Как правильно использовать Святоотеческое писание?

Крещён в Православии
Некоторые высказывания Святых отцов мне непонятны.
По этой причине я не могу их принять.
Как к этому правильно относиться?

Первый вариант: все высказывания святых верны и нами не обсуждаются. Я не прав и рассуждать об этом душевредно.

Второй вариант: ранее жившие святые тоже были людьми и могли ошибаться в рассуждении по каким-либо вопросам. Поэтому над непонятными высказываниями надо размышлять с целью познать истину.
 
Православный христианин
Святость приходит не в один момент. Это путь длинною в целую жизнь, и на каждом её этапе своё понимание и откровение свыше, не противоречащее предыдущим этапам, а дополняющее и открывающее новые глубины..
Святые отцы на начальных этапах могли и ошибиться в выводах об откровениях, потому что как сказал Апостол: сейчас мы видим гадательно, как через тусклое стекло.
Лучше читать более поздние труды.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не все советы святых подходят именно конкретному человеку. В трудах наставников можно найти диаметрально противоположные советы, данные разным людям. Каждому - свое.
То, что понятно, принимаем. То, что непонятно, обдумываем. Что-то откладываем на более позднее понимание. А что-то, возможно, нам и не дано понять. У каждого из нас свои духовные и мыслительные способности, и это - нормально.
 
Крещён в Православии
Некоторые высказывания Святых отцов мне непонятны.
По этой причине я не могу их принять.
Как к этому правильно относиться?

Первый вариант: все высказывания святых верны и нами не обсуждаются. Я не прав и рассуждать об этом душевредно.

Второй вариант: ранее жившие святые тоже были людьми и могли ошибаться в рассуждении по каким-либо вопросам. Поэтому над непонятными высказываниями надо размышлять с целью познать истину.
Какие высказывания Вам непонятны. приведите пару примеров?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Некоторые высказывания Святых отцов мне непонятны.
По этой причине я не могу их принять.
Как к этому правильно относиться?

Первый вариант: все высказывания святых верны и нами не обсуждаются. Я не прав и рассуждать об этом душевредно.

Второй вариант: ранее жившие святые тоже были людьми и могли ошибаться в рассуждении по каким-либо вопросам. Поэтому над непонятными высказываниями надо размышлять с целью познать истину.
Катехизис говорит, что все источники знаний о Боге делятся по авторитетности на следующие части:
- Евангелие
- Догматы Православной Церкви
- решения Соборов Православной Церкви
- Святоотеческое учение.

Таким образом, если Отцы расходятся в мнениях по какому-либо вопросу, но при этом не противоречат Евангелию, Догматам и Соборным решениям, ничего страшного в этом нет. Например, размышляя о Шестодневе, Отцы придерживались различных точек зрения, ни одна из которых не отдаляла их от истинной веры в Иисуса Христа.
 
Православный христианин
Насколько поздние? С начала 19 века?
Нет, те труды, которые они писали уже в зрелом духовном возрасте.
На протяжении жизни человек может начать описывать свой опыт с самого начала духовного поиска и иногда ошибается в выводах, а потом забывает исправить или оставляет как свидетельство своего раннего подвижничества.
 
Украина
Православный христианин
Некоторые высказывания Святых отцов мне непонятны.
По этой причине я не могу их принять.
Есть третий вариант, то что не понял, пока недоступно для меня, поэтому ищу ответы только по тем темам которые открылись для меня на это время от Господа. Я всегда так поступаю, так как во первых это поможет избежать внутренней гордыни, во вторых порбуждает и к внутреннему очищению. Мы слишком духовно "грязны" ещё, для того чтобы нам открылось то о чём они (святые) размышляли.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Есть третий вариант, то что не понял, пока недоступно для меня, поэтому ищу ответы только по тем темам которые открылись для меня на это время от Господа. Я всегда так поступаю,
Я тоже иногда так поступаю.
Но представьте такую ситуацию. Есть высказывание, авторитетное и общепризнанное православным обществом, с которым я не согласен и которое в корне меняет смысл Священного писания ( по моему мнению, которое, допускаю, может быть ошибочным). И на сегодня я не нашёл ни подтверждения моего мнения другими людьми, ни логического публичного опровержения мнения авторитетного святого (которое, иное мнение, как думаю, в православии невозможно).
Выход один: ждать и надеяться...
 
Православный христианин
Иногда и правда, встречаются диаметрально противоположные мнения. Вспомнилась история иконы Богородицы "Прибавление ума":
Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума» ».
 
Крещён в Православии
Я тоже иногда так поступаю.
Но представьте такую ситуацию. Есть высказывание, авторитетное и общепризнанное православным обществом, с которым я не согласен и которое в корне меняет смысл Священного писания ( по моему мнению, которое, допускаю, может быть ошибочным). И на сегодня я не нашёл ни подтверждения моего мнения другими людьми, ни логического публичного опровержения мнения авторитетного святого (которое, иное мнение, как думаю, в православии невозможно).
Выход один: ждать и надеяться...
Дайте хотя бы один пример. Непонятно о чем Вы пишите.
 
Крещён в Православии
Какие высказывания Вам непонятны. приведите пару примеров?
Не стоит увлекаться примерами в данной теме. Уйдём в сторону.
Когда я читаю Библию вместе с толкованием, то чаще не понимаю толкователей, а не смысл Священного писания.
Первый вариант: все высказывания святых верны и нами не обсуждаются. Я не прав и рассуждать об этом душевредно.

Второй вариант: ранее жившие святые тоже были людьми и могли ошибаться в рассуждении по каким-либо вопросам. Поэтому над непонятными высказываниями надо размышлять с целью познать истину.
Какой вариант посоветуете, Вячеслав?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Крещён в Православии
Не стоит увлекаться примерами в данной теме. Уйдём в сторону.
В какую сторону? Вести обсуждения не понятно чего - это грешить пустословием. Вы это понимаете?
Когда я читаю Библию вместе с толкованием, то чаще не понимаю толкователей, а не смысл Священного писания.
Это проблема не Библии и не толкования, это Ваша проблема непонимания текста и не умение работать с текстом.
Какой вариант посоветуете, Вячеслав?
Первый. Хотя он сформулирован некорректно.
 
Крещён в Православии
Отец Михаил уже ответил. Не принимать и не отвергать. Подождать. Возможно, спустя какое-то время станет понятнее.
Это не принимать и не отвергать? Можете из личного опыта привести пример того, что Вы не принимаете, но и не отвергаете?
 
Украина
Православный христианин
Я тоже иногда так поступаю.
Но представьте такую ситуацию. Есть высказывание, авторитетное и общепризнанное православным обществом, с которым я не согласен и которое в корне меняет смысл Священного писания ( по моему мнению, которое, допускаю, может быть ошибочным). И на сегодня я не нашёл ни подтверждения моего мнения другими людьми, ни логического публичного опровержения мнения авторитетного святого (которое, иное мнение, как думаю, в православии невозможно).
Выход один: ждать и надеяться...
Иногда необходимо понять по какому поводу высказывался святой, действительно ли это его слова, или передано что либо иными людьми о нём. В конце концов мнение одного святого не есть догмат или согласие отцов. Возможно иные святые отцы трактовали по своему это место Священного Писания. Например я долгое время не понимал место Священного Писания, где Господь говорит следующую фразу:" Там где будет труп там соберутся орлы".... Когда же я прочёл толкования разных святых и увидел насколько трудные и разнообразные толкования этого места, то решил не делать каких либо определённых выводов, а отложить вопрос до "лучших времён". Или вот например меня долго мучил вопрос о том на каком основании апокриф "Евангелие от Иакова младшего" применяется для обоснования праздников Введения в храм и Рождества Пресвятой Девы. Недавно я наткнулся на оригинальное высказывание о том, что Церковь может принимать те или иные исторические повествования, которые не противоречат Священному Преданию и с моего сердца снялся некий "камень".....

Вы тут всех заинтриговали, создайте тему, как говорится один ум хорошо, а два ума или три помогут докопаться до истины, для чего и создан форум...)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Отец Михаил,благословите.А может так быть,что некоторые места так и останутся " недопонятыми". По воле Божией.
И,если можно,вопрос.В Евангелии от Матфея гл.14.рассказывается как утих ветер и тогда:"Бывшие же в лодке подошли,поклонились Ему и сказали:истинно Ты - Сын Божий".
Бывшие в лодке- речь именно об учениках?И именно с этого момента они уже не сомневались,Кто перед ними?
Получается сильный страх в какой-то мере открыл им глаза...
Надеюсь на ваш ответ и/либо совет у кого лучше прочесть толкование.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это не принимать и не отвергать? Можете из личного опыта привести пример того, что Вы не принимаете, но и не отвергаете?
Здравствуйте, все.
Пример мой будет не совсем по теме, но близко к ней. Когда впервые услышала о подвиге Софии - матери трех сестер Веры, Надежды, Любови, не могла принять этот подвиг, было совершенно не понятно, как можно было матери допустить мученья и смерть малолетних дочерей. Этот подвиг вызывал оторопь. Со временем ее подвиг не стал более "понятен", но был принят. Как бы точнее сказать? Поняла, что если во мне такой веры, как у св. Софии нет, то это не причина не принимать ее подвиг.
Можно было бы привести и некоторые высказывания святых отцов, но сейчас так сразу не вспомню какую-то конкретику, хотя подобное тоже было.
 
Крещён в Православии
Здравствуйте, все.
Пример мой будет не совсем по теме, но близко к ней. Когда впервые услышала о подвиге Софии - матери трех сестер Веры, Надежды, Любови, не могла принять этот подвиг, было совершенно не понятно, как можно было матери допустить мученья и смерть малолетних дочерей. Этот подвиг вызывал оторопь. Со временем ее подвиг не стал более "понятен", но был принят. Как бы точнее сказать? Поняла, что если во мне такой веры, как у св. Софии нет, то это не причина не принимать ее подвиг.
Можно было бы привести и некоторые высказывания святых отцов, но сейчас так сразу не вспомню какую-то конкретику, хотя подобное тоже было.
Спасибо! Возразить нечем
 
Сверху