И я горжусь этим…

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Память о ВОВ, конечно, должна быть - дети должны знать, что пережили предки в те годы и взрослые должны помнить и гордиться. Но все же с гордостью нужно быть осторожнее, т.к. она часто в гордыню переходит. В первые десятилетия Победу практически не праздновали, а потом, чем дальше, тем громче. Тут правильно писали, что немцы и украинцы гордились собой и к чему это привело. Но и советский народ гордился собой и итоге страны вообще не стало. Вобщем с гордостью нужно быть начеку, чтоб в грех гордыни не впасть и не расплачиваться потом сломанной жизнью.
 
Православный христианин
Кто-то из мучеников, когда его спрашивали, как его зовут? - ответил: "Христианин", кто ты по национальности - "Христианин", сколько тебе лет 2 года (столько ему было от крешения). То есть он не гордился ни родом, ни племенем, ни возрастом, но во всём отдал предпочтение Христу. А о нём говорили, что он безумствует.
Да, получается что человек, который гордиться родителями, национальностью и т.д.. гордиться ТЕМ, ЧТО БОГ ЕМУ ДАЛ!

Добродетельно ли гордиться тем, что Бог дал??
 
Православный христианин
Память о ВОВ, конечно, должна быть - дети должны знать, что пережили предки в те годы и взрослые должны помнить и гордиться. Но все же с гордостью нужно быть осторожнее, т.к. она часто в гордыню переходит. В первые десятилетия Победу практически не праздновали, а потом, чем дальше, тем громче. Тут правильно писали, что немцы и украинцы гордились собой и к чему это привело. Но и советский народ гордился собой и итоге страны вообще не стало. Вобщем с гордостью нужно быть начеку, чтоб в грех гордыни не впасть и не расплачиваться потом сломанной жизнью.
Мне кажется что в миру гордость не считается грехом, но даже напротив. И в этом всё дело.

Поэтому так легко употребляется это слово в различных лозунгах, громких фразах.

Но православному человеку это слово режет слух, так как вся борьба с грехом в основе своей лежит в борьбе с гордостью.
Мирской человек с высоко поднятой головой говорит "да, я русский, я еврей.... я англичанин и горжусь этим, горжусь своей страной". А можно ли сказать со столь гордо поднятой головой - "я христианин и горжусь этим, горжусь своей верой, горжусь Богородицей, горжусь Богом"??
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я не филолог, но можно провести аналогию. Мне кажется, что в нашем ("великом и могучем") языке вновь не хватает слова для верного описания этой самой гордости с позитивным и негреховным оттенком.
Например, в русском языке словом "любить" можно описать разные виды "любви" (в том числе и греховные): любить Бога, колбасу, маму, Родину, водку, котов, поспать. И всё это - от недостатка слов. В то время как Любовь - это эрос, сторге, филия, агапе на греческом.
 
Крещён в Православии
Мне кажется что в миру гордость не считается грехом, но даже напротив. И в этом всё дело.
....
Я читала когда-то давно, что гордость -это не грех, а вот гордыня грех. Гордыня - это гордость за себя, а за других можно.
 
Крещён в Православии
Добродетельно ли гордиться тем, что Бог дал??
Несомненно, если это связано с ответственностью, и с бережливым отношением и умножением того, что, дал Бог. Здесь слово гордиться - указывает на ответственность, и в употреблении именно с этим понятием ответственности, понятие гордиться, имеет положительное значение. Одно и то-же слово, может обозначать совершенно разные вещи, в зависимости от ситуации и применения. Как например слово " гнев", может иметь много значений и областей применения, можно гневаться на врага, на ближнего, на грехи, может быть праведный гнев. Всё зависит от области применения, в каком значении применяется данное понятие. Поэтому Вы определитесь в каком значении, вы обсуждаете данное понятие, иначе это разговор без конца и не о чём.
 
Россия
Православный христианин
Кто-то из мучеников, когда его спрашивали, как его зовут? - ответил: "Христианин", кто ты по национальности - "Христианин", сколько тебе лет 2 года (столько ему было от крешения). То есть он не гордился ни родом, ни племенем, ни возрастом, но во всём отдал предпочтение Христу. А о нём говорили, что он безумствует.
Так и слово Христианин можно произнести с гордостью(гордыней), а можно смиренно. Это не про мученика конкретно, а в общем.
По-моему в самом начале темы уже дали полный ответ как отличить гордость(гордыню) от гордости( набор положительных чувств, не относящихся к греху): это наличие возвеличивания над другими и презрения к другим.
Слово "гордость" в русском языке, особенно в житейском, имеет много значений, также как и ряд других слов, например, ключ, который открывает дверь, и ключ, как источник бьющей воды. Вам же не придёт в голову сравнивать их.
Когда человек, например женщина, унижается перед мужчиной, соглашается на всё ради него, ей говорят другие- имей гордость, зачем ты так делаешь. Люди в этот момент не имеют ввиду гордыню, а имеют ввиду простое человеческое достоинство, т.е. не превращаться в человекоугодника и тряпку, ведь это тоже грех.
Так что, мне кажется, тема уже давно исчерпала себя.
 
Крещён в Православии
Мне кажется что в миру гордость не считается грехом, но даже напротив. И в этом всё дело.
А что, для Вас мир Оксана? Вы сами не миру живёте? Вы монахиня? Что для Вас мир? Это сборище атеистов, агностиков? Что мир для вас? От кого Вы отгораживаетесь, когда говорите в " миру так, или этак" ?
 
Москва
Православный христианин
Мне кажется
Мирской человек с высоко поднятой головой А можно ли сказать со столь гордо поднятой головой - "я христианин и горжусь этим, горжусь своей верой, горжусь Богородицей, горжусь Богом"??
Высоко поднятая голова как раз и есть, думаю, признак - гордыни. Которая грех. Без высоко поднятой головы никак нельзя? Если Вы так описываете гордость... за что-то, с высоко понятой головой, значит так Вы её и понимаете, как превозношение над другими, как гордыню.


По ссылкам же можно было прочитать: "- ... само понятие «гордость» может иметь различные смыслы. Одно - это почитание себя выше и лучше других... Ещё раз подчёркиваю, что в нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть, следовательно, презрение к другим ... - наш человек очень широк. Мы позволяем всем жить у нас, всех привечаем. Есть такая важная черта у русского народа. И я думаю, что эта черта самая лучшая с христианской точки зрения. Этим мы можем гордиться.

В очень условном смысле мы можем применить понятие «гордость» к нашему национальному самосознанию. Мы говорим, скорее, о любви к Родине, о любви к своему народу"(c).

 
Православный христианин
Да, получается что человек, который гордиться родителями, национальностью и т.д.. гордиться ТЕМ, ЧТО БОГ ЕМУ ДАЛ!

Добродетельно ли гордиться тем, что Бог дал??
За то, что Бог дал - нужно не гордиться, а благодарить Бога. Стоит человеку возгордиться даром Божьим, как тут же Бог его и отнимет. Инче и не бывает

По-моему в самом начале темы уже дали полный ответ как отличить гордость(гордыню) от гордости( набор положительных чувств, не относящихся к греху): это наличие возвеличивания над другими и презрения к другим.
Лучше использовать другие слова.
Так уже повелось у нас в обществе, что гордость стали использовать, как нечто хорошее. Можно конечно его использовать в положительном ключе. Эдакая игра слов, каламбур. Но всё же в собственном смысле гордость - это греховная страсть. Аналогия с ключом несколько неуместна тут.

А можно ли сказать со столь гордо поднятой головой - "я христианин и горжусь этим, горжусь своей верой, горжусь Богородицей, горжусь Богом"??
Лучше по апостольски "хвалить". Не путать с хвастовством

Ещё раз - речь в теме не о войне!!!
Так и я в собственном смысле не о войне, а к тому написал, что не нужно гордиться подвигами на ней, что ты в ней участвовал. Этим нельзя гордиться. Братоубийство достойно слёз и сожаления, но никак не гордости, как нам внушает пропаганда. И вообще войны Бог попускает за наши грехи. Тут каяться нужно и всячески смиряться, а не гордиться. Чему гордиться? Тем, что защитил родину, семью. Но это ведь долг твой. Вы станете гордиться тем, что помогаете престарелой матери, подаёте пожертвования в храм, помогаете нищим, молитесь, поститесь?... Как Господь учил через Апостола относиться к долгу, исполнением какого-либо дела? Я раб, ничего не стоящий. Солдат мог спасти тысячи людей, но попасть в ад, как привёл слова Святых выше. Вот, чего стоит эта гордость без главного - спасения своей души.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Так и я в собственном смысле не о войне, а к тому написал, что не нужно гордиться подвигами на ней, что ты в ней участвовал. Этим нельзя гордиться. Братоубийство достойно слёз и сожаления, но никак не гордости, как нам внушает пропаганда. И вообще войны Бог попускает за наши грехи. Тут каяться нужно и всячески смиряться, а не гордиться. Чему гордиться? Тем, что защитил родину, семью. Но это ведь долг твой. Как Господь учил через Апостола относиться к долгу, исполнением какого-либо дела? Я раб, ничего не стоящий. Солдат мог спасти тысячи людей, но попасть в ад, как привёл слова Святых выше. Вот, чего стоит эта гордость без главного - спасения своей души.
Аминь!..... .
 
Православный христианин


Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева – для рождающихся от жен Сир.10,21
Что гордится земля и пепел?
Сир.10:9
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (Ин. 2:16)
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии


Патриарх Кирилл напомнил российской молодёжи о национальной гордости​

07.05.2013​

Воспитывать в себе дух воинов, способных защищать Отечество, брать пример с Александра Невского, Дмитрия Донского, маршала Георгия Жукова, Александра Матросова, Зои Космодемьянской призвал российскую молодёжь Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской православной церкви выступил перед участниками парада «Дети победителей», который прошёл вчера, 6 мая, в Москве, на Поклонной горе, сообщает официальный сайт Русской православной церкви.
– Если из сердец наших не уйдёт православная вера, а вместе с ней – национальное самосознание и национальная гордость, мы будем одерживать победы, в первую очередь те, которые нам надлежит сегодня одержать: победы в укреплении государства, его обороноспособности, экономической мощи, в решении многих социальных проблем, – сказал патриарх.

 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
У этого игумена борода недавно только выросла, в отличии от Патриарха, у которого борода уже давно седая, и думается мне Патриарх лучше знает мальчика - игумена, где и как можно употреблять, то, или другое понятие.
 
Православный христианин
Я не филолог, но можно провести аналогию. Мне кажется, что в нашем ("великом и могучем") языке вновь не хватает слова для верного описания этой самой гордости с позитивным и негреховным оттенком.
Например, в русском языке словом "любить" можно описать разные виды "любви" (в том числе и греховные): любить Бога, колбасу, маму, Родину, водку, котов, поспать. И всё это - от недостатка слов. В то время как Любовь - это эрос, сторге, филия, агапе на греческом.
Нет, эта аналогия не проходит. Если бы проходила, то мы бы могли сказать что гордимся Богородицей, православием, верой, Богом ....
Ведь, несмотря на то что слово "любовь" может описывать греховную любовь, мы говорим что любим Бога, любим Богородицу и даже, могу сказать что люблю веру и православие. Но со слово "горжусь" это не работает. Почему?

Рассматривая смыслы я замечаю что слово "горжусь" подразумевает отсутствие критического отношения к тому "объекту/субъекту" которым кто то гордится.
Например, когда мы говорим что гордимся своей страной то мы как бы опускаем все негативные моменты в истории страны и выделяем только позитивные. Но могли ли верующие сказать что гордятся страной когда под руководством Ленина и с согласия народа совершалась революция, уничтожались храмы, расстреливались священники? Точно так же немцы могли ли гордиться страной когда под руководством Гитлера совершались все те ужасы при согласии многих и многих немцев?? Подразумевает ли гордость страной в одни периоды её истории и стыд за строну в другие периоды её истории? Возникает вопрос и чем конкретно мы гордимся когда говорим что гордимся тем то? Страна - это ведь народ, власть, земля. Гордимся народом? А я не часть его? Или я при этом и собой горжусь? Гордимся властью? А власть это что за люди? Они благочестивые? Чем конкретно мы гордимся в их действиях? Гордимся землёй, природой? А это не дар Бога которым неуместно гордиться? А если есть хороший врач в больнице и коллеги говорят - мы гордимся что в нашей клинике работает такой врач. То чем они гордятся? Они как бы его заслуги приписывают себе через то что они в той же клинике, радом с ним работают. Но разве это повод для гордости? Можно благодарить Бога за то что этот человек - хороший врач. Но атеист об этом понятия не имеет и просто гордится тем что работает вместе с хорошим врачом. Чем он гордится по сути? А если это не атеист гордится а православный?

И гордость невольно подразумевает оценку - это хорошо, поэтому я этим горжусь. А из каких соображений мы даём эту оценку?

Именно что если вместо слова "гордимся" мы скажем я люблю, мне нравится, я уважаю и т.д., то смысл будет совсем иной. Тут дело не в слове а в смысле, в духе, который несёт слово.
 
Православный христианин
Я читала когда-то давно, что гордость -это не грех, а вот гордыня грех. Гордыня - это гордость за себя, а за других можно.
А я очень чётко ощущала в себе гордость за своего ребёнка как грех. У него что то хорошо получается и я чувствую что во мне действует гордость. А хорошо или плохо - это автоматически идёт сравнение с другими детьми. , видимо, тут гордость за другого просто прикрывает гордость за себя. Ты гордишься причастностью к тому у которого хорошо получается. В ребёнке - это ведь моё... Так и с врачом - это ведь в моей клинике светило науки и это ведь я ассистент этого светила.
Тут очень тонкие порой помыслы, которые не видны поверхностным взглядом.
 
Православный христианин
Даже когда человек гордится своей родиной, успехами своих детей вначале без самопревозношения над другими, но всегда есть опасность, что это чувство радости за свои успехи или успехи ближнего перерастет в греховное чувство, если человек начнет этим превозноситься (а это может произойти и происходит настолько тонко, что человек этого просто не заметит. Недаром святые гордость называют слепой страстью). Именно потому гордость (в святоотеческом понимании) — это всегда превозношение одного перед другим. Едва ли вы найдёте одно из тысяч высказываний Святых Отцов, когда гордость упоминалась в хорошем смысле. А все они прямо говорят, что хорошей гордости не существует.

Так из предания оптинского монастыря известно, как однажды был устроен обед в честь приехавшего в обитель заслуженного генерала. Генерал что-то рассказывал и упомянул, что побуждением в том деле была благородная гордость. Преподобный Моисей знаменательно промолчал, а старец Макарий не выдержал: «Как, благородная гордость? Какая благородная гордость, В.Н.? Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская». Эти слова так поразили генерала своею истиною и вместе неожиданностью для него, что он ответил: «Позвольте, батюшка, позвольте, это прекрасно; я сейчас же запишу, что вы сказали». Генерал тут же за обедом достал из кармана свою записную книжку, попросил позволения у отца настоятеля и записал: «Нет благородной гордости, а есть только одна гордость бесовская».
Отец архимандрит приветствовал это записывание приятною улыбкой и продолжал потчевать своего гостя с искренним радушием.

В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Преподобный Никон предостерегал: «Не должно тщеславиться (гордиться) ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».
 
Православный христианин
Так и слово Христианин можно произнести с гордостью(гордыней), а можно смиренно. Это не про мученика конкретно, а в общем.
По-моему в самом начале темы уже дали полный ответ как отличить гордость(гордыню) от гордости( набор положительных чувств, не относящихся к греху): это наличие возвеличивания над другими и презрения к другим.
Слово "гордость" в русском языке, особенно в житейском, имеет много значений, также как и ряд других слов, например, ключ, который открывает дверь, и ключ, как источник бьющей воды. Вам же не придёт в голову сравнивать их.
Когда человек, например женщина, унижается перед мужчиной, соглашается на всё ради него, ей говорят другие- имей гордость, зачем ты так делаешь. Люди в этот момент не имеют ввиду гордыню, а имеют ввиду простое человеческое достоинство, т.е. не превращаться в человекоугодника и тряпку, ведь это тоже грех.
Так что, мне кажется, тема уже давно исчерпала себя.
Я не увидела в начале темы какого либо ответа, а, тем более полного. Есть попытка оправдать "гордость", не вникая в суть. Для меня полный ответ в статье священника, которую я приводила тут:
***«Я помню, я горжусь». Верующий христианин, понимающий, что такое духовная жизнь, под этими словами никогда не подпишется.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху