Аборт на ранней стадии не является человекоубийством?

Православный христианин
Добрый день!
Очень неожиданно для себя прочитала:

Прп. Максим Исповедник

Ст. 22-23 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу
Что значит упоминание о женщине, у которой случился выкидыш, когда ее ударили? И как понять, что, если вышедший младенец принял [человеческий] образ, то закон велит ударившему отдать душу за душу, а если выпал бесформенным, то только уплатить пеню?
По поводу буквального значения мы мыслим так: поскольку убийство – это [умерщвление] тела, ибо душа бессмертна и убийство ее не совершить, то [гибель плода,] не принявшего человеческий образ, влечет за собой не суровое наказание, а только малую пеню. Если же человеческий образ уже сформировался, то виновник по справедливости несет наказание за убийство сформировавшегося человека. Согласно же духовному созерцанию мы предполагаем так: если душа восприняла слово Божие и сформировала посредством навыка семя добродетели [в плод], а некто соблазнил такую душу и побудил выкинуть этот плод учения, то он подлежит смертной казни. Если же душа приняла семя слова, но плод посредством навыка и действия еще не вырастила, то соблазнивший ее достоин [меньшего] наказания.
Вопросы и затруднения.

Прп. Ефрем Сирин

Аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и смерти не произойдет, то есть, младенец еще не получил полного образования, и члены его не пришли в надлежащей вид; то виновный должен внести пеню. Если же младенец имел полное образование; да даст душу за душу.

Толкования Священного Писания. Толкования на Исх. 21:22


bible.optina.ru
bible.optina.ru

Это значит что аборты не ранней стадии не являются убийством человека, так как "младенец ещё не получил полного образования и члены его не пришли в надлежащий вид"?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Оксана!

Согласно учению Православной Церкви, момент сверхъестественного зачатия Господа Иисуса Христа есть момент восприятия в Его Ипостась человеческого естества, момент Боговоплощения. Это значит, что уже с зачатия Он в полноте обладал человеческим естеством. Обладатель же человеческого естества является человеком, а не получеловеком и не недочеловеком.

Что касается зачатия обычных людей: время зачатия - это время образования человеческой ипостаси. Зачатый "плод" обладает всеми сущностными человеческими свойствами. Поэтому он и развивается именно как человек, рождается как человек, а не как получеловек.

Что касается приведенных Вами библейских стихов и толкований на них, не следует забывать, что содержащееся в данных стихах требование закона было адресовано ветххозаветным людям. Это с одной стороны, а с другой, речь в них не идет об осознанном "освобождении" женщины от внутриутробного "плода", то есть об аборте.

Прямой ответ на ваш вопрос относительно допустимости-недопустимости абортов Вы можете найти в одном из наиболее ранних памятниках христианской письменности (не имею в виду Священное Писание). Этот литературный памятник называется "Дидахи" (Дидахе). Вот интересующие Вас слова: "Не убивай, не прелюбодействуй, не будь деторастлителем, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не отравляй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай, не пожелай достояния ближнего твоего".

Благодарю за вопрос!
 
Сверху