Как объяснить ребёнку, что такое Причастие

Как объяснить ребёнку, что такое Причастие

«Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик», — услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.

«Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии и ожидая выноса Чаши.

К сожалению, подобные «объяснения» самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от Церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»

Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы, следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно «усложняя» объяснение.

Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними, то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него участие в Евхаристии станет естественной и неотъемлемой частью жизни человека любого возраста. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом, что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.

  • Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: При-частие, становление частью чего-то, при-со-единение к Богу…
  • Бог есть Любовь, полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
  • Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6).
  • Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти». Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
    Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу.
  • Святые Дары также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней.

Говорить о Святом Причастии в категориях вкусной пищи, сладостей, категорически недопустимо. Подобные ассоциации являются в некотором роде кощунственными и закладывают в детскую душу неблагоговейное отношение к Святыне.

Важно, чтобы и родители причащались вместе с ребёнком, иначе в подростковом возрасте отказ от причащения для него станет признаком взрослости.

И в заключение мне хотелось бы поделиться краткими вариантами ответа на вопрос: «Как объяснить ребёнку, что такое Причастие?». Различие в ответах может объясняться разным возрастом детей.

Причастие
Фото: Юлия Ткачук

***

Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: «Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин) — ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»

Вот и что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.

Анастасия Овансова, мама троих детей

***

Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соединяемся с Господом!»

Марина Базанова, мама двоих детей

***

«Нередко я слышал, что подносят ребенка, ребенок начинает бояться, ребенок начинает плакать, ему объясняют бабушка, дедушка, мама – папа редко, но бывает, – и говорят, что вот это сладенькое, покушай, конфетку тебе даст батюшка, компотика тебе дадут… Это просто кощунственные вещи, и ребёнок только заходится еще больше. Я точно не знаю о причинах, почему так происходит, но реакция ребенка именно такова, он не успокаивается. Я не слышал ни одного ребенка, который бы после этого успокоился. Но при этом я хорошо помню: я тогда был дьяконом и служил на Болгарском подворье. Там владыка Игнатий, когда он выходил причащать, я так же стоял с платом, когда подносили визжащего ребенка упирающегося, он спрашивал у родителей, как его имя и потом спрашивал: «Саша, это Тело и Кровь Господа – ты будешь причащаться?» Не могу сказать, что в ста процентах случаев, но в девяти из десяти таких абсолютно кричащих визжащих детей внезапно успокаивались и спокойно принимали Причастие, я сам был этому свидетель.

Иногда даже воцерковленные люди как-то подходят от ума. Один мой друг мне говорил: «Я не знаю, что делать: подношу дочку свою (она была, конечно, маленькая) к Причастию, она начинает плакать, кричать, неадекватно себя вести, не знаю, что делать». Я ему говорю: «А ты ей говори, что это Тело и Кровь Христа» – «Так она же маленькая, она не поймет!» Я говорю: «Дух ее поймет, не надо недооценивать дух детей, да, по разуму дети, конечно, не знают о мире столько, сколько знают взрослые, но по духу дети, конечно, чувствуют. Попробуй, скажи». Он мне потом говорит: «Действительно, как только я начал ей это говорить, она стала совершенно спокойно причащаться».

священник Георгий Максимов

***

Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума.

Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.

Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.

Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания Таинства Таинств.

Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.

Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.

священник Александр Аникин

***

Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом, чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской Библии, через молитву в храме и дома с родителями.

Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.

Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»). Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.

священник Александр Ионитис

***

Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное — постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.

диакон Антоний Сацута

***

Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».

Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?» — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя Самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас». А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное. На то оно и Таинство.

иподиакон Александр Попов

P.S. Взрослым рекомендуем статью: Почему вино – кровь Христова, а хлеб – Его тело?


Комментировать

4 комментария

  • Екатерина, 17.03.2017

    Как чудесно! Спаси Бог за статью!

    Ответить »
  • Кирилл, 31.08.2019

    Из бесед доктора богословия, профессора Софьи Куломзиной.

    1960 год.

    Главное в опыте церковной жизни малыша — частое причащение Святых Тайн. В Таинстве причащения в его жизнь входит благодать Божия, которая и есть самая суть христианской жизни. Таинство это реально и действенно, но это не означает, что ребёнок может его рационально принимать. Он может понять, что имеет дело с чем-то особенно важным, особенно святым, исходя из благоговейного отношения к Таинству родителей и всех собравшихся. Объяснение же вполне можно свести к тому, что Святое Причастие — это священная пища, которую нам даёт Бог. Можно добавить, что эту пищу Иисус Христос дал Своим ученикам, и что Он Сам даёт нам её, когда мы причащаемся.

    Ответить »
  • eliseeva528, 10.04.2024

    Обычно внука причащают родители, редко. А когда я его повела причащать в возрасте 4 лет, то объяснила, довольно кратко, что Причастие — символ Тела и Крови Христовой. Детёныш, видно, всё время «переваривал» эту информацию и, подойдя к Чаше, объявил, что «эту г-сть» он есть не будет. Нас, естественно, отстранили, и по дороге домой я ему более основательно всё объяснила. Запомнил хорошо! Теперь причащается сознательно.

    Ответить »
    • _Gennadiy_, 11.04.2024

      Нельзя сказать, что Вы правильно учите ребенка, говоря, что Причастие — символ. В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в Истинное Тело и Истинную Кровь Господа Иисуса Христа. То есть за символом стоит реальность.

      Ответить »