМ, но расстался с исламом после серьезных научных исследований Корана, хотя и не пришел к иной форме монотеизма, но, в тоже время, и не отверг религию как таковую… В сравнении с ним А. Азимов не был христианином и даже не уличен в серьезном религиоведческом образовании, поэтому не может восприниматься как объективный исследователь.
Достаточно открыть, например, книгу Л.И.Климовича (арабист, симпатизирующий христианству, не атеист). Книга о Коране, его происхождении и мифологии …
http://iran.ru/rus/koran1.php
и прочитать:
«Поскольку вопреки содержащемуся в Коране утверждению, будто в нем нет противоречий (4:84), их в нем немало, в том числе по вопросам не только религиозного, но и законодательного характера, то для устранения этой "неувязки" еще в средние века была создана богословская теория "насх" ("отмены"). Она делит все аяты Корана на "отменяющиеся" ("насых") и "отмененные" ("мансух") и насчитывает в нем 225 ПРОТИВОРЕЧИЙ. Согласно этой теории, 40 сур Корана (то есть более трети всех глав) содержат отмененные аяты. Объяснение противоречий в такой несотворенной истине, как Коран, богословы ищут в его же аятах, в одном из которых сказано: "Когда мы отменяем какое-либо знамение (аят. - Л.К.), или повелеваем забыть его: тогда даем другое, лучшее того, или равное ему" (2:100). Характеризуя те или иные взгляды, содержащиеся в Коране, его мировоззрение, мы принимаем во внимание и эту теорию».
Итак, даже исламское богословие признает, что в Коране 225 ПРОТИВОРЕЧИЙ. Это не мнение атеиста, стремящегося дискредитировать все религии…​

Дорогая Лидия,

Да, конечно. Но ведь, как известно, тайна три-единства была принята голосованием при минимальном перевесе только около 300 г н.э.,
Во-первых, тайна Богопознания не принимается явным или скрытым голосованием через подсчет голосов. Тайну триединства явил САМ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС. Давайте посмотрим как Православие понимает тайну триединства. Бог-Отец есть Ум, обладающий Словом (Сын) и Духом. Следуя вашему тезису, до 300 г. н. э. христиане не знали о существовании у Бога Ума и Слова, а открыли это лишь в 4 веке? Или м. б. до этого времени Сам Бог не обладал Умом? :(Вы, как и я, обладаю умом и без соборных постановлений, так неужели мы откажем в этом Богу? Что же касается Никейского Собора, то он не вводил учение о Троице (оно присутствует в христианстве изначально), а осудил арианство и закрепил определение относительно единосущия Сына Отцу, которое позже вошло в Никейский символ веры.

А по сути вопроса невозможно же отрицать факт написания современного текста Ветхого завета группой ученых!
Христиане не отрицают, что пророки и апостолы были умными и высокообразованными людьми. Для сравнения, Моисей получил прекрасное образование в Египте, был высокообразованным человеком своего времени, о чем упоминает Библия. Таким же человеком был, например, апостол Павел, о чем также говорит Библия. К сожалению, это нельзя сказать о Мухаммед, который только под конец жизни научился читать и писать, мысли которого записывал ученый Зейд ибн Сабит. Напомню, что Мухаммед даже никогда не давал распоряжений записывать Коран, а когда Абу Бакр в первый раз попросил об этом Зейда ибн Сабита, тот отказался, ссылаясь на то, что не имеет права делать этого, если Мухаммед не считал это необходимым. Следовательно, именно Коран мог быть написан «с чистого листа». Поскольку его предполагаемый автор был неграмотным и «текст» хранился лишь в устных преданиях.
 
Сверху