Как не вырастить ребенка эгоистом в ХХI веке?

Как не вырастить ребенка эгоистом в ХХI веке?

В детстве нам говорили, что эгоизм – это очень стыдно и плохо. Все мы смотрели мультик про Великана-эгоиста и рассуждали не без младенческого фарисейства, вполне непосредственного: как хорошо, что эгоизм – это не про нас!

Воспитанные на Андерсене

И действительно, эгоизм в то время еще не проникал в нашу жизнь с такой настойчивостью, как сегодня. Нас воспитывали на «Цветике-семицветике» Катаева, где девочка Женя поступалась своим заветным желанием ради больного мальчугана Вити. Баранки, игрушки, дружба с соседскими мальчишками, – всё это ей становилось ненужным – лишь бы Витя прыгал и бегал на здоровых ногах.

Помнится, нам читали про самоотверженную Герду, что прошла полмира – от колдуньи к разбойникам и через другие напасти – чтобы спасти любимого Кая от Снежной Королевы. И – отдадим должное чудесной воспитывающей силе детской литературы – всё это не прошло даром.

В поколении тридцатипяти- и сорокалетних, нынешних родителей, нет особых проблем ни с эмпатией, ни с пониманием чужой боли, ни с состраданием – ведь и сами мы многое перенесли в кромешные перестроечные годы.

Нам просто не дали вырасти эгоистами: вынужденные ограничения и лишения, дефициты и дефолты, кризисы и прочие испытания наложили отпечаток на наше детство. У нас не было ни вкусной еды вволю, ни модной одежды в избытке, ни гаджетов, ни дорогих и сложных игрушек, словом, ничего из того, чем перекормлены наши дети.

Будем ли мы утверждать, что всё это было хорошо и правильно и воспитало нас аскетами и альтруистами? Навряд ли. Но так уж социально и исторически сложилось.

Привыкшие во всем себя ограничивать, нередко мы обвиняем наших отпрысков в эгоизме, холодности, отсутствии сострадания и сочувствия, в неумении сопереживать. Правда, не мы ли этому поспособствовали? Не мы ли дали им больше, чем это необходимо – очевидно, вспоминая о собственных лишениях в их возрасте?

«Я» в центре

Между тем, отметим, что каждый ребенок от природы своей эгоцентричен. Он приходит в мир именно таким – маленьким центром вселенной, абсолютно уверенным в том, что мир движется вокруг него, все события происходят ради него и все люди существуют, чтобы его принимать и любить.

Новорожденный

И в этом взгляде на мир есть своя духовная правда. Наверное, так Господь поначалу защищает невинную и чистую неокрепшую человеческую душу ото всех ран, наносимых малышу. Реальный взрослый мир равнодушен и жесток, его законы непонятны, они пугают, лишают воли к действию. Так что, можно сказать, эгоцентризм – это защитная околоплодная оболочка для маленького человека во внешнем мире.

Так пускай хотя бы в радужном начале своей жизни он чувствует себя немного Маленьким Принцем, тем, кого безусловно любят, кому все открыто и подвластно.

С возрастом младенческое убеждение в том, что ты – центр мира, скоро проходит. Если ребенок психически здоров и психологически крепок, он не будет цепляться за прежнее, увязать в эгоцентризме. Не станется инфантильным. Ведь ему будет интересен мир во всех его проявлениях. Жажда исследований и открытий поведет его от него самого к другим людям.

Тогда, осознав, что он – не единственный центр Вселенной и рядом есть другие подобные ему существа со своими желаниями, стремлениями и предпочтениями, всякий ребенок постепенно отходит от эгоцентризма. Он учится принимать и понимать других, делает шаг от самости к умению слышать другого.

Жаль, не всегда это движение в его развитии происходит вовремя и быстро. Переходный период может затянуться, и тогда жди капризов, непослушания, требований и смены настроения. Но этот переход каждый ребенок неминуемо должен перейти.

Ребенок в степени

Не секрет: зачастую мы культивируем детский эгоизм, сами устанавливаем своего рода культ личности ребенка. Возводим его в степень. Каждое его желание мы предугадываем. Каждую просьбу опережаем.

И здесь, скорее всего, в нас действует советский стереотип и заученный с детства лозунг: «Всё лучшее – детям». За долгие годы этот призыв сделал почти невозможное и во многом благое дело: в стране появилась массовая детская культура: фильмы и мультики, аудиоспектакли, театры, музеи, железные дороги, магазины для детей.

Но в каждую бочку меда добрых социальных начинаний так или иначе подмешивается ложка дегтя.

Советские родители прочно установили детей в своей семье на высоком постаменте, перенесли акценты с родительских отношений на жизнь детей: лишали себя лучшего куска, необходимых вещей ради того, чтобы лучшее досталось ребенку.

Так дети становились своего рода идолами, на алтарь которых приносилось всё самое ценное. Сами же дети в меру своего возрастного эгоцентризма принимали родительские усилия как должное.

Что и понятно, ведь в суете добывания благ для своего чада мама и папа не успевали уделить время его душе и научить его благодарности.

Некоторые из этих детишек, вырастая, так и не смогли выбраться из твердой скорлупы детского эгоцентризма. То ли в скорлупе оказалось уютнее и безопаснее, чем в окружающем их неизвестном мире. То ли семейные установки и традиции были настолько сильны, что юный человек вовремя не перешагнул грань эгоцентризма.

Центр мира такого человека в юности в силу нормальных возрастных изменений психики наверняка дрогнул и пошатнулся, если не упал и не разлетелся на куски. Его самооценка неизбежно стала более объективной, «я» в его глазах резко упало в цене.

В таком положении ничего не остается, как или осудить неправильного себя, или пожалеть: безоговорочно принять и полюбить, баловать себя самого, позволять себе всё желаемое.

Из маленького эгоцентриста – в большого эгоиста

Так маленький эгоцентрист, вырастая без должного воспитания и внимания и своей внутренней жизни, иногда становится большим эгоистом. Оказывается, жить надо только для себя и удовлетворения малейших своих нужд, – понимает он.

Это убеждение в нем подкрепляет весь современный мир с его развитым маркетингом и агрессивно работающей рекламой.

Каждый рекламный щит кричит: полюби себя, позволь себе наслаждение, побалуй себя новинкой, расширь свои возможности, потребляй больше, и пусть весь мир подождет. Удовлетворить все запросы, создать максимальный комфорт во всех сферах жизни, как можно меньше «напрягать» человека – вот негласное правило современной цивилизации.

В цифровом мире, куда ребенок погружен с головой, работают те же законы эгоизма, жесткой конкуренции, выживания сильнейших. И незаметно эта, навязанная ему, жизненная философия становится его собственной.

Как же не вырастить ребенка эгоистом в ХХI веке? Задача, прямо скажем, не из простых. И ответы на вопрос дает христианство.

Трезвение, воздержание, действенная любовь к ближнему – понятия вечные, непреходящие. Жаль только, малопопулярные в веке высоких технологий.

Отзывчивый – не значит слабак

Когда заходит разговор о христианском воспитании ребенка, многие родители оперируют элементарной логикой: нет, разве можно заставить свое дитя воздерживаться от сладкого или фаст-фуда, когда этим питаются его сверстники?

Запрещать компьютерные игры, когда в них играют все одноклассники? Заставлять помогать бабушке по дому, когда у него уроки, развивающие кружки и прогулка по расписанию?

Надо ли воспитывать сострадание и жертвенность, делая ребенка слабым, уязвимым, лишая его многих радостей возраста? Как же тогда он сможет выживать в агрессивном и нестабильном мире?

Но житейская логика, повседневная практичность и Евангелие всегда были и есть несопоставимы. Христианство по-своему отвечает на эти вопросы.

Правда, человеку, далекому от христианского мировоззрения, довольно трудно объяснить, что, уча любить и помогать, сочувствовать и откликаться на чужие радости и горести, а также давать себе отчет в своих мыслях и поступках, мы растим абсолютно не слабаков. Ведь только сильная и осознанная личность способна на сопереживание, ответственность и самоконтроль.

В центре мира – Бог

Чем же эгоизм качественно отличается от любви и открытости людям? Чем он определяется? Конечно, отношением к себе и другим.

В центре мира эгоиста – его болезненное восприятие «я»: я далеко не самый хороший, но заслуживаю всего лучшего. В центре мира любящего христианина – Бог: да, я не самый хороший, но Господь любит меня как Свое творение и дитя, поэтому я достоин хорошего: необходимых мне жизненных благ.

И еще: я хочу делиться своим временем, талантами и возможностями с другими людьми.

Многие сайты о воспитании дают готовые рецепты о том, как не вырастить своё дитя эгоистом. Увы, на практике простые советы редко работают, поскольку каждый ребенок и каждый родитель – самобытные личности, и для них универсальных советов нет.

Многодетность – не панацея

В православном сообществе нередко раздаются голоса о том, что лучшим лекарством от эгоизма является многодетность. Мол, у наших прадедов и прапрадедов в семьях было по 10-15 детей – и все они помогали друг другу.

С этим трудно не согласиться. Да, дети, которые воспитываются в многодетных семьях, гораздо более открытые, общительные и дружелюбные, они ухаживают друг за другом и чаще всего очень помогают родителям по дому и с младшими.

Но и до конца согласиться с тем, что многодетность – панацея от детского эгоизма, я не могу. Как-то в Крыму довелось наблюдать странную сцену на городском пляже. Мама-инвалид с одной рукой собирала домой своих дочерей-подростков.

Собирала долго, тяжело, начинала всё сначала. Вещи падали и не желали укладываться в сумки. Все, кто был рядом на берегу наблюдали с тяжелым сердцем, не смея вмешаться и предложить помощь, чтобы ненароком не обидеть многодетную маму. Между тем, все три здоровые и очень подвижные дочери ничем не старались помочь матери и занимались своими делами.

Стратегия и тактика

Вывод, пожалуй, следующий: ни многодетность семьи, ни строгое воспитание и ограничения, ни нотации и внушения не сделают маленького человека сострадательным и восприимчивым к чужой беде.

Чуткое и любящее сердце надо воспитывать иначе: учить любоваться прекрасным, но и не прятать детей от страшного и неизбежного. Показывать примеры жалости и снисходительности к бабушкам и дедушкам, друзьям и учителям, прохожим и знакомым, бродячим собакам и домашним котам.

В общем, будем следить за собой. Ведь отсутствие эмоционального интеллекта, некая замороженность чувств ребенка говорит нам о том, что его душа ограждает себя от слишком ярких эмоций, резких впечатлений и переживаний.

Не секрет, что дети постоянно нас «зеркалят». А если мы нетерпимы друг к другу, нервны и злы, если не можем стерпеть малейшей критики в свой адрес и не спешим жертвовать временем, силами, средствами и поступаться своими желаниями, то что отразит ребенок? Вот именно, таких неприглядных нас.

Поэтому постараемся с младенчества объяснять малышу то, что очевидно для нас. Что бабушка устала. Что котенку больно. Что Маша не хочет играть, ей пора домой. Что Даша маленькая, поэтому ей иногда нужно уступать. Что шоколадкой надо поделиться с другом.

Эгоизм не приходит и не уходит сразу. Если вы объявите ему быструю наступательную войну, победа может оказаться на его стороне. Нет, тут нужна тактика, стратегия и неспешные взвешенные действия.

Чтобы касалось сердца

Расскажите ребенку о людях с ограниченными возможностями, поведайте о их потребностях и особенностях жизни. Познакомьте с дауном Витей, ДЦП-шником Ваней и поделитесь историей об аутичном Паше.

Навестите больную тетушку, которая почти не встает с постели. Не отмалчивайтесь, когда разговор заходит о боли, болезни, страдании, смерти и прочих тяжелых вещах. Не оставляйте не отвеченных вопросов.

Пусть ваш ребенок с одноклассниками выступит с концертом или спектаклем в доме инвалидов или детдоме, поучаствует в благотворительной акции. Спасет раненую птицу или вылечит лапу больной собаке.

И, конечно, расскажите ему о Христе и примерах Его жертвенной любви не только к ученикам, но и к совершенно незнакомым людям.

Пересказывайте притчи. Цитируйте Евангелие понятным ребенку языком. И, если это коснется его сердца, то в нем произойдут прекрасные и необратимые перемены. Тогда никакой эгоизм ему не страшен.

И пускай на все это вам понадобятся не дни, а долгие годы. Борьба с себялюбием ребенка, борьба за его душу стоит свеч, и каждая душа – ценность в глазах Божиих.

Валентина Патронова

Комментировать